Публикации
«Музыкальное оформление уроков классического танца в средних классах» (с музыкальными фрагментами)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Музыкальное оформление уроков классического танца в средних классах» (с музыкальными фрагментами)
Автор: Концертмейстер Руденко Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Музыкальное оформление уроков классического танца в средних классах» (с музыкальными фрагментами)
Автор: Концертмейстер Руденко Наталья Николаевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская хореографическая школа имени М.М. Плисецкой городского округа ТольяттиМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«Музыкальное оформление уроков классического танца в средних классах»(с музыкальными фрагментами) Составители:преподаватель Одина Ю.В.концертмейстер Руденко Н.Н. 2021СодержаниеПояснительная записка3Введение4Раздел I. Структура и музыкальная композиция урока классического танца5Раздел II.Основы музыкального оформления уроков классического танца122.1 Способы музыкального оформления урока122.2 Принципы подбора музыкального материала к урокам классического танца132.3 Задачи и специфика работы концертмейстера16Раздел III.Особенности музыкального сопровождения урока172.1 Экзерсис у станка172.2 Экзерсис на середине зала282.3 Allegro302.4 Экзерсис на пальцах35Заключение40Список литературы41 Пояснительная запискаМетодическая разработка «Музыкальное оформление уроков классического танца в средних классах» предназначена для преподавателей классического танца и концертмейстеров хореографических школ и ДШИ. В ней изложены основные принципы музыкального оформления на уроках хореографии, а также даны характеристики музыкального сопровождения движений классического танца.Цель: данное пособие предназначено в помощь начинающим преподавателям и концертмейстерам в работе над музыкальным оформлением уроков классического танца. Задачи: освоение методов и приёмов подбора музыкального материала, овладение спецификой музыкального сопровождения в средних классах хореографии.Методическое пособие содержит пояснения к музыкальному сопровождению для основных движений классического танца, а также музыкальные фрагменты, наличие которых существенно облегчает восприятие представленного устного материала и даёт возможность преподавателям и концертмейстерам грамотно и методически верно выстраивать свою работу, применяя музыкальное сопровождение с различным музыкальным характером, темпом, ритмическим рисунком и фактурой.Музыкальный материал расположен в соответствии с традиционным чередованием движений, исполняемых на уроках классического танца. В данной разработке представлены музыкальные примеры для основополагающего большинства элементов классического экзерсиса, чтобы любое построение урока предлагаемое преподавателем-хореографом или изменения, предпринятые по ходу занятия, не вызывали затруднения в подборе музыкального материала. ВведениеМузыкальное воспитание является очень важным моментом профессионального воспитания учащихся хореографических школ и школ искусств. Поэтому музыкальное оформление уроков классического танца имеет огромное значение. С самых первых шагов обучения на уроке классического танца дети впервые знакомятся с музыкой в ее связи с движением. Как известно, искусство танца не может существовать без музыки. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. В классе хореографии с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер), поэтому дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. В детских коллективах музыка должна быть доступной и понятной по содержанию и форме. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Уроки классического танца – это необыкновенно трудоемкая и сложная учебная работа, которая наполнена бесконечно скрупулезной отработкой ранее пройденных и новых примеров исполнительской техники. Такого рода работа должна музыкально оформляться в строгом соответствии с его истинным содержанием, когда музыка свободно и точно сочетается с учебным заданием. Музыкальная тема и ее интонации должны соответствовать характеру задания. В этом случае у учащихся возникает творческая увлеченность. Музыкальное сопровождение не должно носить отвлеченный монотонный характер.Высокий художественный вкус преподавателя и концертмейстера должны обогащать, повышать трудоспособность и творческую активность учащихся. На уроке важно добиваться того, чтобы учащиеся слышали характер, тему, тональность и ритм, а так же пытались пропеть музыку движениями тела. Очень важно, чтобы музыка каждого учебного примера соответствовала хореографии. Музыкальное оформление урока классического танца заключается в организации всех движений во времени, в определенном ритме и темпе.