Публикации Из опыта работы учителя математики в условиях дистанционного обучения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта работы учителя математики в условиях дистанционного обучения
Автор: Евгений Леонидович Бадамшин

Из опыта работы учителя математикив условиях дистанционного обученияАвтор: Бадамшин Евгений ЛеонидовичОрганизация: МБОУ СОШ д. БаймурзиноПереход на дистанционное обучение стал неожиданностью для большинства из нас и вызвал множество вопросов.Понимая, что впереди нас ждёт два месяца дистанционной работы, пришел к мнению, что оптимальный вариант — уроки в формате онлайн. Но при детальном анализе технической возможности детей уроки в режиме онлайн не доступны для многих учеников. Т.к. не все ученики имеют компьютер/ планшет/ноутбук, выхода в сеть Интернет, либо в семье несколько учеников, которым одновременно нужна работа за компьютером. Чаще всего я применяла такие платформы, как «Якласс» и «Учи.ру». На данных платформах можно создавать, как индивидуальные задания, так и для всего класса. А также на данных платформах можно готовить учеников к государственной итоговой аттестации. Для подготовки учеников к экзаменам я ипользовала сайты «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ», «Фиппи». Связь с учениками осуществляла через WhatsApp.Чтобы минимизировать недовольство и вовремя реагировать на трудности в период дистанционного обучения, я рассказал родителям о том:1) как будет строиться обучение через мессенджер WhatsApp. Попросила сообщать, когда ребенок болеет и не будет участвовать в уроках;2) сколько длится урок, какие этапы включает. Объяснила, как именно будет проходить подача нового материала.3) Обратил внимание на типичных технических сложностях и что с ними делать. Например: не получается войти на платформу, прерывается связь, медленно загружается материал, не получается отправить домашнее задание и т. д.4) Обсудили с родителями, что дистанционное обучение может даваться ученикам сложнее, чем очное, поскольку меняется форма подачи материала, возрастают требования к самостоятельности, уменьшается непосредственный контроль за действиями ученика со стороны учителя.Разработка полноценного дистанционного урока – дело нелёгкое и требует тщательной подготовки. Пришло понимание, что урок нужно строить по-другому, задания давать по-другому, и реакции детей ждать другой.Обучение выстраивала через интерактивные учебные материалы, которые содержат:* инструкции* учебный контент (видео, текст, рисунки)* ссылки.При подготовке необходимо было:
  • Спланировать ход урока.
  • Записать голосовые сообщения: инструкции к заданиям.
  • Записать видео объяснение нового материала с показом оформления работы в тетради.
  • Найти урок на образовательных ресурсах и подготовить ссылку для учащихся.
  • Для закрепления материала создать задание из карточек на ОП Учи.ру или гугл форму (тест, проверочная работа).
  • Принять, проверить работы ребят.
  • Провести анализ ошибок, дать оценку работе.
  • Планируя урок в формате дистанционного обучения, понимала, что он рассчитан на 30 минут. Поэтому важно было отобрать ключевые 2-3 задания по математике.В чате писала инструкцию работы на уроке.Например:
  • Послушайте голосовое сообщение и выполните инструкцию.
  • Сообщал детям тему и цель урока, давала краткий алгоритм действий.
  • Посмотрите видео урок.
  • Пройдя по ссылке, закрепите изученный материал.
  • Записать видео объяснение нового материала с показом записи в тетради необходимо было коротко, так как возрастные особенности первоклассников не позволяют длительное время удерживать внимание на одном объекте или виде деятельности.Новый материал дети лучше усваивают, когда его объясняет учитель, к которому привыкли дети. Они слышат привычный для них голос, интонацию, лучше воспринимают информацию, а ресурсы хороши при отработке новой темы в качестве практикума.В работе использовала ресурсы бесплатных платформ: «РЭШ», «Инфоурок», «Учебник вслух», «Учи.ру».Портал "Российская электронная школа" – ресурс, содержащий готовые уроки. Достаточно было найти урок по теме, просмотрев, понять, подходит ли он детям вашего класса, скопировать ссылку, предложить ребятам.Ресурс хороший, но есть и отрицательный момент. Даже если учитель зарегистрировал и "прикрепил к себе" учеников, он не видит результат выполнения ими работ. Поэтому понять, прошёл ребёнок по ссылке, посмотрел урок, выполнил предложенные задания, невозможно. Вся надежда на сознательность!Видеоуроки с канала «Инфоурок», на мой взгляд, идеальны как для групповой, так и индивидуальной работы. Они излагают материал доступным и понятным языком, поэтому подойдут практически для всех детей в классе.Следующий шаг - закрепление материала. Для этого использовала ОП Учи.ру.На ОП «Учи.ру» разработаны интерактивные упражнения по всем предметам. В работе использовала сервис «Создать задание из карточек». Количество заданий, которые может выполнить ученик за день, регламентированы нормами СанПиН. У учителя есть возможность отследить выполнение заданий учеником. Автоматическая проверка знаний на платформе - отличное подспорье для учителя.Ни один ресурс не идеален для учителя и учеников конкретного класса. Поэтому каждый педагог должен самостоятельно определить для себя эффективность использования тех элементов дистанционного обучения, которые использует в работе.Как осуществить проверку работ учащихся? Выполненные письменные задания родители фотографировали и высылали мне на мессенджер WhatsApp. Устные ответы присылали в видео формате или голосовые сообщения.Немаловажным является этап обратной связи с ребёнком, когда учитель, проверив работу, должен проанализировать ошибки и дать оценку работе ученика.Проверив работы, комментировал ошибки, отправляя голосовые сообщения каждому ученику по каждому предмету, давала рекомендации.Поэтому, в случае возврата к дистанционному обучению, планирую проводить онлайн-уроки через данные ресурсы. На платформе Учи.ру во время виртуального урока можно использовать доску для написания, демонстрировать учебные ролики из ютуба или загружать готовую презентацию к уроку в формате ПДФ.Во время дистанционного обучения иногда казалось, что я просто не могу сделать все достаточно хорошо. Но понимание того, что эффект придет не сразу. Период дистанционного обучения показал, что у него есть риски:
  • Технические. Периодически что-то перестаёт работать: телефон зависает, Интернет то отсутствует, то появляется с незначительной скоростью. Сервисы не были рассчитаны на огромное количество подключений и постоянно подвисали.
  • Контроль. Сложнее становилось контролировать вовлеченность детей в процесс. Дома заниматься сложно, есть много отвлекающих факторов, поэтому от детей нужен высокий уровень сознательности и самостоятельности. Большинство учеников пока не обладают тем уровнем самоконтроля и самодисциплины, который необходим для самостоятельной работы, поэтому без сознательной и совместной работы с родителями было не обойтись.
  • Неблагополучные семьи. Работа с детьми из данных семей была непростой. Сознательность, ответственность и контроль за учёбой ребёнка у таких родителей отсутствуют, поэтому были нередки случаи уклонения учеников от участия в уроках.