Публикации
Проблемы формирования навыков освоения художественной литературы в дошкольном возрасте и пути их решения.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы формирования навыков освоения художественной литературы в дошкольном возрасте и пути их решения.
Автор: Виноградова Мария Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы формирования навыков освоения художественной литературы в дошкольном возрасте и пути их решения.
Автор: Виноградова Мария Александровна
Виноградова Мария АлександровнаФилинское МДОУПроблемы формирования навыков освоения художественной литературы в дошкольном возрасте и пути их решения.В нашем мире есть одно удивительное чудо света, которое всегда находится под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать об интересных событиях. Чтение книг с самого раннего возраста позволяет детям знакомиться с окружающим миром, познавать его, расширять словарный запас благодаря восприятию новых слов, способствовать формированию мировоззрения, развитию психических и эмоциональных процессов. Изначально родители читает ребенку, показывает картинки в книжке, затем постепенно ребенка вовлекают в чтение - учат читать, пробуждают интерес к самостоятельному изучению литературы.Ситуация с чтением в современном мире оставляет желать лучшего. Не секрет, что уровень культуры чтения снижается не только среди детей, но и среди взрослого населения, а это приводит к тому, что родители меньше читают своим детям. Постепенная компьютеризация приводит к тому, что гаджеты захватывают все наше свободное время и внимание. На волне различных развлечений, которые несут новые информационные технологии, интерес к литературе постепенно снижается.Петровский М., критик детской литературы, говорит, что «прочитанное в детстве… может оказаться единственным литературным багажом…это пожизненная база культурного развития..» Интересующийся книгами ребёнок не только воспринимает новую информацию, но и умеет ей пользоваться, знает способы, как её добыть, как её анализировать.Умение извлечь информацию, способность принимать правильное решение на основе её анализа ценится как высокое достижение. Анализируя прочитанное, сопереживая героям, погружаясь в сюжет произведения, ребенок приобретает бесценный опыт, видит примеры общения и взаимодействия, учится отличать хорошие и плохие поступки героев, учится вежливости и культуре общения.Многие родители на сегодняшний день не понимают, насколько большую роль играет книга в воспитании детей и как влияет на их будущее. Я полагаю, что главная задача для педагогов дошкольного образования совместно с законными представителями – заинтересовать детей книгой и научить синтезу и анализу полученной из прочитанной литературы информации. А зачем все таки нужно читать?При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития. Однако, одной из важнейших особенностей чтения является возможность научить детей мыслить осознанно.В круг детского чтения входят: песенки, потешки, заклички, сказки, роизведения поэтов и писателей России и разных стран.Самое главное для детей дошкольного возраста в любой книге это иллюстрации. На сайте «Воспитатели России» есть интересная статья: «». В статье представлен современный взгляд на детскую книгу.Далее хотелось бы поделиться с Вами частью работы на примере сказки «Лиса и журавль», направленной на формирование интереса детей к произведению. Необходимо пополнить центр «В гостях у сказки» произведениями с различными иллюстрациями. Отметим, что одним из самых главных особенностей является наличие не менее трёх книг, чтобы дети смогли рассмотреть иллюстрации. В младшем дошкольном возрасте педагог показывает иллюстрации во время чтения. Далее: уголок рисования позволяет оформить выставку рисунков по произведениям, что способствует формированию художественных способностей у детей и эстетического восприятия. Не секрет, что красиво оформленная книга с красочными иллюстрациями всегда привлекает внимание ребенка. Поддержать интерес дошкольника к книге на этом этапе - значит вовремя задать и вовремя ответить на детские вопросы.Для лучшего восприятия и усвоения художественного произведения просматриваем с ребятами кукольный спектакль, либо театрализованную постановку, мультфильм, в группе принято перед сном слушать аудио сказки.Нельзя не отметить пользу дидактических игр, основанном на сюжете изучаемого произведения. Например, игра «Что изменилось?». Вырезанные тарелочки выкладываются перед ребенком в ряд. Просим ребенка запомнить их очередность расположения. Так же, мы активно используем игры: «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия». Более в старшем возрасте уже и викторины.Мы начинали разбирать данную тему со слов о совместной деятельности воспитателя и родителей, но, возможно, в процессе нашего рассуждения, Вам могло показаться, что роль родителей мы уменьшили. Однако, роль родителей в данном ключе образовательной деятельности достаточно велика: родителям была предложена одна из новых форм работы по данной проблеме, которая называется буккросинг. Цель буккроссинга на группе «Почемучки» - повышение интереса к книгам, возрождение традиции семейного чтения.Вывод: к чему же приводит художественное чтение? В младшем дошкольном возрасте у детей происходит формирование у детей интереса к книге; формирование умения совместного слушания; умение отвечать на вопросы; бережное отношение к книге.В среднем дошкольном возрасте происходит формирование у детей интереса к книге и потребности восприятия детских книг; формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного; поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному; развитие поэтического слуха.В старшем дошкольном возрасте наблюдаем формирование устойчивого интереса к книгам, желание их читать; необходимо прививать интерес к чтению больших произведения; способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению.