Публикации
" Дары осени"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Дары осени"
Автор: Борисова Анна Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Дары осени"
Автор: Борисова Анна Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №7» Партизанского городского округаПроектв разновозрастной группе (3-5 лет)« Ромашка»«Дары осени»Выполнила: воспитатель Борисова А.Ю. 2022годПроект в разновозрастной группе (3-5 лет) «Дары осени»Тип проекта : информационно-познавательный, краткосрочный (2 недели).Участники проекта : воспитатель группы, дети средней разновозрастной группы, родители.Руководитель проекта : Борисова Анна ЮрьевнаПриоритетная образовательная область:Интеграция с областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Актуальность проекта.Дети среднего дошкольного возраста продолжают знакомиться с понятием овощи, фрукты и грибы. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В тоже время дети должны понять, что овощи, фрукты и грибы очень полезны для здоровья, так как в них много витаминов, которые позволяют им лучше расти, развиваться.Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к природе необходимо с младшего возраста. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о фруктах, овощах, грибах, а также развить познавательный интерес к природе.Цель:Формировать у детей познавательный интерес к дарам осени – фруктам, овощам и грибам.Задачи проекта :- расширить знания детей об осени, её признаках и явления;- формировать умение у детей различать, называть и классифицировать овощи, фрукты и грибы, используя для распознавания различные анализаторы;- формировать умение описывать внешний вид овощей, фруктов и грибов, делать простые выводы о произрастании овощей, фруктов и грибов;- обогащать и развивать активный словарь детей;- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;- способствовать развитию памяти, внимания и речи;- повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с детьми.Форма реализации:- ООД.- Дидактические,пальчиковые, подвижные игры.- Беседы.- Рассматривание иллюстраций.Предполагаемый результат :У детей будет сформированы устойчивые представления о фруктах, овощах и грибах о местах их произрастания, что они полезны и вкусны.Повыситься познавательный интерес к фруктам, овощам, грибам, появится желание помогать взрослым в сборе урожая.Расширять коммуникативные и творческие способности детей:Дети научатся любить, охранять и беречь природу, соблюдать правила безопасного поведения в огороде, в саду, в лесу.У родителей повыситься интерес к жизни и деятельности детей в группе, они будут вовлечены в образовательный процесс.Подготовительный этап:- Подбор материала и оборудование для занятий, ,бесед, игр с детьми.- Сотрудничество с родителями.-Участие в выставке работ на тему: «Что нам осень подарила».- Рисование, лепка и аппликации на тему осени.Основной этап:Мероприятие по работе с детьми:- Чтение художественной литературы: В. Авдиенко»Бродит осень по дорожке»,А.Пушкин «Уж небо осенью дышало» В. Сутеев «Яблоко»,»Под грибом», «Мешок яблок», Ю.Тувим «Овощи»- Беседы «Что нам осень принесла», «Безопасность в лесу», «Осенние витамины»- ОД - Наблюдение: ежедневно на прогулках.- Дидактические игры: «Какой сок», «Хлопай в ладоши», «Какой овощ пропустили», «Что где растет», «Что бывает осенью».- Пальчиковая игра: «Капуста», «Собираем листочки».- Художественно-эстетическое развитие: рисование «На яблоне поспели яблоки»( нетрадиционным способом- ватными палочками), «Золотая осень» Аппликация: «Осенний ковер»Лепка «Овощи»- Игровая деятельность: Театрализация сказки «Репка»Мероприятия по работе с родителями: участие в выставке работ на тему:«Осенняя фантазия», консультация «Знакомим с овощами и фруктами», семейное прочтение сказок «Репка», «Мешок яблок» В. Сутеева.Заключительный этап:Выставка работ.Досуг для детей «Осень, осень в гости просим».В ходе проекта дети узнали, что осенью созревают овощи, фрукты, грибы.Что овощи созревают на грядках в огороде, на даче; фрукты в саду, грибы в лесу.Они полезны и вкусны.Результат проекта :Расширились и обогатились знания детей о фруктах, овощах, грибах.Пополнился словарный запас детей.Расширились коммуникативные и творческие способности детей. Дети научились любить и беречь природу. Знают правила безопасного поведения в огороде, в саду, в лесу.Испытывают благодарность к людям, которые благодаря своему труду, получают урожай.Приложение 1Беседа на тему «Осенние витамины»Цель : Закрепить знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастанияЗадачи :- закрепить знание о времени года осень;акрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов;Закрепить знания о месте их произрастания;Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам (цвет - форма - вкус) ;Воспитывать умение слушать друг друга.Связь с образовательными областями:Коммуникация.Познания.Социально – коммуникативное развитие.Физическое развитие.Оборудование: 3 корзины, овощи, фрукты, фигуры, 2 стола, полотенчико, тарелочка, шпажки, свежие фрукты и овощи.ХодК нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!Перед стульчиками в кругуПальчиковая игра «С добрым утром» :С добрым утром глазки! Вы проснулись?С добрым утром ущки! Вы проснулись?С добрым утром ручки! Вы проснулись?С добрым утром ножки! Вы проснулись?С добрым утром солнце! Мы проснулись?СадятсяРебята, а кто мне скажет, какое сейчас время года? ( Осень ) .Верно, наступила осень.Беседа о времени года.Скажите по каким признакам можно определить, что наступила Осень? Что происходит в природе Осенью?Ответы детей:На улице идут дожди.Стало холодно.Дует холодный ветер.Листочки желтеют и опадают.Осенью листочки бывают разноцветные.Солнышко светит, но не греет.Птицы улетают в тёплые края.Звери готовятся к зиме.Люди заготавливают овощи и фрукты на зиму.А какое время года вы любите?Почему?А я очень люблю осень . Осень- красивое , щедрое время года. Она приносит много подарков.А кто знает, что это за подарки?Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах- самых вкусных и полезных дарах осени.И я приглашаю вас помочь собрать урожай. Я приготовила для вас испытания, если вы справитесь, то в конце вас ждет сюрприз.А сейчас вспомните, где растут овощи? (На огороде) .А где растут фрукты? (В саду) .Да, они растут в саду-огороде. Сейчас мы пойдем в сад-огород. А по пути поиграем, будьте очень внимательны. Если я называю овощи, вы идете на пятках, а если я называю фрукты, то вы идете на носках.Незаметно взять корзину с овощами и фруктами.Вот мы и собрали целую корзину овощей и фруктов. А теперь нам нужно разложить все по разным корзинкам. На столах.Положите фрукты в одну корзину, а овощи в другую. (Дети раскладывают овощи и фрукты) .Давайте рассмотрим повнимательнее фрукты и овощи. Ребята у нас на столах лежат фигуры. И мы сейчас будем соотносить наши овощи и фрукты с той фигурой на которую она похожа. Достаю морковь,что это?Дети: Морковь.Воспитатель: Какого она цвета?Дети: ОранжеваяВоспитатель: Какой она формыДети: Треугольная.Воспитатель: Значит мы кладем на треугольник. Дальше сами.Огурец, капуста, картошка, помидор, яблоко, апельсин,Возле столовВоспитатель: Напомните мне ребята, где растут фрукты?Дети: В саду.Воспитатель: На чем они растут?Дети: На деревьях.Воспитатель: Представьте себе ребята, что перед вами высокая яблоня и чтобы сорвать с дерева спелые яблоки, вам придется встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться за сладкими, сочными и ароматными плодами яблок.Представьте, что вы овощи. Покажите, как овощи вырастают. (Садятся на корточки и постепенно выпрямляются, разводя руки в стороны) .Давайте вспомним, какие овощи растут над землёй и под землёй. Я назову какой-то овощ. Если он растёт под землёй, вы садитесь на корточки. Если над землёй, то встаёте: морковка (садятся, капуста (встают), картошка, помидор, свекла, огурцы.Садятся на местаРебята, а какие условия нужны для произрастания овощей и фруктов? (Ответы детей ) .Правильно, для того чтобы овощи и фрукты выросли вкусными и сочными их надо поливать, им нужны тепло и свет.Игра «Узнай по вкусу» .Вот сколько нового и интересного мы узнали об овощах и фруктах.