Публикации Дефект смягчения у детей с двигательными нарушениями

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дефект смягчения у детей с двигательными нарушениями
Автор: Ширгазина Альбина Фаткулисламовна

Дефект смягчения у детей с двигательными нарушениямиШиргазина А.Ф., учитель- логопед МДОУ «ЦРР д/с № 182» г. МагнитогорскаНаше Учреждение посещают дети с нарушение опорно-двигательного аппарата. У всех детей данной категории ведущими являются двигательные расстройства, имеющие различную степень выраженности, проявляющиеся, в том числе, в нарушении тонуса мышц. Если тонус в мускулатуре языка повышен (язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен), то это приводит к смягчению (палатализации) некоторых согласных звуков, либо всех согласных звуков (за исключением шж, ц, которые всегда только твердые, и чщ, й.- которые только мягкие). Усугубляет дефект снижение физического слуха, несформированность фонематических процессов, нарушение в строении артикуляционного аппарата.Среди дефектов смягчения у наших детей мы наблюдаем три варианта нарушения:1.              постоянная их замена парными твердыми звуками: у мэна дада, тота вместо у меня дядя, тетя и т. д.;2.              излишнее смягчение, например, мясина едеть вместо машина едет3.      нарушение дифференциации между твердыми и мягкими фонемами, когда наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения.Целесообразно начинать работу по коррекции данного дефекта в раннем возрасте. Учитывая, что дефект смягчения возникает при недостатках акустической дифференциации и нарушениях артикуляционной моторики, вся работа ведется в двух направлениях: коррекция фонематического слуха и выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных и может быть условно поделена на несколько этапов: подготовительный, этап постановки, автоматизации, дифференциации, этап выработки навыков самоконтроля.На подготовительном этапе формируем у ребенка понятие о мягкости и твердости. В этом нам помогут мячики – пластмассовый и резиновый или кубики – деревянный и тряпичный. На данном этапе проводится весь комплекс логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика), работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т.д. Важно, при подборе артикуляционных упражнений, учитывать структуру нарушения в произношении: если нет мягких звуков- нужно укрепить мышцы языка и выработать подъем средней части спинки языка. При отсутствии твердых звуков- необходимо расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка и выпрямлять. Целесообразно использовать элементы логопедического массажа с приемами классического: в первом случае, когда нет мягких – активирующий (укрепляющий), во втором – расслабляющий. Его можно выполнять только после консультации невропатолога.На подготовительном этапе важно научить ребёнка перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата. С этой целью можно использовать изотонические упражнения с сопротивлением, упражнения с ватными палочками.На практике часто встает вопрос: с какого именно звука следует начинать постановку соответствующего парного звука? Обзор литературы показывает мнение разных специалистов: О. В. Правдина рекомендует начинать работу с тех звуков, которые ребенок произносит правильно. На их примере можно наглядно показать разницу между артикуляцией парных согласных твердого и мягкого звуков.М.Е.Хватцев, H.Ф.Слезина, Л.С.Волкова и другие подчеркивая тот факт, что наиболее простые по своим артикуляционным укладам звуки Т, Д, Н редко оказываются дефектными. Произносятся эти звуки при полуоткрытых зубах и губах, что дает возможность увидеть изменения в положении средней части языка при переходе твердой фонемы в мягкую: т к т', д к д', н к н'. Поэтому исправление дефекта смягчения целесообразно начинать с этих звуков. Аналогичная работа над другими звуками, имеющими твердую и мягкую пары, пройдет значительно легче и быстрее.Ф.A.Pay рекомендует коррекцию дефекта смягчения по степени легкости располагать в следующем порядке: тт', д—д', н—н', ф—ф', в—в', ии'бб', м—м', с—с', р—р', л—л'. После автоматизации твердых и мягких фонем важно перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. На этапе постановки звуков используем приемы:
  • по подражанию и показу артикуляции (предполагает слуховое восприятие мягких (твердых) звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем. Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых звуков язык имеет плоскую форму (показать), при произнесении мягких звуков язык упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому небу.
  • в слоге с помощью гласных [и]-[ы] (более подробно описано в методике Т.Б. Филичевой).
  • с механической помощью (механический способ: постановка заднеязычных [к], [г], [х] производится от базовых слогов: [к] от – та-тя-кя-ка, [г] от – да-дя-гя-га, [х] от – са-ся-хя-ха. В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем ребенка до второй фаланги. При дефекте смягчения коррекцию следует проводить по методике Филичевой. Постановку переднеязычных [т'], [д'], [н'] О.В. Правдина предлагает следующим образом: произносить многократно слоги ат или та с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпатылем на кончик языка. Это даст смягчение звука [т], т.е. слоги ать, тя. По аналогии можно получить слоги ань, ня, дя.
  • с использованием временного варианта (для звуков [л], [л']). С механической помощью на начальном этапе можно получить [л'] с сильно выгнутой к твердому небу спинкой языка, при постановке временного нижнего варианта артикуляции этого звука. Следует удерживать кончик языка внизу при помощи шпателя. При этом заостряем внимание на том, что кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами. Твердый звук [л] ставим от межзубных гласных [а] или [ы], предварительно уточнив их артикуляцию: а-л, мал, дал; ы-л, мыл. После четкой дифференциации твердого и мягкого звука сможем перейти от нижней артикуляции [л] к более удобной верхней с сохранением необходимого подъема спинки языка и значительной площадью ее соприкосновения с небом.
  • Данная работа очень важна. Если дефект смягчения своевременно не будет устранен, то он проявится позже в письменной речи, что приведет к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.