Публикации
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист»
Автор: Горшкова Евгения Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист»
Автор: Горшкова Евгения Михайловна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Нижневартовска детский сад №90 «Айболит» ПРИНЯТО:Протокол Педагогического совета№ 01 от 31.08 2021 г.Дополнительная общеразвивающая программафизкультурно-спортивной направленности «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»Возраст: дети от 5 лет до прекращения образовательных отношенийСрок реализации: 2 учебных года – 2021-2023 гг. Составители программы: Горшкова Е.М., воспитательг. НижневартовскПояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242); СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями), СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».Актуальность и новизна программы Дополнительная общеразвивающая программа «Юный шахматист» является программой физкультурно-спортивной направленности, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение. Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН России, а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5 - 7 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор. Предлагаемая программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте. Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Шахматы в детском саду открывают широкие возможности пытливому уму дошкольников, позволяют обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяют снизить уровень стресса, благотворно влияют как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматам, позволяет реализовать множество задач, даёт возможность учить детей без принуждения, поддерживать постоянный интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Важным моментом становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким важным событиям, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном возрасте.Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист» разработана на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно: широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры; разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат». Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. Поэтому, в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам. Цели и задачи реализации программы Цель: обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы. Задачи: -расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и -активизировать мыслительную деятельность, учить ориентироваться на плоскости и в пространстве, формировать логическое мышление, развивать речь, воображение, тренировать память, внимание. -вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, формировать личностьУровень сложности программы – стартовый. Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления. Сложность материала – минимальная.Направленность программы – физкультурно-спортивная.Объем освоения программы – 120 часов.Срок освоения программы – 2 учебных года.Форма обучения – очная, групповая. Количество детей в группе – 10 человек.Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут с детьми от 5 лет до прекращения образовательных отношений. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности в многофункциональном кабинете.. Планируемые результаты освоения программы В результате реализации программы дошкольники узнают:шахматную доску и её структуру; обозначение полей линий; ходы и взятия всех фигур, рокировку; основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.); В результате реализации программы дошкольники научатся:играть партию от начала до конца по шахматным правилам; записывать позиции, разыгрывать партии по записи; находить мат в один ход в любых задачах такого типа; оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса; планировать, контролировать и оценивать действия соперников, определять общую цель и пути её достижения; решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале. При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей и перспектив . Итоговые результаты предоставляются в форме игровых соревнований, шахматных турнирах, развлечений, открытых мероприятиях учреждения и других мероприятиях. . Характеристика особенностей развития детей Характеристика особенностей развития детей от 5 до 6 летВ старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, то есть ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удается. С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация.Имеет собственное представление о красоте. Он познает мир прекрасного, через посещение музеев, театров, филармоний, начинает понимать классическую музыку.Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным.Характеристика особенностей развития детей от 6 лет до прекращения образовательных отношенийК этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания.Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей развивается диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.1.5. Основные принципы реализации программыУровень сложности программы – общекультурный (стартовый). Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления. Формы обучения общедоступные и универсальные, сложность материала – минимальная. Направленность программы – физкультурно-спортивная.Реализация программы «Юный шахматист» осуществляется на основе следующих принципов: Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов обучающего процесса. Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира. Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора. Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта деятельности. 2. Содержание программы2.1. Учебный план для детей от 5 до 6 летУчебный пландля детей от 6 до 7 лет до окончания образовательных отношений2.2 Календарный учебный график Годовой календарный график к программе «Юный шахматист» определяет: начало обучения – 1 октября и окончание обучения – 31 мая.2.3. Перспективный план для детей от 5 лет до 6 лет2.4. Перспективный план для детей от 6 лет до окончания образовательных отношений3. Организационно-педагогические условия3.1. Кадровые условияПедагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.3.2. Материально-техническое обеспечение Помещение 4. Оценка качества освоения программыПедагогический мониторинг знаний и умений детей проводится как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения. К концу первого учебного года ребенок должны знать:шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем. историю возникновения шахматной игры; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. К концу первого учебного года дети должны уметь:ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; решать элементарные шахматные задачи; правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры. К концу второго учебного года ребёнок должен знать: обозначение полей линий; ходы и взятия всех фигур, рокировку; основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.); К концу второго учебного года ребёнок должен уметь:играть партию от начала до конца по шахматным правилам; записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи; находить мат в один ход в любых задачах такого типа; оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса; планировать, контролировать и оценивать действия соперников; определять общую цель и пути её достижения; решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале. Принципы педагогической диагностикиОсновными принципами диагностики и контроля успеваемости обучающихся являются систематичность, объективность, наглядность.Принцип систематичности заключается в том, что все обучаемые подвергаются систематическому диагностированию с первого и до последнего дня проведения занятий. Контроль необходимо осуществлять с такой периодичностью, чтобы достоверно и объективно проверить то содержательное наполнение образовательного процесса, что обучающимся необходимо знать и применять в практической деятельности. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностики, при котором различные методы, формы и средства диагностирования, проверки и оценивания реализуются в единстве и тесной взаимосвязи, подчиняются одной образовательной цели. Требование принципа систематичности выражается, прежде всего, в необходимости осуществления диагностического контролирования на всех уровнях дидактического процесса - от первоначального восприятия знаний и до их практического использования. Такой подход исключает универсальность отдельных форм, методов и средств педагогического диагностирования.Принцип объективности заключается в научном обосновании содержания диагностических процедур, тестовых заданий, методик, вопросов, в точном, соответствующем установленным критериям контроле и оценке знаний, умений, навыков. Практически объективность педагогической диагностики заключается в том, что независимо от педагогов, осуществляющих диагностирование, методов, средств и форм контроля выставленные оценки совпадают. Принцип наглядности состоит прежде всего в осуществлении открытых испытаний всех обучающихся по одинаковым критериям и параметрам. Рейтинг каждого обучаемого, устанавливаемый в процессе диагностики, носит формализованный, наглядный характер. Существенными условиями реализации принципа наглядности являются формирование результатов диагностических срезов, их анализ, составление перспективных планов устранения пробелов. Педагогическая диагностика как важная составляющая профессионально-педагогической деятельности требует от педагога постоянного изучения и оценки динамики развития педагогического процесса. Она дает возможность констатировать исходное состояние образовательного процесса и указания для практического решения запланированных педагогических задач.Методы проведения педагогической диагностикиФормализованные методы: диагностическое задание, диагностическая ситуация. Мало формализованные методы: наблюдение.Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельностиСодержание обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи. Критерии оценки освоения программы детьми от 5 лет до 6 летВысокий - 2: Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.Средний - 1: ребенок затрудняется быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Низкий - 0: Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Критерии оценки освоения программы детьми от 6лет до прекращения образовательных отношенийВысокий - 2:Имеет понятие основные шахматные понятия (шах, мат, пат, др.) Умеет играть партию от начала до конца по шахматным правилам, оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса. Умеет записывать шахматные партии и позиции, разыгрывать партии по записи. Средний - 1: Имеет понятие основные шахматные понятия (шах, мат, пат, др.) Разыгрывает партию от начала до конца с помощью взрослого. Записывает шахматные позиции и разыгрывает их по записи с некоторыми подсказками . Низкий - 0: Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат», «пат». Не умеет разыгрывать партию от начала до конца по шахматным правилам.4.5. Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы для детей от 5 лет до 6 летУсловные обозначения:2 – высокий уровень1 - средний уровень0 – низкий уровеньПротокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы для детей от 6 лет до 7 летУсловные обозначения:2 – высокий уровень1 - средний уровень0 – низкий уровень