Воспитатель: Я хочу вас поблагодарить, вы все отлично поработали. Мне было с вами интересно.Приложение 2Беседа: « Безопасность в лесу».Цель: Сформировать представление дошкольников об опасностях, которые могут подстерегать их в лесу.Задачи:Образовательная: Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, ягоды, насекомые, и разработать правила безопасного поведения в лесу.Воспитательная: Содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.Развивающая: Развивать логическое мышление (анализ, сравнения). Умение работать с дополнительной литературой.Ход беседы:Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам, отправится в путешествие в лес. А что нам нужно взять с собой, как вы думаете?Ответы детей: корзину, головные уборы и т.п.Воспитатель. Правильно, ребята. Мы готовы, пора отправляться.Воспитатель. Вот мы и пришли.Воспитатель: Посмотрите¸ как здесь красиво, тихо. Лес бывает густой, дремучий, таинственный, сказочный, а еще еловый, сосновый, лиственный. Но самое главное, лес – щедрый. Мы можем этого не знать, но в лесу произрастает масса растений, грибов и ягод, которые могут пригодиться человеку, и пользу от которых он получает, порой сам того не зная, но могут и навредить. Может ли лес таить в себе опасность? Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу?Воспитатель: Ребята, посмотрите какая солнечная полянка, а сколько в траве выросло ягод, а вот куст и на нем тоже красивые красные ягоды. Как вы думаете можно ли кушать эти ягоды?Воспитатель: Ребята, ягоды можно кушать, только если вы знаете точно, что они съедобные. Давайте посмотрим на экран. На экране меняются слайды с изображением съедобных лесных ягод: земляника, малина, черника, голубика, брусника, ежевика. Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете названия многих лесных ягод. Но,при сборе диких ягод в лесу следует проявлять осторожность, чтобы в корзинку не попали ягоды ядовитые. По своим внешним данным они весьма красивы, аппетитны и не вызывают опасений, поэтому и могут попасть не только в корзинку, но и в рот неопытному и незнающему собирателю, а это грозит порой смертельной опасностью.Основное правило - "Сомневаешься - не бери!" - действует всегда, и при сборе ягод его никто не отменял.Ну а сейчас давайте отправимся дальше.Воспитатель и дети двигаются дальше.Следующая остановка «Грибная полянка».Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь грибов.Муляжи грибов, две корзины, мольберт с картинками съедобных и несъедобных грибов.Воспитатель: А все ли грибы, являются нашими друзьями?Воспитатель: Посмотри, какой хороший!Шляпка красная в горошек,Кружевной воротничокОн в лесу не новичок.(мухомор)Воспитатель. - А так ли хорош мухомор?Ответы детей.Воспитатель: Мухомор красив, но в нем содержится яд, который опасен для людей.Есть старуха вреднаяНа ней шляпка бледнаяА нога в ботинкеНа чулке – пестринки(бледная поганка)Воспитатель: Почему вредная?Ответы детей. На полу стоят муляжи съедобных и несъедобных грибов.Воспитатель: На этой полянке вырос богатый урожай грибов. Давайте определим, какие ядовитые, а какие съедобные. Съедобные грибы давайте сложим в корзину, а ядовитые так и оставим, и даже руками трогать не будем.Игра малой подвижности «Не ошибись»Дети собирают съедобные грибы, определяют названия, кладут в корзину.Обобщение:Ни все грибы – наши друзья. Есть и враги, ядовитые грибы. И если человек съест их, тогда наступит тяжелое отравление. Что надо сделать, если вы сомневаетесь съедобный гриб или ядовитый?Ответы детей: Спросить у взрослых.Воспитатель: А если вы так и не знаете съедобный или не съедобный тогда не срывайте.Продолжаем нашу экскурсию…Следующая остановка «Опасные насекомые»(Слайды: осы, шмели, шершни).Воспитатель: Встреча с этими насекомыми опасна. Как вы думаете, о ком идет речь?Ответы детей.Воспитатель: Их называют жалящими насекомыми. Почему?Ответы детей.Воспитатель: Просто так, они не нападают, жало у них для самозащиты, старайтесь их не тревожить.Обобщение:Давайте еще раз вспомним, какие правила леса мы сегодня с вами узнали:Ответы детей. Несъедобные грибы и ягоды не надо трогать руками и кушать их нельзя. Жалящие насекомые опасны, только если их потревожить, поэтому трогать их не надо.Воспитатель:И еще ребята ходить в лес можно только в сопровождении взрослых, потому что в лесу можно легко заблудиться.А нам пора возвращаться в детский сад. Молодцы ребята, я думаю, вы хорошо усвоили правила безопасного поведения в лесу.Приложение 3Беседа на тему : «Что нам осень принесла…» Цель: дополнить и обобщить знания детей по теме «Осень».Задачи:Образовательные. Расширять и активизировать словарь по теме «Осень»; учить образовывать прилагательные от существительных.Развивающие. Развивать умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, память, внимание.Воспитательные. Воспитывать у детей заботу о своём здоровье.Материалы и оборудование: магнитофон (мелодия А. Вивальди «Осень», иллюстрации осенней природы, листья с разных деревьев; муляжи овощей и фруктов по одному на каждого ребенка; две кастрюли; мягкая игрушка медвежонок; муляж мухомора.Предварительная работа:заучивание стихотворений, загадок;наблюдения за осенними явлениями в природе на прогулке;рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию;слушание музыки по данной теме.Ход беседы.Организационная часть.(Звучит музыка А. Вивальди, «Осень»).- Ребята, слышите? Кто-то в гости к нам пришел…Тише, тише. Тишина.Сказка в гости к нам пришла.Вы, ребята, не шумите!Сказку нам вы не спугните!Основная часть.- Какими словами обычно начинаются сказки? (Ответы детей.) Правильно! Жили-были! Итак, жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебной сумочке (показать детям сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (достать из сумочки большую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и … А вот, что происходит, мы сейчас с вами увидим.Звучит музыка А. Вивальди, дети рассматривают иллюстрацию «Осень». В это время прочитать стихотворение Ю. Капустина:В золотой карете, что с конем игривым,Проскакала Осень по лесам и нивам.Добрая волшебница все переиначила:Желтым, красным и оранжевым цветами землю разукрасила.Жители земные чуду удивляются:Все кругом искрится, все переливается!- Осень – настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, какие замечательные фотографии прислала она нам в подарок. Давайте их внимательно рассмотрим.- Какую осень мы видим на этих фотографиях? (Золотую.) Какие краски осень нам принесла? Каким цветом деревья осенью? (Ответы детей.)У меня в руках букет из листьев. Этот лист с березы. Значит он какой? (Березовый.) А этот с клена. Какой он? (Кленовый.) С осины - осиновый, с дуба - дубовый.Осенью листья падают с деревьев. Как называется это явление природы? Правильно, листопад.А сейчас давайте поиграем в игру.Подвижная игра «Послушные листья»Падают, падают листья,В нашем саду листопад,Желтые, красные листьяПо ветру вьются, летят…(Дети двигаются, изображая падающие листья. Приседают.) Садятся на стульчики.- Но это еще не все подарки осени. Что созревает в садах и огородах осенью? (овощи и фрукты). А как одним словом сказать? (Урожай). Верно! Сейчас я буду загадывать загадки, попробуйте отгадать!Заставит плакать всех вокруг,Хоть он и не драчун, а … лукИз земли за чуб плутовкуТянем сладкую … морковку.Он круглый и красный,Как свет светофора.Среди овощейНет сочней … помидора.Хоть я и сахарной зовусь,Но от дождей я не размокла.Крупна, кругла, сладка на вкус.Узнали вы меня? Я … свёкла.Кругла, рассыпчата, бела,На стол она с полей пришла.Ты посоли ее немножко,Ведь, правда, вкусная … картошка.- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру. Называется она «Сварим компот». Я вам раздам муляжи фруктов и овощей, а повар (выбирается из числа детей) выберет нужные компоненты для компота.Под музыку повар выбирает детей с нужными муляжами и кладет игрушечные фрукты в кастрюлю. С детьми проверяем правильность выбора. Так же «варим» борщ.Воспитатель вносит мягкую игрушку медвежонка Мишутку.Медвежонок. А я тоже хочу сварить себе обед! Из грибов! (достает из кастрюльки мухомор).