Публикации Инновации в школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновации в школе
Автор: Клипов Игорь Николаевич

Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.Лизинский В.МКачество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителейМ.БарберОсновная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, развиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Школа так же должна создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Необходимо обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с различного рода информацией. Однако, верен и следующий тезис: Насильно против воли человека научить невозможно. Когда-то Галилео Галилей сказал: «Вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя». Все это наводит на мысль о том, что необходимо использовать инновационные технологии, вместе с традиционным обучением. То есть, учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.____С 2010 года в РФ действует приоритетный проект «Образование», призванный ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. Проект действует в несколько этапов, и первый из них закончился в 2015 году. По итогам данного этапа был высказан тезис о необходимости выработать и реализовать единую стратегию распространения инновационных практик. В соответствие результатам в закон об образовании была внесена поправка, касающаяся, необходимости и целесообразности разработки и внедрения инновационных технологий в процесс образования, при этом акцент делается на плавное изменение текущего состояния образования, так как традиционная форма обучения – это фундамент инновации. Здесь же делается акцент на создание инновационного продукта. Инновационный продукт – это результат деятельности педагогического коллектива и администрации ОУ, направленный или на модификацию уже существующих традиционных методик, или создание абсолютно новой технологии, и дающий положительную динамику успеваемости обучающихся. И таких инновационных продуктов, по данным мониторинга единого портала «Инновации в образовании», за последние годы накопилось свыше пятисот. Рассмотрим некоторые из них. Активные методы обученияАктивные методы обучения – это система новых методов обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.Обучение в сотрудничестве Обучение в сотрудничестве – это использование малых групп обучающихся в реальном или виртуальном (при дистанционном обучении) классе. Решение учебных задач предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой все члены группы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми, и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. В процессе социальных контактов между обучающимися создается сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности. Обучение в сотрудничестве – это совместное исследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя знания в уже готовом виде. Самостоятельная образовательная деятельность обучающихся является одним из принципов обучения в сотрудничестве. Меняется роль преподавателя. Педагог является полноправным участником образовательного процесса. Существует несколько разновидностей метода (технологии) обучения в сотрудничестве, отличающихся постановкой учебных задач и организационными формами: обучение в команде, индивидуально- групповой подход, командно-игровой подход, пила, учимся вместе) Метод проектов Метод проектов – это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то должно быть найдено ее конкретное решение, если практическая – достигнут конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, в паре, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Формы организации совместной деятельности над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы. Портфель (портфолио) Личностно-ориентированный подход к обучению, ставящий в центр образовательного процесса личность обучающегося, предполагает, что ответственность за успех своей деятельности обучающиеся берут на себя. Значит, субъектом оценки своей деятельности является сам обучающийся, его самооценка выступает объектом педагогического анализа и должна накладываться на экспертную оценку. Однако умению адекватно оценивать собственные достижения тоже надо учить. Метод портфолио способствует формированию навыков рефлексии и самооценки. Портфолио выполняет педагогическую задачу вовлечения обучающихся в осмысление результатов обучения и постановку целей дальнейшего развития. «Портфолио – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности». Портфолио раскрывает динамику личностного развития обучающегося в процессе обучения, помогает отследить результативность его деятельности и, что особенно важно, процесс достижения результата и его эффективность.___Существует и множество других инновационных технологий и методик. Их список все время растет. С актуальными разработками можно познакомиться в журнале «Инновации в школе». Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения