Публикации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
Автор: Светлана Николаевна Мухина

муниципальное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств имени Е.М.Стомпелева» города ЯрославляУтверждаюДиректор МУДО ДШИ имени Е.М.Стомпелевагорода Ярославля______________________И.В.Лисовская Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»Направленность программы: художественнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст учащихся: 9-11 летСрок реализации программы: 1 год Автор-составитель программы:Мухина Светлана Николаевна,преподавательвысшей квалификационной категории МУДО ДШИ имени Е.М.Стомпелевагорода ЯрославляЯрославль, 2020г. 1. Пояснительная записка1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей рограммы:Художественная направленность.1.2. Уровень освоения Программы:Ознакомительный уровень.1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.Программа «Юный художник» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г.№ 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 и методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в строгом соблюдении требований СанПин 2.4.4.3172-14.Изобразительное искусство тесно связано с жизнью человека. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.Актуальность программы обусловлена сближением содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, что даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей кизучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.Главный смысл программы –возможность связи искусства с жизнью человека, его роль в повседневном бытии.В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные итворческие способности, но и воспитываются определённые качества личности. Появляется оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. 1.4. Отличительные особенности ПрограммыОтличительной особенностью данной образовательной программы, от ранее существующих программ в этой области, заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:− занятия проводятся в удобное для обучающегося время, могут дополняться домашним заданием с целью улучшить качество работы;− обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители,педагоги);− детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;Допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).2. Цель и задачи2.1. Цель Программы – Приобщение обучающихся через изобразительное творчество к искусству, посредством развития эстетической отзывчивости, формированиятворческой и созидающей личности.2.2. Задачи Программы.Для реализации цели программы осуществляются следующие задачи:1. Задачи в обучении:- научить практическим приемам и навыкам изобразительного мастерства (в рисунке, живописи, композиции)- изучить разновидности техник выполнения в изобразительном искусстве,- научить раскрывать тему в изображении,2. Задачи в развитии:- развить умения грамотно сочетать цвета, используемые в деятельности,- развивать фантазию, воображение, образное мышление, представление, используя занятия на цвет и фактуру и т.д.- развить способность достигать профессионального уровня в изобразительном творчестве,- сформировать интерес к творчеству, путём посещения музеев, выставок.3. Задачи в воспитании:- воспитать любовь к народным традициям,- сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество,- воспитать чувство красоты,- воспитать аккуратность,- воспитать терпение в работе,- воспитать целеустремлённость,- поддержать одарённых и талантливых детей2.3. При работе на занятиях развиваются следующие умения:Развитие познавательных умений:-умения обозначать проблему, выдвигать гипотезу, и варианты ее решения в нужном варианте;- умения составлять план работы, последовательность выполнения задач, конспекты.Развитие общетрудовых умений:- умения творчески подходить к решению поставленных задач;- умений пользования материалами и инструментом;- умения оперативно организовать свою деятельность и др.Развитие коммуникативных умений, навыков:- навыка группового общения, умения работать в коллективе;- умения рационально распределять роли в ходе выполнения коллективной работы и нести ответственность за работу в целом;- умения предложить и отстаивать свою точку зрения, умения слушать и слышать собеседника, оппонента.3. Категория учащихсяВозраст обучающихся: от 9 до 11 лет.4. Срок реализации Программы – 1 год Объем программы: 32 занятия, 64 часа4.1. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.• очная,• групповая (аудиторная).Занятия проводятся в разновозрастных группах. Численный состав: оптимально - 12человек, допустимое количество обучающихся – 18 человек.4.2. Режим занятийЗанятия проводятся 1 раз в неделю.(2 часа занятия включает в себя 90 мин. учебного времени и перерыв для отдыха обучающихся и проветривания помещения.)5. Планируемые результаты освоения Программы Планируемые результаты освоения программы формулируются через перечисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической частей программы.5.1. Планируемые результаты освоения программы.Планируемые результаты соотносятся с целью и задачами (обучения, воспитания,развития) программы.5.1.1. Результаты обучения.