Поскольку целью настоящей работы является помощь начинающим педагогам-хореографам и концертмейстерам, в работе приводятся примеры музыкального оформления движений различных частей урока классического танца. Раздел I. Структура и музыкальная композиция урока классического танцаУрок классического танца начинается с экзерсиса, в котором развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.Экзерсис начинается у палки, потом повторяется на середине зала, затем следует adagio и allegro. Экзерсис складывается из одних и тех же движений, следующих в определенном порядке. Эта система, разработанная А.Я. Вагановой, способствует гармоничному развитию всех групп мышц тела. Их строгая продуманность направлена на выработку виртуозной техники, четкости формы, эмоциональной выразительности, сознательного подхода танцовщиков к каждому движению.Упражнение у станка, а затем на середине зала выполняются поочередно с правой и левой ноги в следующем порядке:1. Plie2. Battements tendus3. Battements tendus jetes4. Ronds de jambe par terre5. Battements fondus6. Battements frappes7. Ronds de jambe en l`air6. Petits battements7. Adagio8. Grands battements jetesНа середине зала ко всем перечисленным упражнениям добавляется маленькое и большое Adagio, затем следует Allegro (прыжки), экзерсис на пальцах.В начале и конце урока выполняется «Поклон» - приветствие. Урок классического танца представляет собой своего рода калейдоскоп, мозаику хореографических комбинаций, разных по характеру, технологии исполнения и видам. В течение урока концертмейстер исполняет до 40-50 музыкальных построений простой двух-трехчастной безрепризной или репризной формы. С музыкальной точки зрения, сюитный принцип построения наиболее близок данной композиционной структуре. Многоплановость пластического материала, контрастность сопоставления характеров хореографических комбинаций и этюдов могут быть подчеркнуты разнообразием тональностей, метрики, ритмических рисунков, интонаций, фактур аккомпанемента. Более того, общая композиционная схема урока позволяет выстроить определенную динамически направленную и замкнутую форму, кульминацией которой является, как правило, Большое Adagio на середине, а оживленный по темпу раздел Allegro – финальной частью. Результатом работы по подбору произведений для открытого показа, исполнения на экзамене или класс-концерте должна стать выстроенная и единая по стилю сюитно-дивертисментная музыкальная композиция. Тональный план, круг интонаций, сопоставление метроритмических структур, темповой план ее необходимо продумать и выверить. Такая сюита может быть собранной из произведений одного или ряда близких по стилевому направлению композиторов. Чаще всего это представители романтического направления, авторы театральной оперной и балетной музыки, такие как П. Чайковский, А. Глазунов, Л. Делиб, А. Адан, Ж. Бизе, Ш. Гуно, Дж. Мейербер и другие. Помимо хрестоматий, концертмейстер в своих репертуарных поисках может обращаться к балетным, оркестровым, вокальным и фортепианным произведениям, музыке опер, оперным дивертисментам. Как правило, работа по созданию композиции совершается в тесном творческом контакте с преподавателем-хореографом, и выстроенная форма отражает совместный результат усилий сотрудничества.Экзерсис у станка и на середине зала можно проводить под музыкальную импровизацию. Импровизационная музыка должна тоже соответствовать заданной педагогом композиции, иметь определенный ритмический рисунок, характер движений. Например, plie, demi-plie, grand plie (фр.) – это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или battements tendus (battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. Если, например, battements fondus исполняется в одной композиции с battements frappes, то ритмический рисунок музыкальной фразы будет разный по своему характеру: плавный, напевный при исполнении battements fondus и резкий, отрывистый при исполнении battements frappes.Для успешной деятельности концертмейстера необходимо четко понимать особенности метроритмической организации хореографического и музыкального материала, применяемого на уроке классического танца, уметь создать эмоциональную атмосферу в классе. Музыкальный размер, метроритмическая структура, нюансы, мелодия, гармоническая составляющая аккомпанемента имеют важнейшее значение. Музыка должна быть четкой, понятной, должны присутствовать динамические оттенки, фразировка должна быть обозначена. В этом случае гарантирована успешная деятельность концертмейстера.