Публикации
Влияние гаджетов на развитие речи ребенка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние гаджетов на развитие речи ребенка
Автор: Катасонова Анна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние гаджетов на развитие речи ребенка
Автор: Катасонова Анна Александровна
Разработано педагогом-психологом МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №182» Катасоновой А.АМобильные телефоны, планшеты и компьютеры уже давно утратили свое первоначальное предназначение средств связи и вычислительных машин. Теперь для большинства людей они выполняют развлекательную функцию, ценность и значение которой совершенно затмила собой исходное предназначение этих устройств. В современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, «развивалки» и «отвлекалки». Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно изучать окружающий мир. Чтобы гармонично развиваться, ребенку необходимо самостоятельно исследовать мир - бегать, карабкаться, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать, то есть, приобретать бесценный опыт. Маме же хочется спокойно поседеть со своим телефоном. Поэтому, как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения, ему едва ли не с пеленок вручается старый телефон или планшет, или включается телевизор. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.Почему так происходит?Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми.Эволюционно артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения. Чтобы речь у ребенка развивалась, ему недостаточно слышать ее, он должен видеть мимику и артикуляцию матери, чтобы за счет работы «зеркальных» нейронов активизировалась его собственная артикуляция. Никакие аудио-игрушки, «игрушки-повторюшки», интернет-программы не научат ребенка говорить, если он не видит лицо разговаривающего человека. Возможности «зеркальных» нейронов еще не полностью изучены, вокруг них много мифов, но безусловно одно: именно «зеркальные» нейроны передают навыки речи, навыки мыслительных операций от взрослого человека ребенку (сравнение, анализ, синтез – как раз эти мыслительные операции плохо развиты у отстающих школьников). Именно так: «зеркальные» нейроны взрослого передают информацию «зеркальным» нейронам ребенка, которые, в свою очередь, запускают работу нужных зон коры мозга. Если информация будет подаваться ребенку с другого источника, «зеркальные» нейроны не включатся. То же самое происходит во время учебного процесса: если при подаче учебного материала не участвовали «зеркальные» нейроны педагога, то не включатся мозги учеников. Попробуйте-ка заменить объяснения учителя по новому материалу аудиозаписью, а потом дайте ученикам проверочную работу. Результат вас сильно огорчит.Из-за гаджетов ухудшается работа головного мозга. Первая и решающая стадия развития мозга заканчивается в 3 года. Если на этом этапе диапазон возможных действий человека был ограничен, то многие связи в мозгу просто не образуются и его объём остаётся на 25—30% меньшим. Например, в лобных частях развивается дефицит нейронных связей, отвечающих за регуляцию эмоций. В результате чаще возникают вспышки гнева и неконтролируемого поведения.Речь с экрана остается мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «Своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами. Хаотичное движение объектов, которое используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз. Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.Вслед за речью у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно играть, лепить, рисовать, их мало что интересует. Развивается склонность к зависимостям. В итоге это отражается на взаимоотношениях со сверстниками, так как они не умеют слушать и слышать друг друга, адекватно реагировать на поступки, выходить из конфликтных ситуаций. Данные коммуникативные навыки можно освоить только в процессе живого общения. Чем более активным образом ребенок взаимодействует с миром, тем больше у него развивается речь.Каждую минуту, которую ребёнок проводит за экраном, он мог бы потратить с пользой, разговаривая с родителями или другими детьми и совершенствуя навыки общения. В ходе говорения повышается целостность белого вещества головного мозга. Белое вещество — настоящая коммуникационная сеть головного мозга, и от её состояния зависят когнитивные способности человека. Если малыш мало говорит и много времени проводит за экраном, его умение воспринимать информацию, а также языковые навыки заметно ухудшаются. И чем больше в его жизни гаджетов, тем ярче выражена эта зависимость. Интересно, что просто звук включенного телевизора тормозит развитие речи ребёнка. Специалисты 2 года наблюдали за 49 малышами в возрасте 1–3 лет, родители которых общались с ними в среднем около 5,5 часов в день. Во время эксперимента на заднем фоне при общении малышей с родителями были включены телевизионные передачи, которые предназначены для взрослых. Исследователи выяснили, что, несмотря на содержание диалогов и их продолжительность, такое «сопровождение» приводит к замедленному развитию речевых навыков у детей. Причём совершенно неважно, о чём и как долго идёт разговор между ребёнком и родителем. Так что лучше всего во время ваших игр и общения выключать телевизор.Обучение правильной речи, чтение, заучивание песен и стихов наизусть должно происходить вживую. Конечно, для этого вполне можно использовать материал из сети. Главное условие – общение с детьми, совместные эмоции. Если малыш предоставлен сам себе, он неизбежно начнет уходить в виртуальный мир «с головой». Ребенок будет плохо разговаривать и развиваться, а в будущем не сумеет найти себя в социуме и успешно реализоваться.Родителям на заметкуВлияние гаджетов на здоровье малышей 1–3 лет негативно: использование телефонов, планшетов может привести к задержкам развития; До 2 лет в жизни малыша не должно быть ни гаджетов, ни телевизора. После этого возраста родителю также стоит ограничивать время, проводимое ребёнком за экраном; Чтобы не допустить зависимости от гаджетов, важно показать ребёнку, что окружающий мир интересен, и познакомить его с различными явлениями. Предложить занятия по потребностям, много говорить с ним и обустроить домашнее пространство так, чтобы малыш мог в нём многое делать сам.