Публикации «Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»
Автор: Чиркина Анна Владимировна

МБУ ДО «ЕДМШ»Методическое сообщение на тему:«Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»Подготовила: Концертмейстер танцевального коллектива - Чиркина А.В. СодержаниеВведение
  • Общие особенности, связанные со спецификой музыкального сопровождения в классе хореографии
  • 2. Знание специфики хореографической дисциплины
  • Принципы подбора музыкального материала
  • ЗаключениеСписок литературыВведениеСпецифика концертмейстеров хореографии представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в повседневной творческой работе балетмейстеров-постановщиков, педагогов-хореографов. Творческая атмосфера в хореографическом коллективе не позволяет ему ограничиваться формальным отношением к своим обязанностям.Концертмейстеров именно хореографии не готовят практически ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходится постигать на практике. Концертмейстеры в ДМШ работают в оркестровых классах и классах народных инструментов.Концертмейстерская работа в любом учебном заведении отличается от работы преподавателя своей универсальностью и многогранностью: помимо исполнительских функций, концертмейстер, наряду с преподавателем, так же несёт ответственность и за качество подготовки воспитанников.К сожалению, в специальных музыкальных учебных заведениях подготовка баянистов, а также представителей других специальностей, к концертмейстерской деятельности  именно в таких условиях почти нигде не проводилась, то возникает проблема,  как адаптироваться исполнителю  традиционного  академического направления  к концертмейстерской работе в условиях ДМШ.Работа музыканта в хореографическом классе  это сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения и совершенствования, специальных знаний и исполнительского опыта.Как показывает практика,  быть  хорошим исполнителем  ещё не значит  быть хорошим концертмейстером. И к искусству аккомпанемента в классе хореографии эти слова имеют прямое отношение.Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно-педагогической коррекции ансамбля с певцами или исполнителями-инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога. Понятие «концертмейстерское искусство» может относиться к исполнителям на различных инструментах (баян, гитара), если в процессе работы необходимо решать и педагогические, и ансамблево-исполнительские задачи.Работа концертмейстера требует постоянных занятий за инструментом, изучения и освоения концертного и учебного репертуара. Такая работа расширяет творческий кругозор музыканта, формирует и совершенствует его артистизм, позволяет быть активным пропагандистом музыки. 1. Общие особенности, связанные со спецификой музыкального сопровождения в классе хореографииНикакая фонограмма не способна заменить живой музыки на уроке хореографии. Это обусловлено тем, что музыкальное сопровождение напрямую связано с движениями тела и должно помогать постепенному развитию навыков правильной постановки рук, ног и исполнению определенных последовательностей движений под счет. При этом, с особой чуткостью надо относиться к изменениям темпа, к fermato, к акцентам и всем тем, едва уловимым нюансам, связанным именно с движениями, с удобством их исполнения.Искусство танца не существует без музыки. Хореографы раскрывают музыку средствами движения, соединяя движения, они создают образы и сюжеты. Для этого артист ансамбля должен научиться воспринимать музыку не как малозначимое сопровождение, заменяющее счет, а как некую живут ткань, источник вдохновения, отражение его движений в музыкальной фразе и наоборот – отражение фразы в его движениях. Концертмейстер на самых ранних этапах обучения помогает юным танцовщикам понять неразрывную связь музыки и танца, поэтому, наравне с педагогом хореографом в классе работает и педагог музыкант – концертмейстер.При этом концертмейстер занимает в классе хореографии положение подчиненное, главным остается педагог хореограф, проводящий занятие. Вся педагогическая деятельность концертмейстера строится на том, что, пребывая в тени, не имея возможности напрямую общаться с классом он одним только музыкальным сопровождением может решать определенные педагогические задачи. Очень важно для танцовщика умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике, сравнивать фразы по сходству и контрасту.Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к образцам классической, народной и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление.Важной составляющей успешной работы концертмейстера в хореографии является наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля. Концертмейстер должен уметь видеть класс целиком и вместе с тем выявить тех, учащихся, на которых будет работать музыкальное сопровождение, ведь именно на них «равняется» остальная группа. Особенно это касается прыжков, упражнений у палки и на середине зала.2. Знание специфики хореографической дисциплиныРабота начинающего концертмейстера хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины и ее хореографической специфики.Освоение музыкальной специфики основы предмета возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства.Во-первых, необходимо овладеть танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4.Во-вторых, необходимо знать, как то, или иное упражнение исполняется. Нужно четко представлять себе структуру упражнения, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого нужно знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.Кроме того, знание исполнения всех хореографически упражнений, которыми воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции.В-третьих, особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим кроме классического танца, на котором основывается все хореографическое искусство, необходимо знать специфику историко –бытового танца.