На примере музыкальной темы (пьеса №1) для импровизации экзерсиса у станка из сборника « Джаз-Парнас» Манфреда Шмитца показано, как возможно выстроить музыкальный материал в соответствии с мелодикой и ритмической структурой хореографической комбинации.Тема для импровизации музыкального оформления урока классического танца экзерсиса у станкаPlieРазмер 4/4, темп медленный, движениемелодии плавное, затакт две восьмыеBattements tendusРазмер 2/4, темп умеренный, ритм чёткийBattements tendus jetesРазмер 2/4, основной штрих staссato, исполняется легко, отрывистоRond de jambe par terreРазмер 3/4, ритм вальсовый, движение мелодии плавноеBattements fondusРазмер 4/4, характер adagio, движение мелодии плавноеBattements frappesРазмер 2/4, темп умеренно быстрый, ритм чёткий, акцент на вторую долюRond de jambe en l`airРазмер 4/4, темп подчёркнуто медленный, несколько затянутыйAdagioРазмер 4/4, темп медленный, исполнение широкоеGrands battements jeteРазмер 4/4, темп быстрый, акцент на первую и третью долюВ качестве основного музыкального материала для аккомпанемента заключительным частям урока исполняется танцевальная музыка различных композиторов: фрагменты балетов или фортепианных, симфонических, вокальных произведений. Частое использование именно репертуарных произведений, по всей видимости, объясняется тем, что музыка балетов обладает определенной аурой сцены – восприятие ее связанно с целым комплексом театральных атрибутов: свет, декорации, костюмы, аплодирующая публика, ощущение приподнятого настроения и другое. Все это вместе создает определенный настрой и атмосферу танца. Часто в качестве учебных заданий педагоги предлагают для изучения конкретный материал произведений хореографического репертуара. Очевидно, что наиболее подходящим аккомпанементом здесь может быть исполнение соответствующих фрагментов балетной музыки. Поэтому концертмейстеру балета необходимо изучить максимальное количество репертуарных музыкальных фрагментов и быть готовым исполнить их на уроке. В том случае, когда концертмейстер хорошо знает хореографию классического наследия, он может взять музыку цитируемого произведения самостоятельно, без подсказки преподавателя.Раздел II. Основы музыкального оформления уроков классического танцаСпособы музыкального оформления урока В учебной практике существует два способа оформления урока: применение импровизации и опора на музыкальные сборники. Музыкальная импровизация в учебной практике получила большое применение, так как преподаватель-хореограф в своей работе тоже импровизирует. Концертмейстер является не только непосредственным помощником и ассистентом преподавателя. Он, зная характер, ритм, составляющие части композиции учебного процесса, может предложить вниманию учащихся соответствующую тему, тональность, динамику, размер и акцент музыкальных импровизаций. Задача пианиста на уроке классического танца – озвучивание упражнений, их музыкальное оформление. Это предполагает необходимость определенных методических знаний. Хорошо, если он умеет импровизировать. В балетный класс приходят обычно пианисты, не имеющие опыта работы в области импровизации. Хореографу необходимо помочь концертмейстеру разобраться в построении урока, объяснить смысл и характер каждого pas классического танца.Преподаватель при составлении комбинаций на уроке классического танца, должен слышать музыку, передавать ее содержание и форму. Равно как и музыка должна по своей форме подчиняться движению. В ежедневной классной работе пианист творчески участвует в процессе урока и музыкальном воспитании учеников, умело подбирая музыкальную литературу в тех случаях, когда задание преподавателя требует готовой музыкальной формы.Оформление уроков классического танца с помощью музыкальной литературы получило широкое применение. Концертмейстерам необходимо проявить при подборе музыкальной литературы чувство меры, художественный вкус и такт, предлагая произведения, соответствующие целям предмета. Следует отбирать произведения, которые отвечали бы на уроке эмоциональному образу, танцевальному действию и волевым началам, с явно выраженной завершенной мелодией, наиболее приемлемой для учебных целей.2. Принципы подбора музыкального материалак урокам классического танцаМузыкальные отрывки для оформления уроков классического танца должны соответствовать следующим критериям:1. Принцип «квадратности»: число тактов в музыкальной фразе должно быть равно степени числа 2 (4, 8, 16, 32). Это имеет особое значение на начальном этапе проучивания, когда учащиеся выполняют элементы в так называемом «чистом виде». Учебные комбинации чаще всего выполняются «крестом», потому удобно, когда произведение можно разбивать на музыкальные квадраты.