Публикации Особенности цифровой трансформации отечественного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности цифровой трансформации отечественного образования
Автор: Нарежнев Алексей Евгеньевич

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯА.Е.Нарежневчлен «Российского союза сельской молодежи» Новосибирской областиД.Е.Нарежневмастер ПАО «Ростелеком» НСО Образование как потребность человека, в знаниях на современном этапе развития информационного общества, в условиях цифровизации, представляет собой, уникальный ресурс, имеющий очень сжатый круг лидеров по контролю за образовательными системами в мире. Безусловно, монополисты, в системе образования, представляют себе новый бизнес, как мега-проект на долгосрочную перспективу. Так, современным трендом социально-экономического развития является цифровизация, которая затрагивает все сферы экономики и общества, в том числе и образование. В имеющихся научных материалах, по вопросу цифровой трансформации образования, излагается сущность, где выделяется особенность трансформации цифровизации российской системы образования, и отмечается противоречивый характер проводимых преобразований, особенно связанных с внедрением цифровых технологий. Прорабатываются правовые нормы для эффективного регулирования процесса цифровизации российского образования. К тому же, оценивается и прогнозируется научная обоснованность и экономическая целесообразность реализуемого формата цифровизации российского образования, а также, возможные последствия его трансформации. Имеющиеся международные доклады по цифровизации образования в глобальном мире, позволяют взглянуть на ситуацию с другой стороны, которая представляется в виде глобальных перемен и, направлена на передел сфер влияния в сфере контроля за образованием населения многих стран. Относящиеся к ним материалы по линии международных агентств в сфере образования, свидетельствуют о том, что монополизация на знания, дает возможность, управлять образовательными учреждениями как социальными институтами общества в том направлении, в которое они будут направлены.К слову сказать, известный историк, А.И.Фурсов, о цифровизации образования, рассуждает, как о монополии над образованием, как над приоритетным ресурсом в руках элит, которые будут определять уровень образования и направления, в которые будут двигаться массы народов многих стран. В добавлении хочется отметить, что, внедряя цифровизацию в систему образования, необходимо задать вопрос: о том, а какое будет качество образования у тех, кто приобретает цифровое образование? Насколько оно будет эффективным по отношению с существующим традиционным, и в каком направлении человечество сможет продвинуться? Ну и, наконец, на какие группы населения будет рассчитано цифровое образование в большей степени и, что мы получим с педагогической точки зрения? Вот на эти вопросы, однозначно нужно ответить, чтобы понимать, что такое цифровая трансформация отечественного образования, какие скрытые шифры они в себе несут.Однако, имеется и мнение профильного российского ведомства, контролирующее реформу образования, как приоритетного проекта. Мы, приведем высказывание Министерства образования Российской Федерации, в котором они делают акцент, на достижение цели эксперимента, состоящей, не только в создании и апробации цифровой образовательной среды, но и обеспечении возможности ее постоянного использования на всей территории Российской Федерации. К тому же, ключевая роль в этом процессе отводится дистанционному образованию, как приоритетной форме обучения, уже зарекомендовала себя положительно по мнению многих реформаторов. Продвижение в этом направлении, по их мнению, лежит в русле глобальной концепции трансформации образования, разработанной под эгидой ЮНЕСКО, в которой постулируется полный отказ от традиционной школы и традиционных ценностей образовательного процесса и переход на дистанционное обучение, на всех уровнях образования человека.Вновь обращаясь к мнению известного историка, Фурсов.А.И, особо хочется отметить, что он акцентирует внимание на рекомендации, предназначенные для трансформации систем образования в развивающихся странах мира. Мы с вами знаем, что обозначение «развивающиеся страны», употребляется применительно к тем странам, где экономика имеет сырьевую зависимость от более крупных стран. Так известный публицист Н.В.Стариков, долгое время, в СМИ информировал своих читателей, об развивающихся странах и их ресурсах, особенное значение придавал отрицательной стороне западных стран по отношению к восточным, где запад на протяжении многих лет видит лишь ресурсы для своей жизнедеятельности. В свою очередь, обратимся к исследователю Колесникова, она в своих работах, рассматривает федеральный проект «Цифровая образовательная среда», как приоритетный объект научного исследования, где указано, что предполагающий период, к 2024 г., где утвердительно изложено, что сохранение традиционных занятий в школах, но с использованием возможностей цифровых технологий, включающих: высокоскоростной Интернет, обеспечение образовательных учреждений техникой, локальные сети, широкий набор сервисов. И к тому же, финансирование федерального проекта идет за счет средств федерального и региональных бюджетов Российской Федерации. Опираясь на исторический аспект, необходимо напомнить, что, начиная, с 2005 г. в России начался процесс поэтапной цифровизации национальной образовательной системы. Следующим этапом стало, в 2015 г., но с участием ведущих российских вузов (МФТИ, ВШЭ, УрФУ, МГУ, НИТУ «МИСиС», ИТМО, СПбГУ, СПбПУ) создание Национальной платформы открытого образования, где размещаются онлайн-курсы (более 400), разработанные преподавателями этих университетов. В завершении этих инноваций, в 2016 г. началась реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ», где