Публикации Роль музыки в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль музыки в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Автор: Данилова Елена Алексндровна

Роль музыки в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально - образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого [1, c.160].«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил ещё Аристотель [1, c.160].«Дело искусства – сохранять душу»,- слова нашего современника писателя В. Распутина [2, c.56-60].«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» - С. Михалков.Из всех образовательных областей художественно-эстетического развития, единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное, патриотическое начало является музыка, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать нравственность и душевное благородство. Занимаясь музыкальной образовательной деятельностью, ставятся следующие задачи:- всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой;- активизация познавательной деятельности детей;- воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции;- овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков [3, c.47].Для реализации этих задач необходимо использовать такие виды и формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-музыкальные гостиные, викторины. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями и задача педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с воспитателями, родителями и педагогами систематизировать и активизировать деятельность и способствовать рождению нравственного и духовного мира ребенка, его личного отношения к окружающему миру.Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.Старшие дошкольники слушают выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков. Эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям [1, c.160].Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. При знакомстве на занятиях, досугах и народных праздниках с прибаутками, календарным, игровым, потешным фольклором, народными музыкальными инструментами обогащается внутренний мир ребёнка, они осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народные мелодии, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р.н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Валенки», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка» [4, c.82-89].Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема защитников Отечества. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются детьми, содержание созвучно с желаниями быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Они слушают и с большой гордостью исполняют патриотические песни: «Гимн РФ» муз. А. Александрова, сл. С.Михалкова, «Звезда Россия» Ю. Таран, «Росиночка–Россия» муз. Е. Зарицкой, сл. И.Шевчука, «Морской капитан» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва, «Песня о пограничнике» муз. С.Богуславского, сл. О. Высотской, «Есть такая профессия – Родину защищать» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой, с увлечением исполняют танцы и играют в военные игры, перевоплощаясь в лётчиков, моряков.Особенно популярны у детей песни “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик. В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывает уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал, разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе, гордиться, любить и защищать её. Дети слушают: «Нам нужна одна Победа» муз. и сл. Б. Окуджавы, «Священная война» муз. А. Александрова. С особым удовольствием исполняются песни военных лет совместно с воспитателями и приглашёнными гостями на праздничные мероприятия, такие как: «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, «Огонек» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Землянка» и т.д. [5, c.192].Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.Для дошкольника Родина – это мама, семья, окружающие, детский сад, друзья. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Музыкальный репертуар несет большое воспитательное воздействие на душу ребенка. В него входит большое количество музыки для слушания: классической, народной и современной. Дети знакомятся с произведениями П.И. Чайковского из «Детского альбома», «Музыкальными шедеврами» О.П. Радыновой [1, c.160].Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам.“Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери” - русский писатель Ю.Я. Яковлев. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар: «Пирожок» муз. Е.Тиличеевой, сл. Е. Шмаковой, «Маме в день 8 Марта» муз. Е.Тиличеевой, сл. М. Ивенсен, «Праздник» муз. и сл. Е.В .Машечковой, «Золотая мама» муз. и сл. Т.А. Соколовой, «Мамино сердечко» муз. и сл. Н.Б. Караваевой. «Мама» Ю. Верижникова.Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к маме, Родине, своему городу и детскому саду: «Если добрый ты» Б.Савельева, «Улыбка» В. Шаинского, «Детский сад» Е.Зарецкой, «Самая хорошая» А. Иванникова, «Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова, «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Д. Тухманова и т.д.[6, c.104].Также немаловажную роль в воспитании патриотизма играет знакомство детей со столицей нашей Родины, с символикой и гимном России, родного города Истра. Дети с интересом узнают о том месте, где они родились и живут, знакомятся с музыкальной культурой родного края, песнями о родном городе, национальностями, населяющими его, их традициях, обычаях, музыкальной культуре, принимают активное участие в торжествах, посвящённых дню родного города и Дню России.Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы.Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, Ж.К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей («Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой) [1, c.160].Безусловно, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родине и всему окружающему. Благодаря этому у детей формируется чувство ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитывается чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. А от нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания всеми педагогами дошкольного учреждения, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей и занимает значительное место в их жизни.Используемая литература
  • Радынова, О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателей и муз. руководителей дет.сада. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
  • Островская Л.В. Познакомьте ребенка сродным городом [Текст] / Л.В. Островская // Дошкольное воспитание. – 2015. – 4. – С. 56 – 60
  • Герасимова, З.Б. Родной свой край люби и знай [Текст] / З. Б. Герасимова, // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 12. – С. 47.
  • Жариков, А.Д. Растите детей патриотами. [Текст] / А.Д. Жариков – М., 2018. – С. 82 - 89.
  • Ветохина, А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. [Текст] / А.Я. Ветохина. – Спб.: «ООО Издательство «Детство -пресс», 2018. – 192 с.
  • Смирнова, Т. В. Дошкольникам о Москве и родной стране [Текст] / Т.В. Смирнова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2017. – 104 с.