Публикации Зарождение патриотизма в России: как в древнерусский период формировалась идея служения Отечеству

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Зарождение патриотизма в России: как в древнерусский период формировалась идея служения Отечеству
Автор: Колобовникова Галина Вадимовна

Зарождение патриотизма в России: как в древнерусский период формировалась идея служения ОтечествуГалина Вадимовна Колобовникова,педагог дополнительного образования отдела «Пластические искусства»Идея патриотизма является актуальной в жизни современного общества. Патриотизм, каким мы понимаем его сегодня, выражается в политических принципах и социальных чувствах привязанности к Родине, преданности ей и готовности к жертвам ради нее.Представления о сущности патриотизма, связанные с любовью к Родине, формировались на протяжении многовековой российской истории.Изучая представления о патриотизме, обнаруживаем первые свидетельства формирования патриотического сознания в древнерусском периоде нашего государства.Патриотизм – это любовь к своей Родине и желание сохранить и защитить ее национально-государственные интересы. Без единого централизованного государства не может быть понятия патриотизма.Объединение славянских земель вокруг Киева положило начало Древнерусскому государству. Желание совместно защищать свою землю, своих родичей подтолкнуло славян к развитию собственной народности. Необходимость объединения племен, укрепления власти киевского князя на новой духовной основе и приобщения Древней Руси к общеевропейским духовным и культурным ценностям – всё это привело к принятию христианской религии. Эти факторы явились важной составляющей развития и укрепления государства и, как следствие, способствовали формированию патриотического сознания. Историческая ситуация древнерусского периода характеризовалась следующими факторами: удельные князья подняли свой авторитет в противовес централизованной власти в лице Киевского князя, что привело к разобщению Киевской Руси и возникновению самостоятельных земель и княжеств. Само понятие «Русская земля» употреблялось в географическом значении и не имело политического подтекста. В обстановке раздробленности Руси патриотической идеологии единого централизованного государства не могло сложиться. Однако, до нашего времени дошли памятники литературы периода IX– XIII веков, в которых впервые предпринимаются попытки формировании древнерусской патриотической концепции. Один из исследователей проблемы зарождения патриотизма в России – М.М. Кром – писал: «Древнерусская литература говорила о любви к Родине на языке чувств и образов».В «Слове о Законе и Благодати» киевского митрополита Иллариона говорится, что принявшая христианство Русь не «слабая и безвестная земля», а киевские князья «не в плохой стране были... владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли». По мнению исследователя А.В. Абрамова, это первая попытка «сформулировать патриотическую концепцию, рисующую место Руси в геополитическом пространстве». Автор «Слова» считает, что Великих Киевских князей Владимира и Ярослава можно считать «патриотами» русской земли, каждый из них воспевается в качестве объекта национальной гордости. Обособленные русские княжества подвергались постоянным набегам с внешней стороны. Данный факт повлек призывы к объединению, отображенные в «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. Автор говорит о желании князей служить родной земле, защищать от врагов, строить новые города, возводить храмы, то есть быть патриотами земли Русской. «Служба Родине была деятельным богослужением, а патриотизм совпадал с благочестием» (В. Соловьёв).В «Поучении Владимира Мономаха» продолжается формирование образа одного из главнейших субъектов патриотической идеи – личности князя. Владимир Мономах был патриотом всей русской земли, много сделавшим для сохранения единства русских земель, прекращения княжеских междоусобиц и защиты Руси от половцев. «Поучение» содержит призыв к единению Руси, к любви и согласию между братьями: «Я добра хочу Русской Земле». К одному из первых проявлений патриотизма в Удельной Руси, относится «Слово о погибели русской земли» (XIII век), в котором воспевается родная земля. К тому времени уже имеются признаки, говорящие о существовании патриотического сознания: просматриваются его субъекты, к которым относятся князья Киевские, авторы «Слова о Законе и Благодати» и «Повести временных лет»; определены объекты патриотизма, которые необходимо защищать: «Земля Русская», «вера христианская», а также сам князь – правитель, который бережёт землю и веру, защищает «свет истины» от недругов. Основной целью объединения князей являлась защита земель от внешней опасности. Эта идея выражена в «Слове о полку Игореве». Наряду с эпичностью и масштабностью изображения Русской земли, произведение содержит ораторскую речь, выполняющую задачу страстной и убежденной агитации за сплочение всех русских сил для отпора врагу. Выводы. Памятники древнерусской литературы являются яркими примерами формирования основ патриотических чувств, что свидетельствует о зарождении социально-философских основ патриотизма. В них отражены патриотические ценности: земля русская, вера христианская и личность князя. Образ князя – это не только носитель патриотических устремлений и деяний, но и первый патриот, подающий пример всему народу в деле обустройства, служения и защиты земли русской и веры христианской.