- Ребята, съедобный гриб нашел Мишутка? (Нет) Как он называется? (Мухомор.) Осень дарит людям и грибы. Но, запомни, Мишутка, такие грибы собирать нельзя – они ядовитые. Давайте напомним нашему медвежонку, какие грибы можно собирать (лисички, боровик, опята).Заключительная часть.- Какие вы все молодцы! Вспомнили про все подарки Осени.А что вам сегодня больше всего понравилось? (Ответы детей.)Приложение 4 ОД по рисованию на тему «На яблоне поспели яблоки»Цель: продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.Предварительная работа: наблюдения на прогулках, экскурсиях, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций.Материалы к занятию: краски, кисточки, ватные палочки, бумага размером альбомного листа (на каждого ребенка).Ход непосредственной образовательной деятельности:1. Организационный момент. Беседа.Воспитатель. Сегодня мы будем рисовать дерево, плоды которого лежат в этом мешочке. Кто сможет узнать эти плоды на ощупь?Воспитатель дает детям возможность на ощупь определить плод. Если дети не могут узнать, можно предложить отгадать загадку:Круглое, румяное,Я расту на ветке.Любят меня взрослыеИ маленькие детки.- Правильно, это яблоко. (Воспитатель достает из мешочка яблоко.) Посмотрите, какое оно красное. Яблоко, оно очень полезно каждому из нас. Если мы постоянно будем, есть их, мы не будем болеть, потому что в яблоках много витаминов. И вот именно сейчас, в начале осени, начинают собирать урожай яблок, которые мы будем, есть зимой. Посмотрите на эту картинку. На ней изображена яблоня. (Дети называют, из каких частей состоит дерево)2. Подготовка к практической деятельности.Вот такое полезное дерево с очень полезными плодами мы сегодня нарисуем. Вначале мы рисуем ствол дерева. Посмотрите, к верху ствол сужается. Затем рисуем ветки. На ветках рисуем листья. (Круговыми движениями, без закрашивания). А круглые яблоки вы уже умеете рисовать самостоятельно. 2-3 детей пробуют нарисовать дерево самостоятельно у доски.- Перед тем, как приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.У дороги яблонька стоит,(руки сплести над головой, пальцы разжаты)На ветке яблочко висит.(сложить запястья вместе)Сильно ветку я потряс,(руки над головой, движения вперед-назад)Вот и яблочко у нас.(ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)В сладко яблочко вопьюсь,(соединить запястья, ладони развести)Ах, какой приятный вкус.3. Практическая самостоятельная деятельность./в процессе рисования оказываю индивидуальную помощь, слежу за осанкой /4. Рефлексия. По окончании работы, говорю: Посмотрите, ребята. Мы с вами нарисовали яблоневый сад. А как много яблок.Предлагаю детям вымыть руки и угощаю их яблоками.Фрукты богаты витаминами, полезны для нашего здоровья. / дети кушают яблоки/Приложение 5ОД по рисованию на тему: «Золотая осень».Цель: закреплять умение рисовать осенние деревья;Задачи:Образовательные:-учить детей обобщать в изображениях результаты своих наблюдений за изменениями в природе и социальной жизнью.-учить детей использовать разнообразные цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый)в изображениях предметов и явлений окружающей природы.-закреплять умение ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху, внизу, посередине, слева, справа;- закреплять у детей навык рисования дерева кистью (ствол – концом кисти и плашмя, ветки – концом кисти, листву – техникой тычкования (ватными палочками);Воспитательные:-воспитывать самостоятельность, творчество, вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.-продолжать воспитывать оценочное отношение детей к своим работам и работам сверстников.Коррекционно - развивающие:- развивать мелкую моторику рук;- развивать внимание и зрительного восприятие;- совершенствовать ориентировку на листе бумаги.Оборудование: альбомные листы, акварель, баночки с водой, кисточки, ватные палочки, салфетки, презентация «Золотая осень»Словарная работа: золотая, листопад, ствол, ветки, крона (веточки с листьями)Ход:1. Организационный моментДети заходят в кабинет ИЗО. На полу лежат листочки разных цветов.-Ребята, посмотрите, а что это у нас на полу? (листочки)-А какого цвета листочки? (желтые, оранжевые, красные, зеленые)-Давайте соберем листочки. Соня соберет листочки зеленого цвета, Максим –красные, Юля- оранжевые, а Илья – желтые. (дети собирают листья).