В-четвертых, концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Концертмейстер должен помогать глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца, способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.Подбирая музыкальный материал к занятиям, нужно помнить, что в огромном музыкальном арсенале, созданном композиторами прошлого и настоящего, есть множество разнообразной музыки высокого художественного уровня, среди которых немало настоящих жемчужин, живо воспринимаемых ребенком.Здесь есть еще одно обстоятельство – ребенок внутренне испытывает гордость оттого, что он занимается под «ту самую» музыку, которая звучит в лучших театрах страны и исполняется лучшими мастерами нашего балета. Это сознание стимулирует в нем желание к глубокому восприятию музыки, заложенных в ней мыслей и чувств.3. Принципы подбора музыкального материалаУроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, при переходе от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки.На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является  развитие «музыкальности» танцевальных движений.В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:·           Развитие музыкального восприятия метроритма;·           Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;·           Умение согласовывать характер движения с характером музыки;·           Развитие воображения, художественно-творческих способностей;·           Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;·           Расширение музыкального кругозора детей.В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности.  Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих  школьников до выпускников). Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:·           Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей;·           Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;·           Знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;·           Систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:·       характеру;·       темпу;·        метроритму (размер, акценты и ритмический рисунок);·       форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное, вступление, заключение);Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.Насущная проблема любого концертмейстера — обилие разнообразнейшего нотного материала, который нужно не только принести из дома, но и уместить на рабочем месте, а потом еще быстро найти нужные страницы во время занятия. А ведь как не хочется играть одну и ту же музыку из урока в урок, тем более что желание познакомить учеников с как можно большим количеством классических произведений мирового балетного (и не только!) репертуара продиктовано самыми высокими педагогическими целями.      От мастерства концертмейстера зависит многое, его вдохновение и приподнятое настроение обязательно передается ученикам, и тяжелый балетный труд становится легче, приносит радость от общей слаженной работы.ЗаключениеРабота концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских музыкальных школ неоспоримо велика, а владение в совершенстве «комплексом концертмейстера» повышает востребованность исполнителя-инструменталиста в разных сферах музыкальной деятельности: от домашнего музицирования до музыкального исполнительства.Концертмейстер - одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого выбора. Яркой, отличительной чертой является индивидуальный путь совершенствования и конечная «планка» мастерства, определяющаяся специфическими особенностями характера и личными притязаниями каждого концертмейстера.Исполнительская квалификация «концертмейстер» присваивается наряду с педагогической, но именно первая, становясь основной благодаря сочетанию исполнительской и педагогической подготовки в обучении, способствует более разностороннему развитию, обогащает профессиональные становления личности музыканта. Профессиональная подготовка кадров для полноценной в творческом отношении деятельности во всех областях музыкального искусства, воспитание не только исполнителей-инструменталистов, но и эстетически развитых и самостоятельно мыслящих музыкантов, ставит в области музыкального образования серьёзные задачи, как перед педагогами, так и перед концертмейстерами. Соответственно, возрастают требования к профессиональному мастерству, включающему не только высокий в художественном и техническом отношении уровень владения исполнительскими и педагогическими навыками и приёмами, но и психологическую компетентность, что предполагает знание психологических аспектов профессиональной деятельности и умение применять полученное знание на практике.Есть ещё одна необходимая составляющая для успешной работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен любить танец. Любить его всей душой и вместе с педагогом хореографом создавать ту неповторимую атмосферу урока классики, которую невозможно передать словами. Балетный класс – это особый мир. Начиная от деревянных полов, зеркал и станка и заканчивая таинственным языком танцевальных терминов, понятным только посвященным. В этом мире должна царить доброжелательность и взаимопонимание. Хороший концертмейстер понимает педагога хореографа ещё до того, как тот произнёс Changement de pieds (перемена ног) и сыграет лишние такты между периодами. Он дышит вместе с классом, держит в поле зрения всех и всегда готов помочь акцентом, замедлением или просто весёлой зажигательной полькой, чтобы снять усталость.Список литературы:1. «Народные танцы» Составитель С. Тремасов 2007год;2. «Методика обучения традиционным элементам русского народно- сценического танца» составитель Проскуряков П.В. 2013год; 3. «Методическое пособие для концертмейстеров» Составитель Осипова О.В. 1995год; 4. «Народные песни и танцы» составитель Е.Левин 2012год и т.д. Также песенки из различных «Сборников песен для учащихся ДМШ» от 1 до 7 класса.