Публикации Современный взгляд на развитие БЖД в условиях цифровизации

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современный взгляд на развитие БЖД в условиях цифровизации
Автор: Нарежнев Алексей Евгеньевич

Современный взгляд на развитие БЖД в условиях цифровизацииА.Е.НарежневСоветник РАЕ«Новый технологический уклад, требует инновационной смены в цифровой экономики»В.В.Путин Смена технологического уклада, способствует интенсивному развитию цифровой экономики в России, а также, ее многоукладности. Сущность развития курса БЖД, в условиях цифровизации, обусловлена сменой парадигмы образовательной, которое также, находит свое отражение, в принимаемых новых ГОСТах на территории России и, отражается во ФГОСах СПО.Безусловным, является тот факт, что совершенствование нормативно-правовых и иных сфер, направленные на предотвращение катастроф, на основе профилактических мер, преимущественно, как приоритетного направления. Иными словами, внесенные изменения в ГОСТ Р, позволят совершенствовать механизм контроля за деятельностью систем по направлениям безопасности в отраслях национальной экономики России. На сегодняшний день, известны труды выдающихся ученых, внесшие существенный вклад, в создание фундаментальных научных основ формирования указанной дисциплины, среди которых: Айзман.Р.И Р.И., Белов С.В., Михайлов Л.А., Петров С.В., Репин Ю.В., Сапронов В.В., Смирнов А.Т., Фельдштейн Д.И., Шершнев Л.И., Гафнер В.В., Валиев М.Х., Минина Е.С., и др. Однако, как мне представляется очевидным, появляются все более новые направления в области БЖД, требующие своего изучения, с позиции объективности, в том числе в условиях цифровизации многих сфер жизнедеятельности. Существующее определение БЖД, в традиционном варианте, наглядно демонстрирует ее сущность и актуальность на сегодняшний день. Так, БЖД - представляется, как область научно-практических знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения и защиты от них и ликвидация их последствий. Такой вариант раскрытия термина, наиболее удачно характеризует сущность БЖД, как учебную дисциплину, позволяющую на основе теоретических и практических знаний о природной среде, опасностях и человеке, осуществлять обучение граждан, вопросам выживания в окружающей среде, на разных этапах развития человечества. Традиционно, учебная дисциплина «БЖД», включает в себя: социальный, техногенный, природный, экологический, информационный, экономический, психолого-педагогический, медико-биологический аспекты. Они, безусловно помогают человеку, обезопасить себя в среде обитания.Сегодня, дисциплина «БЖД» - динамичное и перспективное учебно-научное направление, требующее анализа педагогического опыта, становления и развития предмета БЖД в системе среднего профессионального образования России. Анализ прошлого, помогает спрогнозировать будущее, в деле развития общества на новом технологическом укладе, с позиции безопасности. В свою очередь, обобщение опыта развития учебной дисциплины «БЖД», представляется значимой научной проблемой, решение которой позволит целостно представить данный феномен в контексте совершенствования педагогического процесса в системе среднего профессионального образования. Опираясь, на прошлый опыт развития БЖД, как учебной дисциплины, на 2010-2021гг., где был принят ФГОС СПО, наглядно демонстрирующий развитие учебной дисциплины «БЖД», в условиях реформирования среднего профессионального образования, исходя из поставленных задач президентом России, В.В.Путиным.Анализ проблем развития учебной дисциплины «БЖД», за текущий период, показывает актуальность реформирования, в сторону технологичности, что направляет на мысль многих исследователей о том, что необходимость пересмотра ГОСТа в России, давно назрела. Основным содержанием ФГОС СПО, сегодня, является изменение содержания требований к государственной программе обучения предметной области «БЖД», в системе среднего профессионального образования России, как основополагающего, в деле подготовки квалифицированных специалистов, для нужд отраслевой экономики, владеющие общими и профессиональными компетенциями, с целью осуществления своей профессиональной деятельности в реальном секторе экономики, в том числе посредством применения цифровых технологий. На сегодняшний день, мы знаем, что новый ФГОС СПО четвертого поколения, несет в себе новую содержательную линию и, предоставляется нам, как инновационным, в деле, наиболее качественного подхода, к вопросу подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, содержащая в себе требования к применению цифровых образовательных технологий с постепенным переходом к полной замене обычных программ обучения.Вопрос о сохранении фундаментальных основ БЖД, требует серьезной работы, специалистами - учеными, в области педагогики, психологии, философии, информационных систем, в условиях перехода на цифровизацию среднего профессионального образования.Учитывая, новое философское течение трансгуманизм, распространяющийся на территории России, как альтернатива гуманизму, вызывает озабоченность по вопросам безопасности человека, его этическому составляющему как гуманиста, в его благополучном существовании на разных территориях современного социума. Современные угрозы, в условиях смены технологического уклада, позволяют говорить о том, что промышленность будет трансформироваться в сторону автоматизированного и форматизированного оборудования, что позволит ускорить технологическое развитие общества и, осуществить рывок в технологическом прогрессе мирового масштаба посредством применения цифровых технологий в промышленности.В конечном счете, вызванная необходимость пересмотра ГОСТ Р, применяемые в промышленности, задают нам вектор в вопросах обеспечения безопасности человека на производстве, как основной движущей силы природы, а также, предполагают пересмотр образовательных программ и учебного пособия с учетом вносимых изменений. Реализуемые ФГОС СПО четвертого поколения, с 2021 года, на основе Концепции развития преподавания БЖД, принятая в 2018 году, где Минобрнауки РФ, инициировала научные исследования, проблем преподавания БЖД, как учебной дисциплины, необходимость ради, вызывает проведение анализа учебной государственной программы предметной области «БЖД» в целях развития профессиональной педагогики в условиях цифровой трансформации системы среднего профессионального образования.