- Соня какого цвета листочки ты собрала? А ты Максим? У Юли какого цвета? У Ильи? Молодцы. Садитесь за столы.- Ребята, какое сейчас время года?-Верно, осень. Осень очень красивое время года. Все кругом яркое, деревья в золотых нарядах. Мне очень нравится это время года! А какие признаки осени вы знаете? (деревья нарядные, разноцветные, листья опадают, птицы улетают, дожди идут, темнеет раньше)- Как вы думаете почему осень называют золотой? (отвечают дети, подвожу итог): На деревьях желтые листочки, они опадают на землю и образуют золотой ковер. Все кругом яркое. Как мы значит такую осень называем?- А как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья? (листопад) Дети повторяют.Я сейчас вам покажу осенние картины, а вы посмотрите. (просмотр слайдов).Посмотрите какие деревья нарядные, разноцветные, какие цвета использовал художник, когда рисовал деревья (дети повторяют цвета)- Не правда ли осенью очень красиво, как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать добрыми волшебниками и нарисовать золотую осень. Каждый нарисует по одному дереву, а потом развесим все рисунки и посмотрим, какая осень получилась.Зрительная гимнастика «Проследи за листочком»Посмотрите как листочек летит, следите за ним глазками, закружился, вправо полетел, влево, ветер подул – листик вверх поднялся, опустился, опять по кругу закружился.2. Основная частьАнализ объекта рисования.- Рисовать дерево мы будем необычным способом. Дерево мы нарисуем кисточкой, а листочки ватными палочками.- Из каких частей состоит дерево? (ствол, ветки, листья)- Подумайте, с чего мы начнем рисовать дерево? (со ствола)- Правильно. А каким цветом будем рисовать ствол? (коричневым)Совместное рисование взрослого и детей, с последовательным объяснением этапов рисования.- Теперь возьмите кисточку, намочите, кисточку держим возле железки, наберем коричневую краску, и нарисуем кистью прямой ствол сверху вниз, чуть отступив от верхнего края листа. Начнем рисовать кончиком кисточки, и с середины листочка кисточку кладем плашмя. Получился ствол дерева.- Что еще надо нарисовать, чтобы получилось дерево? (ветки)Рисуем тонкие веточки кончиком кисти к стволу. Когда рисуем веточки с правой стороны кончик кисточки смотрит влево, когда рисуем веточки с левой стороны кончик смотрит вправо.Сполосните кисточки, погладили об салфетку, положили на подставку.- Чтобы получилось осеннее дерево, какие краски будем использовать для рисования листьев? (желтые, оранжевые, красные, зеленые)- Теперь выберите каким цветом вы будете рисовать листочки на своем дереве. Можно использовать два цвета, например у рябины листочки могут быть красные и оранжевые. Для этого сначала нарисуете листики палочкой светлым тоном – оранжевым, затем темным – красным. А какие еще можно сочетать цвета?- Каким цветом будете рисовать? Берите два цвета. (спрашиваю у каждого)- Возьмите одну палочку, палочку держим вертикально сверху вниз, наберите светлую краску и прижмите к бумаге рядом со стволом. Листики располагаем только в кроне дерева, это значит только на веточках.Можно нарисовать опавшие листочки на земле.3. Заключительная часть.Теперь мы вывесим наши рисунки на доске. А пока они сохнут мы с вами поиграем. Приготовили ручки.Пальчиковая гимнастика.Ветер северный подул, - подуть на пальцывсе листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочкиПолетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на столДождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столуГрад по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столуснег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистямиОдеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столуАнализ работМолодцы. Ребята, что мы сегодня рисовали?Посмотрите какая аллея деревьев получилась. Деревья все яркие, разноцветные. Теперь посмотрите, кто правильно расположил деревья?-Кто правильно расположил листочки на дереве?