Предметные результаты. К концу 1-го года обучающиеся будут знать и уметь:знать:- основные свойства материалов для изобразительного творчества;- инструкцию по технике безопасности;- о строении композиции;- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения, изобразительной композиции;- о цветовом круге;- особенности выполнения работы в рисунке, в живописи;- особенности выполнения техники в декоративном творчестве;- особенности оформления работы;- о понятии «декоративно-прикладное искусство»;уметь:- правильно и безопасно пользоваться необходимыми материалами;- определять нужный формат листа и расположение при выборе композиции;- отличать теплые и холодные цвета;- находить цветовой контраст;- пользоваться основными законами композиции;- определять техники выполнения;- определять работы известных художников по манере рисования;- отличать в работах мастеров технику исполнения;- выполнять работы в изученных техниках (с натуры, по представлению) Обучающиеся смогут реализовать полученные навыки в практической деятельности, вповседневной жизни, делая таким образом творческие работы, которые можно использовать в качестве подарка родным или в благотворительных целях.5.1.2. Результаты развивающей деятельности.Учащиеся будут знать и понимать1. как выполнять работу в зависимости от техники, степени сложности, тем самым развивая внимание.2. будут запоминать как рисовать тот или иной объект с натуры или по памяти, развивая таким образом память, художественно-образные представление.3. также будут иметь представление, как воплощать природные формы посредствомстизации. 6. Учебно-тематический план 7. Содержание учебного (тематического) плана.1.Техника безопасности. Основы композиции. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами 1-го года обучения.Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материалами и инструментами.Их основные характеристики. Рассказать об основных правилах в создании грамотной композиции. Расположение на листе. Умение выделить главное и второстепенноецветом, размером, движением. Демонстрация репродукций художников и анализ их работ. Изобразить примеры выделения главного и второстепенного в работе.Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по выбору)2. Цветоведение.2.1 Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета.Теория. Показать цветовой круг. Объяснить какие цвета являются основными, какие составными. Показать на примере картин художников принадлежность к холодной или тёплой гам.Практика. Сделать рисунок на тёплую или холодную гамму. Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по выбору)2.2 Родственные цвета. Дополнительные цвета.Теория. Рассказать, какие цвета являются родственными и дополнительными.Особенность данных цветов в работе.Практика. Нарисовать работу, используя родственные или дополнительные цвета. Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по выбору)2.3 Контрастные цвета. Светлота и насыщенность цвета.Теория. Рассказать, какие цвета являются контрастными по отношению друг к другу.Понятие «насыщенности» и «светлости».Практика. Сделать работу, используя контрастные сочетания цвета. Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по выбору)3. Стилизация форм. Орнамент.Объяснить, как упрощается природная форма, превращаясь в стилизацию: упрощение или добавление декорирования.3.1 Орнамент в полосе.Теория. Показать и рассказать, как строится орнамент в полосе. Объяснить, как идёт чередование элементов.Практика. Сделать орнамент, выбрав какой-либо природный элемент (цветок, листик, ягоды и т.д.). Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по выбору)3.2 Орнамент в круге.Теория. Рассказать и показать, как сделать орнамент в круге, используя стилизованную природную форму.Практика. Нарисовать орнамент в круге. Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, линейка, циркуль, краски, кисти (по выбору)3.3 Орнамент в квадрате.Теория. Рассказать и показать, как сделать орнамент в квадрате, используя стилизованную природную форму.Практика. Нарисовать орнамент в квадрате. Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, линейка, циркуль, краски, кисти (повыбору)4. Натюрморт. Объяснить, что такое «натюрморт». Показать, как художники изображали натюрморт в зависимости от времени, в котором жили.4.1 Натюрморт с фруктами.Теория. Показать и рассказать, как грамотно расположить предметы, сочетая цвет и форму, а также расстояние между ними. Показать, как передать объём предметов,используя светотень.Практика. Нарисовать с натуры натюрморт в графике. Показать объём предметов (свет и тень, блики, рефлексы). Материалы: карандаш, ластик, бумага.4.2 Натюрморт с цветами.Теория. Показать и рассказать, как грамотно расположить и построить предметы, сочетая цвет и форму, а также расстояние между ними. Показать, как нарисоватьцветы, передать объём предметов, используя светотень.Практика. Нарисовать с натуры натюрморт с цветами. Показать объём предметов (свет и тень, блики, рефлексы). Материалы: пастель, бумага, краски, кисти (по выбору)4.3 Натюрморт из 5-7 предметов.Теория. Показать и рассказать, как грамотно расположить и построить предметы,сочетая цвет и форму, а также расстояние между ними. Показать, как нарисовать предметы, передать объём предметов.Практика. Нарисовать с натуры натюрморт из 5-7 предметов. Передать объём предметов (свет и тень, блики, рефлексы). Материалы: пастель, бумага, краски, кисти (по выбору)5. Пейзаж.Объяснить, что такое «пейзаж». Показать, как художники изображали пейзаж в зависимости от страны и времени, в котором жили.5.1 Лесной пейзаж. Световоздушная перспектива.Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать пейзаж. Как рисовать деревья, как показать ближний, средний и дальний план на листе. Показать, как передать объём деревьев, предметов, используя свет и тень.