Публикации Воспитать человека

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитать человека
Автор: Елена Павловна Геращенко

Статья на тему «Воспитать человека»Геращенко Елена ПавловнаВоспитатель высшей квалификационной категорииКак воспитать человека, создать человека с богатой, щедрой, благородной душой, готового отдать свои богатства людям? Человечество тысячи лет задается этим вопросом, написаны тома научных трудов, но ни в одной книге вы не найдете однозначного ответа на этот вопрос. Все времена в разных уголках Земли придавали огромное значение. А.С. Пушкин почти 200 лет назад замечал, что все беды происходят по одной причине – из-за отсутствия воспитания.Русское слово «вос-питание» само за себя говорит о каком-то особом питании, на это указывает приставка «вос-», которая придает некое духовное значение. Слово «воспитание» означает не обычное физическое питание, а питание духовное, питание всем возвышенным.Истинная цель воспитания — формирование абсолютно моральной личности, привитие детям с раннего возраста чувства сострадания и любви к ближнему, приобщение к прекрасному, истине, доброте, доброй воле, красоте души. Человек не рождается с врожденной нравственностью – это продукт воспитания — основа личности человека.Воспитание человека формируется с самого детства и играет важную роль в течении всей его жизни. И так, разберем, что такое воспитание человека – это внешнее воздействие человека от окружающего мира, в плане обучения, заботы и защиты о детях, с целью дальнейшего здорового развития человека в этом мире.Воспитанный человек – это тот человек, который умеет хорошо относиться к окружающим, проявляет гигиенические навыки (аккуратность, порядочность, чистоплотность, опрятность), тот, кто умеет вести себя среди людей и соблюдает бытовую культуру (поведение в обществе).На воспитание человека влияет очень много факторов, такие как: его семья, друзья, учителя, садик, школа, интернет, книги, телевизор и даже самый случайный прохожий. Поэтому важно с самого детства, окружить ребенка лаской, заботой и любовью, включать ему добрые мультфильмы и читать познавательные книги, которые учат ребенка с детства доблести, храбрости, снисходительности, помощи близким и окружающим, а также справедливости.Своеобразие нравственного воспитания в специальной коррекционной школе определяется особенностями аномального развития ребенка с нарушением интеллекта, а именно:1) особенностями познавательной деятельности;2) особенностями эмоционально-волевой сферы ребенка;3) особенностями формирования характера.Так какие же качества необходимо воспитывать у сегодняшнего школьника с нарушениями интеллектуального развития, чтобы он мог проявить себя как личность?Прежде всего это сознательное отношение к труду интеллектуальному, физическому, профессиональному; овладение трудовыми умениями и навыками, уважение к труду других; приобщение к общественно полезному производительному труду; формирование жизненных планов; подготовка к выбору профессии.Эти качества воспитываются в процессе трудового обучения и воспитания. Не менее важным является выработка у обучающихся с нарушениями интеллекта мотивов познавательной деятельности, прилежного отношения к учению, преодоления стереотипа «Я не могу», «Я не понимаю», «У меня не получится».Особое внимание должно отводиться воспитанию нравственности, сознательной дисциплины, доброжелательности, уважительного отношения к окружающим, преодолению иждивенчества и эгоизма.Накопление нравственных знаний составляет основу выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. В дальнейшем благодаря хорошо продуманной системе нравственного просвещения осуществляются развитие и коррекция нравственных чувств. Нравственное просвещение умственно-отсталых обучающихся проводится, начиная с младших классов, продолжается в средних и заканчивается в старших, прежде всего в процессе обучения. Но не всегда учителю, воспитателю удается в процессе просвещения убедить школьника в правоте предъявленных требований к поведению. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение нормативного поведения, но это не значит, что именно интеллектуальный дефект является причиной нарушения социально-нормативного и правового поведения. Отсюда следует вывод, что социальное и правовое поведение ученика с нарушениями интеллекта определяется качеством воспитательной работы на протяжении всех лет обучения. Достаточно серьезным направлением воспитательной работы является формирование у школьников с психофизическими расстройствами - гражданских качеств личности:
  • понимания и соблюдения основных прав и обязанностей граждан нашей страны;
  • усвоения правовых знаний, основ гражданского, семейного, трудового, уголовного права;
  • понимания важности законов государства, своих прав и обязанностей;
  • осознания личной ответственности за свое поведение
  • Какие же особенности детей с нарушениями интеллекта необходимо учитывать в процессе воспитания в целом и при реализации конкретных его направлений в частности?
  • Нарушения познавательного развития, затрудняющие правильное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях.
  • Снижение способности к конкретизации обобщений, приводящее к несогласованности слова и конкретной деятельности.
  • Нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижающие самостоятельность, желание быть лучше, способствуют образованию и закреплению отрицательных привычек.
  • Школьники с нарушениями интеллекта затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности, при том, что у них есть потребность в самооценке.
  • Обучающиеся с умственной отсталостью очень радостно реагируют на заслуженное поощрение.
  • Важно учитывать возрастные особенности детей с нарушениями интеллекта, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.
  • Также необходимо учитывать типологические и индивидуальные проявления, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся в процессе воспитания.
  • Воспитательный процесс — процесс комплексный, в нем должно просматриваться единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания;Принципами нравственного воспитания в педагогике являются связь воспитания с жизнью, воспитание в коллективе, высокая активность и самодеятельность учащихся, уважение к личности воспитанника и предъявление требований к нему, учет возрастных и индивидуальных особенностей, единство и целостность воспитательного процесса.В зависимости от поставленной задачи и конкретных условий, в которых организуется воспитание, учитель может использовать различные методы.Для усиления воспитательного воздействия на обучающихся используются методы поощрения и наказания. Методы формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся: рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни.Общая методика проведения этических бесед достаточно полно изложена в курсе общей педагогики. Особенностью их в специальной коррекционной школе является:1) большая конкретность содержания;2) наглядность (обязательное условие);3) привлечение материала, близкого детям: примеры, взятые из жизни класса, прочитанные в газетах, знакомые факты окружающей действительности.Осмысление этих примеров, а также выводы-рекомендации обучающимся составляют сущность методики.Огромное значение в воспитании ребенка с нарушением интеллекта имеет личный пример воспитателя и педагога. При свойственном этим детям стремлении к подражанию это один из важнейших способов накопления ими нравственного опыта.Сила подражания будет больше в том случае, если ребенок привязан квзрослому, доверяет ему.Все в олигофренопедагоге имеет значение: внешний вид, манеры, речь, действия и отношения в коллективе взрослых и детей. Личный пример воспитателя в условиях специальной коррекционной школы часто значит больше, чем самая строгая требовательность или словесное убеждение. Формирование общественного поведения и отношений ребенка происходит от общественно полезной деятельности, в творческой игре, в процессе соревнования. В процессе этой разнообразной деятельности ребенок приучается к определенному поведению, осознает требования коллектива и педагога (воспитателя). Эти методы надо сочетать с непосредственным разъяснением правил общественного поведения.У детей с умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культурного поведения, умение общаться с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение, уметь защитить себя. Необходимо работать над пробуждением у них чувства жалости, радости, сострадания. В то же время большое внимание следует уделять и чисто внешним формам поведения. Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, обучающиеся с нарушением интеллекта тем не менее благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепринятым в обществе нормам, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств. Разумеется, такое поведение умственно отсталого ребенка — результат огромной работы его родителей, педагогов.