-Чья работа выполнена аккуратно? Давайте выберем, какие работы можно отправить на выставку? Да, мне тоже эта работа нравится, аккуратно выполнена, правильно подобраны цвета.Мне очень понравились ваши рисунки, вы настоящие волшебники.Приложение 6 ОД по аппликации на тему «Осенний ковер»Программное содержание:1. Дать знания детям об изменениях, происходящих в растительном и животном мире осенью; начинается пора сбора урожая, познакомить в понятием "Листопад";2. Продолжать аккуратно наклеивать заготовки (листочки);3. Учить аккуратно пользоваться клеем ПВА, намазывать детали на клеенке, размещать детали на листе бумаги согласно воображению.4. Развивать мелкую моторику рук, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие,зрительно-пространственную ориентировку, мышление.5. Активизировать наблюдательность, словарь.Материал:Презентация "Осень", цветная бумага, клей ПВА, салфетки, клеёнка.Ход занятия.В кругу. Воспитатель показывает листья, которые вместе с детьми собрали на прогулке.Беседа о листьях, рассматриваем их. Какого цвета, формы. Игра "С какого дерева лист"На экране картина осени.Показ презентации. Беседа по ней.Физкультминутка:Мы осенние листочки,На деревьях, на кусточках.Мы все лето пролетели,Дунул ветер - полетели.Мы летали, мв летали,Очень сильно все устали.Мы тихонько отдохнем,И опять летать начнем!Воспитатель: - Какой красивый, необычныйковер получается из листьев. Закройте на минуточку глаза ладонями и представьте себе осенний листопад. Представили? А теперь расскажите мне, как падают листья во время листопада?Воспитатель: Давайте вместе покажем как кружатся листочки. Листья кружатся и опускаются, плавно, на землю.Воспитатель:Посмотрите, на столы, чем мы сегодня будем заниматься? (ответы детей)Мы будем выполнять аппликацию "Осенний ковер".Воспитатель:Ребята! Посмотрите, как я сделаю осенний ковер из листочков.(Показ выполнения работы воспитателем)Воспитатель:Дети, посмотрите, красивый ковер получился у меня?Дети: -Да.Воспитатель:Ребята, прежде чем приступить к выполнению работы, давайте вспомним где вы намазываете клеем детали?Дети: На клеенке.Воспитатель:Ребята, скажите, как нужно намазывать клеем детали?Дети:Всю деталь полностью, не забывая края.(Дети выполняют аппликацию самостоятельно). Воспитатель: - Посмотрите, дети, какой яркий ковёр из осенних листьев получился! Вы старались, работали аккуратно, дружно. Молодцы! А вам понравилось делать ковер из листочков?Приложение 7ОД по лепке на тему: «Овощи»Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.Задачи:1)Развивать умение лепить знакомые предметы ;2)Закреплять навыки аккуратной лепки;3)Воспитывать интерес к загадкам.Оборудование: Пластилин, подкладная доска, муляжи овощей, ножик для пластелина.Индивидуальная работа:-показать ребенку приемы работы с куском пластилина-помочь ребенку при затрудненииХод занятия.Собрались все дети в кругЯ твой друг и ты мой другДружно за руки возьмемсяи друг другу улыбнемсяВоспитатель: Ребята сегодня я вам на занятие принесла овощи, а что бы узнать какие- вам нужно отгадать загадки.(Воспитатель показывает по отдельности муляж каждого овоща и дети называют его, цвет, какой овощ на вкус, что из него готовят).Загадки.1) Что за скрип? Что за хруст?Это что ещё за куст?Как же быть без хруста,Если я (капуста)3) Без окон, без дверей,Полна горница людей, (огурец)3) Вверху зелено, внизу красно,В землю вросло. (свекла)2) Сидит в темницеКрасная девица,А коса на улице, (морковь)4) Заставит плакать всех вокруг,Хоть он и не драчун, а просто …(лук)6) И зелен, и густ на грядке вырос куст.Покопай немножко: под кустом.(Картошка)Воспитатель: Молодцы, дети, вы отгадали все загадки.1. А как можно одним словом это назвать2. Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делатьсалат, сок)физминуткараз подняться потянутьсядва согнуться разогнутьсятри в ладоши три хлопкаголовою три кивкана четыре руки ширепять руками помахатьшесть на место тихо сесть.ОвощиТувим Юлиан (пер. С. Михалкова)Хозяйка однажды с базара пришла,Хозяйка с базара домой принесла:Картошку,Капусту,Морковку,Горох,Петрушку и свёклу.Ох!.Вот овощи спор завели на столеКто лучше, вкусней и нужней на земле:Картошка?