Публикации Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс
Автор: Виктория Алексеевна Иванникова

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМинистерство образования Московской областиМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»140054 Московская обл., г.о. Котельники, ул.Новая, дом 39, тел:559-93-18, 559-93-22 E-mail: «Принята» решением педагогического совета МБОУ КСОШ№2 Приказ № 129 – ОД. от «20» июня 2022 г. Рабочая программа начального общего образованияучебного предмета «Русский язык» умк «Школа России»для 1 – 4 классов начального общего образованияна 2022 – 2026 учебный годг. Котельники
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начальОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"Русский язык является основой всего процесса обучения в наПредмет «Русский язык» обладает значительным потенциаИзучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовноЦентральной идеей конструирования содержания и планируОбщее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», — 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе — 165 ч, во 2—4 классах — по 170 ч.ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных дейИзучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
  • приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духов
  • овладение основными видами речевой деятельности на ос
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфе
  • развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • 1 КЛАСС2 КЛАСС3 КЛАСС4 КЛАСС
  • ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫВ результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразованиягражданско-патриотического воспитания:
  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
  • осознание своей этнокультурной и российской граждан
  •  сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво
  •  уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
  • первоначальные представления о человеке как члене об
  • духовно-нравственного воспитания:
  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического  и  морального  вреда  другим  людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
  • эстетического воспитания:
  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художе
  • физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
  • бережное отношение к физическому и психическому здо
  • трудового воспитания:
  •  осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудо
  • экологического воспитания:
  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
  • неприятие действий, приносящих ей вред;
  • ценности научного познания:
  • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив
  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫВ результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.Базовые логические действия:
  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматиче
  • устанавливать аналогии языковых единиц;
  • объединять объекты (языковые единицы) по определённо
  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); 
  • классифицировать языковые единицы;
  • находить в языковом материале закономерности и проти
  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, фор
  • устанавливать причинно-
  • Базовые исследовательские действия:
  • с помощью учителя формулировать цель, планировать из
  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);проводить по предложенному плану несложное лингви
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательства
  • формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
  • Работа с информацией:
  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни
  • анализировать и создавать текстовую, видео
  • понимать лингвистическую информацию, зафиксирован
  • К концу обучения в начальной школе у обучающегося формикоммуникативные универсальные учебные действияОбщение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, со
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё  мне
  • строить речевое высказывание в соответствии с постав
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рас
  • готовить небольшие публичные выступления о результа
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
  • К концу обучения в начальной школе у обучающегося формирегулятивные универсальные учебные действия.Самоорганизация:
  • планировать действия по решению учебной задачи для по
  • выстраивать последовательность выбранных действий.
  • Самоконтроль:
  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель
  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
  • соотносить результат деятельности с поставленной учеб
  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельно
  • Совместная деятельность:
  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
  • ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ1 КЛАССК концу обучения в первом классе обучающийся научится:
  • различать слово и предложение; вычленять слова из пред
  • вычленять звуки из слова;
  • различать гласные и согласные звуки (в том числе разли
  • различать ударные и безударные гласные звуки;
  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
  • различать понятия «звук» и «буква»;
  • определять количество слогов в слове; 
  • делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); 
  • определять в слове ударный слог;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
  • правильно называть буквы русского алфавита; 
  • использо
  • писать аккуратным разборчивым почерком без искаже
  • применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; 
  • знаки препинания в конце пред
  • прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); 
  • перенос слов по сло
  • гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положе
  • непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
  • писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из  3—5  слов,  тексты  объёмом  не  более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
  • понимать прослушанный текст;
  • читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками пре
  • находить в тексте слова, значение которых требует уточ
  • составлять предложение из набора форм слов;
  • устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжет
  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
  • 2 КЛАССК концу обучения во втором классе обучающийся научится:
  • осознавать язык как основное средство общения;
  • характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глу
  • определять количество слогов в слове (в том числе при сте
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного соста
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
  • находить однокоренные слова;
  • выделять в слове корень (простые случаи);выделять в слове окончание;
  • выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без на
  • распознавать слова,  отвечающие  на  вопросы  «кто?»,«что?»;
  • распознавать слова, отвечающие на вопросы «что де
  • распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
  • определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
  • находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
  • применять изученные правила правописания, в том чис
  • правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
  • писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
  • пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпиче
  • строить устное диалогическое и монологическое выска
  • формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);
  • составлять предложения из слов, устанавливая между ни
  • определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
  • составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
  • писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы;
  • объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.
  • 3 КЛАССК концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
  • объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • производить звуко
  • определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; 
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; 
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); 
  • различать однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
  • выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам  разных частей речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • определять значение слова в тексте;
  • распознавать имена существительные; определять грам
  • распознавать имена прилагательные; определять грамма
  • распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; 
  • определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в про
  • изменять глагол по временам (простые слу
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме); 
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
  • различать предлоги и приставки;
  • определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
  • находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; 
  • применять изученные правила правопи
  • правильно списывать слова, предложения, тексты объ
  • писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
  • понимать тексты разных типов, находить в тексте задан
  • формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
  • строить устное диалогическое и монологическое выска
  • создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, изви
  • определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
  • определять ключевые слова в тексте;
  • определять тему текста и основную мысль текста;
  • выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
  • составлять план текста, создавать по нему текст и коррек
  • писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
  • объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
  • уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
  • 4 КЛАССК концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
  • осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно
  • объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
  • проводить звуко
  • подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточне
  • проводить разбор по составу слов с однозначно выделяе
  • устанавливать принадлежность слова к определённой ча
  • определять грамматические признаки имён существи
  • определять грамматические признаки имён прилагатель
  • устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаго
  • определять грамматические признаки личного местоиме
  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
  • различать распространённые и нераспространённые пред
  • распознавать предложения с однородными членами; со
  • разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без на
  • производить синтаксический разбор простого предложе
  • находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
  • применять изученные правила правописания, в том чис
  • правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
  • писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
  • находить и исправлять орфографические и пунктуацион
  • осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
  • строить устное диалогическое и монологическое высказы
  • создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
  • определять тему и основную мысль текста; самостоятель
  • корректировать порядок предложений и частей текста;
  • составлять план к заданным текстам;
  • осуществлять подробный пересказ текста (устно и пись
  • осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
  • писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
  • осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, по
  • объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
  • уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.
  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • 1 КЛАСС2 КЛАСС3 КЛАСС4 КЛАСС
  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  • Издательство «Просвещение»:
  • ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
  • ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