В последующие годы обучения принцип «квадратности» теряет свою актуальность. Комбинации насыщаются танцевальными элементами, в связи с этим аккомпанемент становится более разнообразным как по форме музыкального произведения, так и по ритмическому рисунку. Также используются более сложные музыкальные размеры, такие как 5/4, 6/8 и другие.2. Соответствие темпа и ритмического рисунка характеру хореографического движения. Например, такие упражнения, как rond de jambe par terre, battements fondus, adagio, исполняются в медленном темпе (largo, andante, lento), соответственно мелодия музыкального сопровождения должна иметь лирический характер.Упражнения battements tendus, battements tendus jetes, battements frappes, grands battements jetes выполняются в более живом, энергичном темпе. Для аккомпанемента рекомендуется выбирать отрывки с бодрой мелодией и четким ритмом.3. Наличие вступительного упражнения preparation (от франц., подготовка, приготовление) и заключения. В начале комбинации это вступление, состоящее, как правило, из нескольких последних тактов музыкального фрагмента. Preparation даёт возможность подготовиться и открыть руку, а в некоторых случаях, согласно исполняемому движению, и ногу. В гармоническом плане он должен завершиться половинным кадансом, на доминанте, в преддверии начала музыкальной фразы, передавая ощущение ожидания. Следует обратить внимание на исполнение воспитанниками «preparations» (подготовки к упражнению). Чтобы дети не делали его «промахивая», как нередко случается, концертмейстер должен исполнить вступление в темпе и ритме всего дальнейшего упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального произведения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. То же самое касается и окончания – завершения упражнения. Обычно берется два последних аккорда произведения, или «домината» и «тоника» (например, доминантсептаккорд и тоническое трезвучие) относительно тональности произведения. Заключение даёт возможность полностью завершить движение, закрыть руки, работающую ногу и оканчивается устойчивым звуком – полным кадансом.4. Наличие «затакта», то есть выполнение танцевального движения не на сильную долю такта (счет «раз»), а на «затакт» (счет «и»). Данный критерий более актуален в средних и старших классах. Затакт придает упражнению более акцентированный и четкий характер.5. Учет возрастных особенностей обучающихся. На начальном этапе обучения преподаватель рассказывает учащимся о взаимосвязи музыки и хореографии, о влиянии ее характера и темпа на исполнение танцевального движения, разъясняет важность роли музыкального сопровождения в уроке классического танца. Подбирать аккомпанемент для данной возрастной категории следует, придерживаясь следующих правил: мелодия фрагментов должна быть понятной и простой, не перегруженной различными музыкальными «украшениями» форшлагами, трелями и другими. Темп в большей части комбинаций медленный, ритмический рисунок односложный. Музыкальные мелодии должны быть простыми, доступными и выразительными, но отнюдь не однообразными, так как повторение изо дня в день одной и той же музыки развивает в учениках механичность исполнения. В средних и старших классах, где учебный материал постепенно усложняется, появляются разнообразные сочетания движений и ускоряется темп исполнения, разнообразится голосоведение, рисунок, гармонии так далее. Музыкальное оформление должно быть направлено на развитие художественного вкуса обучающихся. Следует помнить, что музыка на уроке должна содействовать повышению работоспособности учащегося, поднимать его настроение.Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Он должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую создали великие композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, И. Штраус, Р.М. Глиэр, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, К. Караев, Р. Щедрин и другие. Музыка является неотъемлемой частью танца и нельзя ее рассматривать только как ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений. Первоначальная задача музыканта-аккомпаниатора – разучивание и накопление репертуара. Подбирать музыку следует так, чтобы содержание танцевальной комбинации соответствовало характеру музыки и давало бы возможность при разработке отдельных эпизодов связывать действие и движение с музыкой. Подбор музыки влияет на качество хореографической постановки. В детских коллективах музыка должна быть доступной и понятной по содержанию и форме. Необходимо следить, чтобы на занятиях дети внимательно слушали музыкальное сопровождение, чувствовали и правильно воспроизводили его в движениях. 