Капуста?Морковка?Горох?Петрушка иль свёкла?Ох.Хозяйка тем временем ножик взяла.И ножиком этим крошить начала:Картошку,Капусту,Морковку,Горох,Петрушку и свёклу.Ох.Накрытые крышкой, в душном горшкеКипели, кипели в крутом кипятке:Картошка,Капуста,Морковка,Горох,Петрушка и свёкла.Ох.И суп овощной оказался неплох!Давайте разомнем наши пальчики перед работойМы капусту режем режемМы морковку трем тремМы капусту солим солимМы капусту жмем жмем.А сейчас мы с вами попробуем слепить овощи из пластелина.Теперь, ребята, поднимите глазки и внимательно смотрите на меня. Я покажу как делать из пластелина морковку. (Разминает в руках кусок оранжевого пластелина и придает ему форму моркови, затем из зеленого пластелина лепит пучок и прикрепляет к моркови. Также делаем свеклу, огурец.)Воспитатель: Ребята, выбирайте кто что будет делать и приступайте.(Воспитатель следит за организацией рабочего места, помогает детям в выполнении задания.)Воспитатель: Что вы запомнили с занятияКакие овощи вам понравилось лепить большеМолодцы, дети. Теперь давайте положим овощи в тарелку. Посмотрите, какие красивые овощи у вас получились.Все спасибо за занятие. Все свободны.Приложение 8Дидактические игрыДидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.Атрибуты: корзина, картинки фруктовХод игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:«Это яблоко — яблочный сок».Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,находить их на картинках, развивать слуховое внимание,Атрибуты: предметные картинки по темеХод игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с ихизображением. Когда читается стихотворение во второй раз, детихлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).«Какой овощ пропустили?»Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.Дидактическая игра «Что бывает осенью?»Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. дДидактическая игра «Что где растет» Цель: закреплять знания детей о фруктах и овощахЗадачи :- развивать умения детей правильно называть разные фрукты и овощи- развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами- группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления- Воспитывать бережное отношение к природе.-Развитие мелкой моторики рукПальчиковые игры"Собираем листочки"Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)Листья рябиныЛистики тополя,Листья осины,Листики дуба мы соберём,Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)"Капуста"Так капусту мы рубили (ребрами ладоней "рубим" капусту)И вот так ее солили, (щепотками обеих рук "солим")Отжимали ручками, (сжимаем и разжимаем кисти рук)Собирали в кучку мы. (собираем в кучку воображаемую капусту)В банку затолкали, (кулачками забиваем ее в воображаемую банку)Крышкой закрывали. (хлопаем правой ладошкой по левой)Подвижные игры: «Кто скорее соберет?» Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность. Ход: дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем. «Мышеловка» Цель: совершенствовать координацию движения и ловкость, умение действовать после сигнала. Ход: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая: Ах, как мыши надоели, Всё погрызли, всё поели, Берегитесь же, плутовки, Доберёмся мы до вас. Вот поставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу воспитателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. «Лисичка и курочки» Цель: развивать быстрый бег, ловкость. Ход: на одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют зерна. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается дотронуться до любого из игроков. Если водящему не удается дотронуться до кого-либо из игроков, то он снова водит.«Такой листок - лети ко мне» Цель: развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев» по сходству; активизировать словарь. Ход: воспитатель с детьми рассматривает листья, упавшие с деревьев. Описывает их, говорит, с какого они дерева. Через некоторое время, раздает детям листья от разных деревьев, находящихся на участке, и просит внимательно его послушать. Показывает лист от дерева и говорит: «У кого такой же листок, бегите ко мне!»