Практика. Нарисовать с пейзаж в графике. Передать объём предметов (свет и тень, блики, рефлексы). Материалы: карандаш, гелевая ручка, ластик, бумага.5.2 Городской пейзаж.Теория. Показать и рассказать, на примере работ художников, как грамотно расположить и построить предметы в пространстве с помощью линейной перспективы. Рассказать о линии горизонта и точке схода, как будет строиться изображение домов, этажей, скамей, столбов в зависимости от вида перспективы: угловая или прямая.Практика. Нарисовать городской пейзаж. Показать объём предметов (свет и тень). Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору)5.3 Морской пейзаж.Теория. Показать и рассказать на примере художников, как грамотно расположить объекты на воде и нарисовать море в цвете. Показать, как изобразить отражение на воде.Практика. Нарисовать морской пейзаж в цвете. Материалы: пастель, бумага, краски,кисти (по выбору)6. Птицы.6.1 Рисование с натуры. Ворона.Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать птицу с натуры. Объяснить, какрисовать ворону. Показать, как передать форму, используя свет и тень.Практика. Нарисовать чучело вороны с натуры. Передать форму и объём (свет и тень, блики, рефлексы). Материалы: карандаш, уголь или пастель, ластик, бумага.6.2 Рисование птиц.Теория. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ художников, как нарисовать голубя, воробья, синицу, сороку.Практика. Нарисовать воробья, голубя, синицу, сороку. Показать объём и цвет.Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору)7. Звери.7.1 Домашние животные.Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать домашних животных на примере собаки, кошки, хомяка, кролика. Нарисовать кошку, собаку, кролика, хомяка. Передать форму и объём (свет и тень, блики, рефлексы). Материалы: уголь или пастель, ластик, бумага.7.2 Парнокопытные животные (лошадь, корова, бык, коза, баран).Теория. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ художников, какнарисовать лошадь, корову или быка, козу, барана.Практика. Нарисовать лошадь, корову или быка, козу, барана. Показать объём и цвет.Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору)7.3 Хищные звери (волк, лиса, медведь, лев, пантера).Теория. Показать и рассказать на примере фотографий и работ художников, какрисовать хищных зверей. Особенности строения головы, лап и т.д.Практика. Нарисовать волка, лису, медведя, льва, пантеру. Материалы: пастель, бумага, гелевая ручка, краски, кисти (по выбору)8. Человек.8.1 Портрет. Пропорции лица.Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать портрет. Пропорции и построение лица. Зарисовать пропорции лица в анфас и профиль. Материалы: карандаш, ластик, бумага.8.2 Особенности женского лица.Теория. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ художников, какнарисовать женское лицо. Нарисовать женское лицо в анфас и профиль. Показать объём и цвет. Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору)8.3 Особенности мужского лица.Показать и рассказать на примере фотографий и работ художников, какрисовать мужское лицо. Особенности мужского лица. Нарисовать мужское лицо в профиль и анфас.Материалы: пастель, бумага, гелевая ручка, краски, кисти (по выбору)8.4 Фигура человека. Пропорции. Особенности детской, женской, мужскойфигуры. Показать и рассказать, как начинать рисовать фигуру человека, зная пропорции и особенности строения детской, женской, мужской фигуры.Материалы: карандаш, уголь или пастель, ластик, бумага.8.5 Рисование фигуры с натуры. Наброски. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ художников, как делать наброски фигуры человека с натуры. Нарисовать с натуры несколько изображений человека.Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору)8.6 Рисование фигуры в движении.Теория. Показать и рассказать на примере фотографий и работ художников, как рисовать человека в движении. Особенности строения фигуры в разном положении. Нарисовать фигуру человека в движении.Материалы: пастель, бумага, гелевая ручка, краски, кисти (по выбору) 9. Транспорт. Виды транспорта.Объяснить и рассказать, в чём особенность строения наземного, водного и воздушноговида транспорта. Основные виды транспорта.9.1 Наземный транспорт.Теория. Показать и рассказать, как рисовать машину, автобус, трамвай Нарисовать машину любой марки, автобус, трамвай.Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, фломастеры, краски.9.2 Водный транспорт.Показать и рассказать об особенностях водного транспорта. Показать, как рисовать лодку, катер, корабль.. Нарисовать лодку, катер, корабль.Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, краски, пастель, фломастеры.9.3 Воздушный транспорт. Показать и рассказать об особенностях воздушного транспорта: самолёт,ракета, вертолёт. Нарисовать самолёт, вертолёт, ракету.Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, краски, фломастеры.10. Архитектура.Объяснить и рассказать, какие виды архитектуры бывают в зависимости отназначения. Основные стили.10.1 Религиозные храмы.Показать и рассказать, как рисовать храмы. Строение храмов.Практика. Нарисовать храмы, различные по внешнему виду.Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, фломастеры, краски.10.2 Замки. Дворцы. Показать и рассказать об особенностях строение и внешнего вида замка идворца. Показать, как рисовать замок и дворец.. Из цветной бумаги вырезать форму замка или дворца, дорисовывая мелкиедетали. Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, цветная бумага, клей, ножницы, краски, фломастеры.10.3 Жилые дома. Показать и рассказать об особенностях жилых домов: частного дома,многоквартирного дома. Показать основу построения. Нарисовать частный дом и многоэтажный дом, окружая пейзажем. Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, краски, фломастеры.11. Тематическое рисование.Рисование по темам, конкурсам либо по выбору обучающегося. Допускается лепка навыбор: человек, птица, зверь.Используются любые художественные материалы.14. Итоговое занятие.Теория. Показать и рассказать, как оформляются работы к итоговой выставке.Подвести итог обучения за год. Озвучить пожелания обучающимся относительно их работ. Дать рекомендации для улучшения качества рисунков. 8. Формы аттестации и оценочные материалыДля отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, а также промежуточную и итоговую аттестацию.8.1. Виды контроля:Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебногозанятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и наформирование практических умений. Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком сделанных за год работ. Проводится собеседование, позволяющее определить уровень освоения знаний и умений.8.2. Формы и содержание итоговой аттестации:- беседа; - опрос; - тестирование; - показ на выставке творческой работы.8.3. Требование к оценке творческой работыТворческая работа (индивидуальная) оценивается положительно при условии, если:- определена и четко сформулирована цель работы;- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранными проанализированным материалом;- содержание работы изложено логично;- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения;- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения.Форма защиты творческой работы (проекта) – очная презентация.8.4. Критерии оценки достижения планируемых результатовКритериями оценки уровня освоения программы являются:− соответствие уровня теоретических знаний обучающихся программным требованиям;− свобода восприятия теоретической информации;− самостоятельность работы;− осмысленность действий;− разнообразие освоенных технологий;− соответствие практической деятельности программным требованиям;− уровень творческой активности обучающегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала;− качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной инициативе;Помимо педагогического мониторинга формой подведения итогов является выставка детских работ внутри кружка. На ней обсуждается план реализации поставленных задач перед учениками. Здесь ученики могут сравнить свои работы и делать выводы для дальнейшей эффективности. Детские работы участвуют в школьных выставках, посвящённых какому-либо мероприятию, празднику. Лучшие работы учеников будут участвовать в окружном конкурсе, в городском конкурсе, в фестивалях. Для лучшего восприятия преподаваемого предмета с обучающимися детьми необходимо посещать мастер-классы, музеи, экскурсии, различные выставки, развивающие эстетический вкус и любовь к изобразительному и декоративноприкладному искусству, где присутствуют также народные мотивы.Уровни освоения Программы:Высокий уровень освоения Программы:- Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержаниеПрограммы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала,практическое применение знаний воплощается в качественный продукт.Средний уровень освоения Программы:- Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала,практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки.- Низкий уровень освоения Программы:Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям.9. Организационно-педагогические условия реализации программы «Юный художник».9.1. Материально-технические условия реализации программы.Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса. Занятия проходят в кабинете с обязательным соблюдением режима проветривания.Требования к мебели: Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку соответствующую ростовой группе.Требования к оборудованию учебного процесса: все необходимые материалы, используемые для детского творчества, должны быть безопасными для здоровьядетей.Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, интернет-ресурсы:ttps://www.youtube.com/ Продолжительность непрерывного использования на занятияхинтерактивной доски для детей 7-9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - неболее 30 минут.10. Список литературы.1. Воронов В. Графические искусства в дополнительном образовании М. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:Просвещение, 1991.3. Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 19964. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности М. 1995. –70с.5. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М., «Искусство», 1951. -6. Метелева Е.Г. Детское творчество в изостудии. «Дополнительноеобразование».2000. №10.7. Неменский Б.М. Познание искусством. – М.: Изд-во УРАО, 2000. -192с.8. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию русская и советская школа. М., «Просвещение» 1982.9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.: Учебник для студентов худож.-граф. Фак.пед ин-тов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998.10.Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 2006.11.Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 2006.12.Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. –Н.Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2003.13. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., «Просвещение», 1977.14.