Публикации
Особенности цифровой трансформации отечественного образования
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности цифровой трансформации отечественного образования
Автор: Нарежнев Алексей Евгеньевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности цифровой трансформации отечественного образования
Автор: Нарежнев Алексей Евгеньевич
ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯА.Е.Нарежневчлен «Российского союза сельской молодежи» Новосибирской областиД.Е.Нарежневмастер ПАО «Ростелеком» НСО Образование как потребность человека, в знаниях на современном этапе развития информационного общества, в условиях цифровизации, представляет собой, уникальный ресурс, имеющий очень сжатый круг лидеров по контролю за образовательными системами в мире. Безусловно, монополисты, в системе образования, представляют себе новый бизнес, как мега-проект на долгосрочную перспективу. Так, современным трендом социально-экономического развития является цифровизация, которая затрагивает все сферы экономики и общества, в том числе и образование. В имеющихся научных материалах, по вопросу цифровой трансформации образования, излагается сущность, где выделяется особенность трансформации цифровизации российской системы образования, и отмечается противоречивый характер проводимых преобразований, особенно связанных с внедрением цифровых технологий. Прорабатываются правовые нормы для эффективного регулирования процесса цифровизации российского образования. К тому же, оценивается и прогнозируется научная обоснованность и экономическая целесообразность реализуемого формата цифровизации российского образования, а также, возможные последствия его трансформации. Имеющиеся международные доклады по цифровизации образования в глобальном мире, позволяют взглянуть на ситуацию с другой стороны, которая представляется в виде глобальных перемен и, направлена на передел сфер влияния в сфере контроля за образованием населения многих стран. Относящиеся к ним материалы по линии международных агентств в сфере образования, свидетельствуют о том, что монополизация на знания, дает возможность, управлять образовательными учреждениями как социальными институтами общества в том направлении, в которое они будут направлены.К слову сказать, известный историк, А.И.Фурсов, о цифровизации образования, рассуждает, как о монополии над образованием, как над приоритетным ресурсом в руках элит, которые будут определять уровень образования и направления, в которые будут двигаться массы народов многих стран. В добавлении хочется отметить, что, внедряя цифровизацию в систему образования, необходимо задать вопрос: о том, а какое будет качество образования у тех, кто приобретает цифровое образование? Насколько оно будет эффективным по отношению с существующим традиционным, и в каком направлении человечество сможет продвинуться? Ну и, наконец, на какие группы населения будет рассчитано цифровое образование в большей степени и, что мы получим с педагогической точки зрения? Вот на эти вопросы, однозначно нужно ответить, чтобы понимать, что такое цифровая трансформация отечественного образования, какие скрытые шифры они в себе несут.Однако, имеется и мнение профильного российского ведомства, контролирующее реформу образования, как приоритетного проекта. Мы, приведем высказывание Министерства образования Российской Федерации, в котором они делают акцент, на достижение цели эксперимента, состоящей, не только в создании и апробации цифровой образовательной среды, но и обеспечении возможности ее постоянного использования на всей территории Российской Федерации. К тому же, ключевая роль в этом процессе отводится дистанционному образованию, как приоритетной форме обучения, уже зарекомендовала себя положительно по мнению многих реформаторов. Продвижение в этом направлении, по их мнению, лежит в русле глобальной концепции трансформации образования, разработанной под эгидой ЮНЕСКО, в которой постулируется полный отказ от традиционной школы и традиционных ценностей образовательного процесса и переход на дистанционное обучение, на всех уровнях образования человека.Вновь обращаясь к мнению известного историка, Фурсов.А.И, особо хочется отметить, что он акцентирует внимание на рекомендации, предназначенные для трансформации систем образования в развивающихся странах мира. Мы с вами знаем, что обозначение «развивающиеся страны», употребляется применительно к тем странам, где экономика имеет сырьевую зависимость от более крупных стран. Так известный публицист Н.В.Стариков, долгое время, в СМИ информировал своих читателей, об развивающихся странах и их ресурсах, особенное значение придавал отрицательной стороне западных стран по отношению к восточным, где запад на протяжении многих лет видит лишь ресурсы для своей жизнедеятельности. В свою очередь, обратимся к исследователю Колесникова, она в своих работах, рассматривает федеральный проект «Цифровая образовательная среда», как приоритетный объект научного исследования, где указано, что предполагающий период, к 2024 г., где утвердительно изложено, что сохранение традиционных занятий в школах, но с использованием возможностей цифровых технологий, включающих: высокоскоростной Интернет, обеспечение образовательных учреждений техникой, локальные сети, широкий набор сервисов. И к тому же, финансирование федерального проекта идет за счет средств федерального и региональных бюджетов Российской Федерации. Опираясь на исторический аспект, необходимо напомнить, что, начиная, с 2005 г. в России начался процесс поэтапной цифровизации национальной образовательной системы. Следующим этапом стало, в 2015 г., но с участием ведущих российских вузов (МФТИ, ВШЭ, УрФУ, МГУ, НИТУ «МИСиС», ИТМО, СПбГУ, СПбПУ) создание Национальной платформы открытого образования, где размещаются онлайн-курсы (более 400), разработанные преподавателями этих университетов. В