3. Задачи и специфика работы концертмейстераРабота балетного концертмейстера имеет свою специфику. Пианисты, получившие дипломы специального среднего и высшего образования, сталкиваются с большими проблемами, когда они попадают на работу в балетный класс.Задача концертмейстера на уроке классического танца – озвучивание упражнений, их музыкальное оформление, что предполагает необходимость определенных методических знаний. Соединение движений и музыки при обучении экзерсису является важной задачей. Существует очень мало ученых пособий, где приведены примеры музыкального оформления классического урока, основанные на импровизационном материале. Комбинации движений, созданные преподавателем-хореографом, могут быть чрезвычайно разнообразными. Готовое музыкальное произведение невозможно подобрать так, чтобы достичь полного соответствия между комбинацией движений и музыкой, как в целом, так и в деталях. Соответствие может получиться лишь формальным и внешним. Идеальные совпадения случаются крайне редко.Использование уже написанной музыки иногда приводит к тому, что комбинация движений подгоняется под эту музыку. Это противоречит специфике урока классического танца – движение определяет ритм, темп, и характер музыкального сопровождения. Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстера – это все помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей.Пианисты должны знать и придерживаться на уроке классики ряда правил:1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком, даже если обуревают сильные эмоции. Точно выверенный, филигранный звук учащиеся лучше слушают.2. Вся балетная лексика идет на французском языке. Пианист обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения. 3. Уроки классики – это живое взаимодействие музыки и пластики. Строится он на импровизационном материале. Нотный материал стоит использовать для оформления, например, adagio, temps lie, большого adagio, allegro, танцевальных комбинаций на середине зала.4. Все движения выполняются на музыкальном материале – поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала.Это приучает к согласованию движений с музыкой. 5. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы. 6. Когда педагогом задается комбинация, пианист должен запомнить ее так же, как и ученики. Полезно схематично записать ритм комбинации. 7. Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков – трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение – одна нота, два движения – две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.8. Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие – из-за такта. Это общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над музыкальным материалом урока классического танца.Раздел III. Особенности музыкального сопровождения урока1. Экзерсис у станкаPlie - плавное, медленное приседание, исполняется, как правило, на две или четыре условных «четверти». Начало движения приходится на сильную долю. Динамическая линия движения развивается crescendo по мере постепенно увеличивающегося приседания, достигая кульминации в крайней точке plie внизу. И, наоборот, по мере постепенного поднимания, то есть возвращения в исходное положение, динамическая линия движения мало-помалу ослабевает, идет diminuendo. Динамические оттенки музыкального оформления (crescendo – diminuendo) подчеркивают динамику движения.Характер движения медленный, плавный, связный, мягкий, певучий, лирический. В музыкальном оформлении он наиболее соответствует понятиям adagio, largo, molto cantabile, sempre legato (медленно, широко, очень певуче, постоянно связно).Музыкальный размер 2/4, 4/4, реже 6/8, чаще 3/4.Ритмический рисунок мелодии музыкального оформления plie наиболее соответствует группировке восьмыми. Фактура сопровождения мелодии: бас + два аккорда; арпеджио.В качестве вариантов музыкального сопровождения урока классического танца представлены авторские импровизации концертмейстера Руденко Н.Н. и примеры из сборников Ревской Н.Е., Безуглой Г.А.Battements tendus - исполняется в I и V позициях. Движение состоит в отведении вытянутой работающей ноги из исходного положения I или V позиции в требуемом направлении вперед, в сторону или назад и в приведении ее обратно в I и V позиции. Общепринятый способ исполнения движения – первая фраза (скольжение ноги) – из-за такта, вторая (возвращение) – на сильную долю.