Публикации
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инклюзивное образование детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности
Автор: Емельянова Юлия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инклюзивное образование детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности
Автор: Емельянова Юлия Владимировна
Емельянова Юлия Владимировна,старший воспитатель,МАДОУ № 44 «Веселые нотки»Архангельская обл., г. Северодвинск ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. В статье раскрывается суть инклюзивного образования, обосновывается целесообразность применения проектной деятельности посредством организации интерактивной площадки с целью социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интерактивность, интерактивная площадка, социализация. На современном этапе развития дошкольного образования в России отмечаются как положительные тенденции развития, так и сложности внедрения инклюзивного образования детей. Поэтому так важно развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать реализация проектной деятельности по инклюзивному образованию, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.В образовательных организациях оказывают медико-психолого-педагогическую помощь и сопровождение детям с ОВЗ, педагоги и специалисты разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные образовательные программы, адаптированные основные образовательные программы в соответствии с имеющимися нарушениями развития дошкольников. Однако особое место в инклюзивном образовании занимает аспект социализации при переходе детей из детского сада, в котором для таких детей были созданы максимальные возможности для индивидуального развития в школу, где дошкольнику предстоит быстро адаптироваться к новым условиям, людям, окружающей среде. И здесь возникают разного рода ограничения, касающиеся как физического состояния дошкольника, так и психологической готовности.Именно поэтому мы уделяем большое внимание социальной адаптации наших воспитанников, поддержке их способностей, интересов и талантов через создание определенных условий, способствующих равному участию детей с ОВЗ в общей системе, и адаптацию образовательной и социальной среды к возможностям каждого ребенка через реализацию проектной деятельности. Проект «Интерактивная площадка «Радуга успеха» функционирует на базе нашего учреждения уже несколько лет и имеет хорошие результаты. Всего МАДОУ № 44 "Веселые нотки" посещает 737 детей, из них - 185 детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), расстройствами аустического спектра (РАС), с ДЦП, с тяжелыми нарушениями речи (ОНР и ТНР). Однако, благодаря данному проекту, 100% наших воспитанников успешно адаптируются в общеобразовательных школах, гимназиях города. Термин «интерактивность» означает взаимодействие. Интерактивная площадка – форма совместной деятельности детей, педагогов и родителей, основанная на свободном выборе и сотрудничестве, в процессе которой происходит социализация. Организация такой площадки не закреплена за одним местом, а предполагает свободное передвижение. Интерактивная площадка может быть развернута в любом месте, как внутри дошкольной организации, так и вне её, например, на территории другой организации при проведении разных мероприятий. Это могут быть спортивные мероприятия и театральные фестивали, творческие конкурсы, концерты и выставки, в которых принимают участия здоровые дети и дети с ОВЗ, дети-инвалиды наравне со сверстниками для обеспечения равноправных условий и решения задач социализации.Для реализации проекта в МАДОУ № 44 "Веселые нотки" созданы необходимые условия:Наличие команды квалифицированных кадров, их своевременная профессиональная переподготовка или курсовое обучение по инклюзивному образованию дошкольников. Создание службы сопровождения (команда специалистов: воспитатели, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальный педагог, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители). Активное взаимодействие с социальными институтами (образовательные организации общего и высшего профессионального образования, организации дополнительного образования, учреждения культуры, общественные, медицинские организации и другие). Подготовка родителей (законных представителей) воспитанников и их семей в создании единой образовательной среды, активное их участие в работе дошкольной образовательной организации. Создание у всех участников образовательных отношений «установки успешности». Методическое обеспечение проектной деятельности по инклюзивному образованию:Функционирует система комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Реализуется адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей с НОДА, с тяжелыми нарушениями речи.Успешно реализуются разные формы интеграции. Разработана система диагностики развития детей с ограниченными возможностями здоровья (НОДА, ТНР) Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников.Работа интерактивной площадки «Радуга успеха» для детей с ограниченными возможностями здоровья планируется и реализуется по нескольким направлениям:Семейные ценности. Цель: сохранение важности семьи как главной ячейки общества и её традиций. Предполагает участие семей в различных творческих конкурсах, ярмарках, выставках на различных уровнях; распространение семейного опыта воспитания; активное участие семей в совместных тематических и спортивных мероприятиях детского сада. Формы проведения мероприятий: семейный фестиваль талантов «Лучше всех», Рождественская ярмарка, выставки поделок, круглый стол «Из опыта семейного воспитания», мастер-класс «Знакомимся с профессией», эстафеты «Мама, папа, я – семья», клубы выходного дня. Творческая самореализация. Цель: выявление и раскрытие детских талантов по различным направлениям. Предполагает развитие дополнительного образования детей, участие детей в творческих выставках, конкурсах, концертах, спортивных мероприятиях на различных уровнях. Формы мероприятий: кружковая работа по различным направлениям, конкурсы, концерты, фестиваль театров «Играем в театр», шашечный турнир, викторины, организация работы студий «Мультяшки», «Пресс-центр», мини-типографии «Радужка», «Звёздная гостиная». Оздоровление и коррекция физического здоровья. Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, коррекция физического здоровья, развитие двигательной активности. Предполагает участие детей в спортивных мероприятиях в бассейне, на спортивных площадках и в залах. Формы мероприятий: соревнования «Рисунки на воде», «Веселые старты на воде», «Зимняя спартакиада», «Параолимпиада», «Лыжня дошколят».Социальная активность. Цель: воспитание отзывчивости, внимания и заботы и любви к окружающим людям, природе. Предполагает участие детей и родителей в социальных и экологических акциях. Формы мероприятий: экологические акции «Эколята», «Посади дерево», «Четыре лапы», сбор вторсырья; социальные акции «Белый голубь», «Подарок ветерану», «Новогодние ангелы», волонтерское движение, агитбригады. Реализация проекта «Интерактивная площадка «Радуга успеха» позволяет нам использовать разнообразные формы, методы и приемы инклюзивного образования дошкольников. Ситуация развития ребенка становятся более открытой, дети с ОВЗ получают новый опыт эффективных социальных взаимоотношений наравне со здоровыми сверстниками.Список использованной литературы:Дмитриев А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Текст] : учеб.пособие. - М.: ИИУ МГОУ, 2017. - 260 с. Иванов А. В. Технологии психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ [Текст] : учеб.пособ. - М.: Перо, 2019. – 111 с. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа: учебник для вузов / под редакцией Н. В. Микляевой. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 308 с.