завершении этих инноваций, в 2016 г. началась реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ», где приняли участие, более 120 организаций высшего образования и свыше 40 - среднего профессионального. Хорошим поворотом в России, явилось, организация, с 1 сентября 2020 г. начало эксперимент по внедрению «цифровой образовательной среды» в образовательных учреждениях (школах и колледжах) России, определен список субъектов России, из числа лидеров по эффективности реализации проектов и качества образования. Так, в списке расположились следующие регионы: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область - Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Эксперимент планируется завершить до 31 декабря 2022 г., а полное завершение федерального проекта В этом контексте, Российские педагоги, рассматривают цифровую трансформацию образования, как неизбежный процесс изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях цифровизации отечественного образования, который разворачивается в быстро развивающейся цифровой образовательной среде образовательных организаций, и направлен на решение социально-экономических задач страны, в условиях четвертой промышленной революции, являющейся приоритетной в России, и становления цифровой отечественной экономики. Опираясь на вышеизложенное, где педагоги рассматривают цифровизацию образования как неизбежный процесс по изменению содержания, методов и организационных форм учебной работы с обучающимися, хотелось бы отметить важность исполнения Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», предусматривающий, в том числе:- ускорение технологического развития Российской Федерации; - увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации; - ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере. В этих условиях перед педагогами, ставятся следующие задачи: - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; - внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практикоориентированных и гибких образовательных программ; - формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования В приведенных задачах, мы видим четко сформулированные государственные установки выделяющие особенности российского образования, по реализации федерального проекта «Цифровая трансформация образования», где необходимость обозначения стратегических направлений цифровой трансформации отечественного образования, относящееся к Министерству образования Российской Федерации, а следовательно, распространяются на любое образовательное учреждение. В этой связи, мы руководствуемся Распоряжением Правительства Российской Федерации, от 2.12.2021 года № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ», где представляем вниманию педагогам и руководителям образовательных учреждений, основные сервисы, которые должны быть включены в общую систему цифровой образовательной среды образовательного учреждения, среди них:Сервис «библиотека цифрового образовательного контента» сервис, позволяющий использовать современный верифицированный цифровой образовательный контент, реализовывать образовательные программы углубленного уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории, а также повышать уровень профессиональной компетентности педагогических работников Сервис «Цифровой помощник ученика» сервис, позволяющий с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента выстраивать индивидуальный план обучения в соответствии с интересами и способностями обучающегося, а также управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами Сервис «Цифровой помощник родителя» проактивный сервис, создающий комплексные возможности для организации образовательной деятельности обучающегося Сервис «Цифровое портфолио ученика» сервис, обеспечивающий обучающимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования; формирование цифрового портфолио ученика будет осуществляться с согласия родителей (законных представителей) обучающихся Сервис «Цифровой помощник учителя» сервис, автоматизирующий проверку домашних заданий и планирование образовательных программ с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта, упрощающий и помогающий сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантов у детей, снизить административную нагрузку на педагогических работников Сервис «Управление образовательной организацией» построение системы управления образовательной организацией направлено на расширение возможности принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, на насыщение такой системы интеллектуальными алгоритмами В завершении, хотелось бы отметить, что особенностью цифровой трансформации отечественного образования, является переход на цифровые образовательные технологии, предусматривающие смену парадигмы педагогической и управленческой в деле прорывного процесса, для достижения международного лидерства и обеспечение суверенитета образовательной сферы как отрасли национальной экономики России. Касательно, школьной профориентации посредством внедрения Цифровой образовательной среды в пилотных субъектах страны, говорит нам о том, что государство нацелено на всесторонние реформы, связанные с социально-экономической деятельности человека.Список литературыСтрелкова И.А. Актуальные аспекты цифровизации российского образования// Социальные новации и социальные науки.-Москва: ИНИОН РАН, 2021г.-№1. с.96-106. Доклад «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования», подготовлен к российско-китайской образовательной конференции на базе НИУ ВШЭ, 2019г. Распоряжение Правительства Российской Федерации, от 02.12.2021г № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящиеся к сфере деятельности Министерства Просвещения Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации, от 21 июля 2020г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030г». Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».