Характер движения – четкий, бодрый; Темп исполнения – умеренный.В музыке движение это наиболее соответствует темпу и характеру andantino semplice (нескоро, с простотой). Музыкальный размер 2/4, реже 4/4.Фактура сопровождения мелодии: бас + аккорд. Battements tendus jetes - (батман вытянутый, бросковый) бросок ноги на 25° или 45° с акцентом в сторону, вперед или назад (jete – брошенный) и возвращение ее обратно. Аналогично исполнению battement tendu, первая фаза движения приходится на затактовую, вторая – на сильную долю. Ритмическая формула движения похожа на предыдущую, но исполняется staccato. Характер движения – четкий, бодрый.Музыкальный размер 2/4, 4/4.Фактура сопровождения мелодии: бас + аккордRond de jambe par terre (вращательное движение ноги по полу) - исполняется поочередно в двух направлениях: en dehors – наружу и en dedans – внутрь. Начальная фраза движения (начало ронда) исполняется из-за такта, момент прохождения первой позиции (т.е. момент, когда ступни соединяются) совпадает с сильной долей.Характер движения плавный, связный; темп исполнения – умеренный;Музыкальный размер – 3/4, 4/4. В музыке наиболее соответствует характеру и темпу andante cantabile (медленно, певуче).Port de bras – плавные движения рук, головы и корпуса, как правило, включаются в комбинацию rond de jambe par terre, являясь ее заключительной частью. Начало исполнения этих движений - с сильной доли. Певучий характер музыкального оформления должен подчеркнуть плавность данного движения и закончиться полным кадансом.Фактура сопровождения мелодии: бас+ аккорд, арпеджио.Музыкальный размер 4/4,3/4. Battements fondus (fondu - «таять» в переводе с французского, плавный «тающий» батман) - движение состоит в плавном сгибании и приведении работающей ноги sur le cou-de-pied при одновременном demi-plie на опорной ноге и затем в плавном разгибании и открывании работающей ноги в требуемом направлении при одновременном выпрямлении опорной ноги из demi- plie.Акцент движения падает на момент demi-plie на опорной ноге при положении работающей ноги sur le cou-de-pied. Он должен совпасть с первой сильной долей такта музыки. Ритмический рисунок мелодии музыкального оформления соответственно с плавным рисунком движения следует группировать восьмыми legato. Мягкое приседание и вырастание часто отображается рисунком мелодии.Характер движения плавный, связный, певучий. В музыкальном оформлении наиболее соответствует определениям cantabile, sempre legato (певуче, постоянно связно). Музыкальный размер 3/4, 4/4. Фактура сопровождения мелодии: бас + аккорд или арпеджио.Battements soutenus (батман с подтягиванием, с выдержкой) – плавное вынимание работающей ноги через положение sur le cou-de-pied в требуемом направлении носком в пол при одновременном demi-plie опорной ноги и затем одновременное вытягивание и соединение обеих ног в V позиции на полупальцах. Акцент движения падает на момент demi - plie на опорной ноге; одновременно работающая нога вытянута в требуемом направлении носком в пол. В музыке акцент должен совпасть с сильной первой долей такта. Поэтому вынимание работающей ноги через положение sur le cou-de-pied в требуемом направлении должно исполняться затактом. Характер движения – плавный, связный, певучий. В музыкальном оформлении соответствует определениям cantabile, sempre legato (певуче, связно).Музыкальный размер 2/4;4/4Фактура сопровождения мелодии: бас + аккорд, арпеджиоBattements frappes (frappe в переводе с французского означает «ударять») - энергичное, резкое вытягивание работающей ноги из положения sur le cou-de-pied в требуемом направлении (вперед, в сторону или назад). Акцент движения падает на момент открывания работающей ноги в заданном направлении. В музыке акцент должен совпасть с первой сильной долей такта, поэтому движение начинается (рабочая нога сгибается sur le cou-de-pied) с затакта.Характер движения – резкий, отрывистый, ударный. В музыкальном оформлении наиболее соответствует определениям energico, sempre staccato (энергично, все время отрывисто)Музыкальный размер 2/4, 4/4.Фактура сопровождения мелодии: бас + аккорд.Rond de jambe en l'air (вращение ноги в воздухе) — сгибание и разгибание в колене работающей ноги, отведенной на II позицию и поднятой на высоту 45°, во время которого нижняя часть работающей ноги (от колена до носка) описывает в воздухе круг, вернее овал. Аналогично rond de jambe par terre, Rond de jambe en l'air исполняется в двух направлениях: en dehors – наружу и en dedans – внутрь. Акцент движения падает на момент вытягивания работающей ноги на II позицию на высоту 45°. В музыке он должен совпасть с первой сильной долей такта. Сгибание и вращение ноги должно исполняться на затакте.