приняли участие, более 120 организаций высшего образования и свыше 40 - среднего профессионального. Хорошим поворотом в России, явилось, организация, с 1 сентября 2020 г. начало эксперимент по внедрению «цифровой образовательной среды» в образовательных учреждениях (школах и колледжах) России, определен список субъектов России, из числа лидеров по эффективности реализации проектов и качества образования. Так, в списке расположились следующие регионы: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область - Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Эксперимент планируется завершить до 31 декабря 2022 г., а полное завершение федерального проекта В этом контексте, Российские педагоги, рассматривают цифровую трансформацию образования, как неизбежный процесс изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях цифровизации отечественного образования, который разворачивается в быстро развивающейся цифровой образовательной среде образовательных организаций, и направлен на решение социально-экономических задач страны, в условиях четвертой промышленной революции, являющейся приоритетной в России, и становления цифровой отечественной экономики. Опираясь на вышеизложенное, где педагоги рассматривают цифровизацию образования как неизбежный процесс по изменению содержания, методов и организационных форм учебной работы с обучающимися, хотелось бы отметить важность исполнения Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», предусматривающий, в том числе:- ускорение технологического развития Российской Федерации; - увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации; - ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере. В этих условиях перед педагогами, ставятся следующие задачи: - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; - внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практикоориентированных и гибких образовательных программ; - формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования В приведенных задачах, мы видим четко сформулированные государственные установки выделяющие особенности российского образования, по реализации федерального проекта «Цифровая трансформация образования», где необходимость обозначения стратегических направлений цифровой трансформации отечественного образования, относящееся к Министерству образования Российской Федерации, а следовательно, распространяются на любое образовательное учреждение. В этой связи, мы руководствуемся Распоряжением Правительства Российской Федерации, от 2.12.2021 года № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ», где представляем вниманию педагогам и руководителям образовательных учреждений, основные сервисы, которые должны быть включены в общую систему цифровой образовательной среды образовательного учреждения, среди них:
  • Сервис «библиотека цифрового образовательного контента» сервис, позволяющий использовать современный верифицированный цифровой образовательный контент, реализовывать образовательные программы углубленного уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории, а также повышать уровень профессиональной компетентности педагогических работников
  • Сервис «Цифровой помощник ученика» сервис, позволяющий с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента выстраивать индивидуальный план обучения в соответствии с интересами и способностями обучающегося, а также управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами
  • Сервис «Цифровой помощник родителя» проактивный сервис, создающий комплексные возможности для организации образовательной деятельности обучающегося
  • Сервис «Цифровое портфолио ученика» сервис, обеспечивающий обучающимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования; формирование цифрового портфолио ученика будет осуществляться с согласия родителей (законных представителей) обучающихся
  • Сервис «Цифровой помощник учителя» сервис, автоматизирующий проверку домашних заданий и планирование образовательных программ с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта, упрощающий и помогающий сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантов у детей, снизить административную нагрузку на педагогических работников
  • Сервис «Управление образовательной организацией» построение системы управления образовательной организацией направлено на расширение возможности принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, на насыщение такой системы интеллектуальными алгоритмами
  • В завершении, хотелось бы отметить, что особенностью цифровой трансформации отечественного образования, является переход на цифровые образовательные технологии, предусматривающие смену парадигмы педагогической и управленческой в деле прорывного процесса, для достижения международного лидерства и обеспечение суверенитета образовательной сферы как отрасли национальной экономики России. Касательно, школьной профориентации посредством внедрения Цифровой образовательной среды в пилотных субъектах страны, говорит нам о том, что государство нацелено на всесторонние реформы, связанные с социально-экономической деятельности человека.Список литературы
  • Стрелкова И.А. Актуальные аспекты цифровизации российского образования// Социальные новации и социальные науки.-Москва: ИНИОН РАН, 2021г.-№1. с.96-106.
  • Доклад «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования», подготовлен к российско-китайской образовательной конференции на базе НИУ ВШЭ, 2019г.
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации, от 02.12.2021г № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящиеся к сфере деятельности Министерства Просвещения Российской Федерации.
  • Указ Президента Российской Федерации, от 21 июля 2020г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030г».
  • Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».