Характер движения – плавный, четкий. В музыкальном оформлении наиболее близок определениям grazioso, sempre legato (грациозно, постоянно связно). Музыкальный размер 3/4, 4/4, реже 6/8, 2/4. Фактура сопровождения мелодии: бас + аккорд.Petits battements («маленький батман» у щиколотки опорной ноги) – разгибание работающей ноги в колене на половину расстояния до II позиции из исходного положения sur le cou-de-pied спереди опорной ноги и сгибание ее с переводом sur le cou de pied сзади. Затем работающая нога снова разгибается на половину, и, сгибаясь, возвращается sur le cou-de-pied вперед. Акцент движения падает на момент вращения работающей ноги sur le cou-de-pied вперед. Поэтому перенос ноги sur le cou-de-pied назад и обратно должен быть затактным. Акцент может совпадать также с положением работающей ноги у cou-de-pied сзади. В данном случае затактным будет перенос ноги sur le cou-de-pied вперед и обратно. В обоих случаях акцент должен совпадать с первой сильной долей такта музыкального оформления. Для передачи легкости, ажурности, используется верхний регистр.Характер движения – четкий, отрывистый. В музыкальном оформлении он соответствует определению grazioso, staccato (грациозно, отрывисто).Музыкальный размер 2/4, 4/4.Фактура сопровождения мелодии: бас + аккорд, «Альбертиевы басы».Battements developpes (вынимание, раскрывание ноги) – движение состоит в медленном, плавном вынимании работающей ноги на высоту 90° градусов. Работающая нога, скользя носком по опорной, поднимается до ее колена и затем вытягивается в требуемом направлении. Затем вытянутая работающая нога медленно опускается в исходное положение V позиции. Характер движения – плавный, связный, медленный. В музыкальном оформлении соответствует определению adagio, cantabile, sempre legato (медленно, спокойно, певуче, все время связно). Музыкальный размер 4/4,6/8.Фактура сопровождения мелодии: бас + аккорд, арпеджио. Grands battements jetes (большие бросковые батманы) – исполняется и музыкально оформляется аналогично battements tendus jetes, но работающая нога выбрасывается в воздух на высоту 90° градусов и выше. Бросок ноги вверх приходится на затакт. Момент опускания ноги в исходную V позицию совпадает с первой долей такта. Характер движения - четкий, отрывистый. В музыке наиболее соответствует определению moderato, energico, staccato (сдержанно, энергично, отрывисто). Музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4;Фактура сопровождения мелодии: бас + аккорд.2. Экзерсис на середине залаНа середине зала исполняются те же упражнения, что и у палки, в той же последовательности и в том же темпе.Рассмотрим лишь те из них, что наиболее специфичны для исполнения на середине зала.Temps lie представляет собой серию слитных, взаимосвязанных движений, имеющих большое значение в развитии координации движений рук, ног, головы и корпуса. Характер движения – плавный, мягкий, связный. В музыкальном оформлении соответствует определениям adagio, cantabile, sempre legato (медленно, певуче, постоянно связно); Музыкальный размер 4/4.Музыкальный размер 3/4.Adagio представляет собой танцевальную форму, включающую в себя большое количество разнородных и разнообразных движений из всех разделов урока. Маленькое adagio исполняется на музыкальную фразу не менее чем на 4 такта по 4/4 или на 8, 12 тактов. Большое adagio – от 12 и 16 тактов и больше. Построение adagio требует четкого ритма, метра, темпа и соблюдения тактовой «квадратности». Сильные движения, которые следует выделить в adagio, начинаются на сильные доли такта. На слабые доли такта падают вспомогательные и связующие движения, такие как pas de bourree, все виды passe и другие.Характер движения – плавный, связный, певучий. Музыкальный размер 4/4.Музыкальный размер 3/4. 3. AllegroДвижения группы Allegro многочисленны и разнообразны по своему ритму и исполняются в разных темпах. Прыжки подразделяют на: большие и маленькие, в высоту и в длину, по траектории (одинаково важна как длина, так и высота). Все прыжки начинаются (и завершаются) demi-plie, это сообщает прыжку силу и высоту. Музыка помогает танцовщику «взлететь», если в ней хорошо подчеркивается момент plie и толчка.Очень важно точно выверить темп: слишком медленный темп вызовет ослабление мышц и «посадит на ноги», слишком быстрый темп не позволит танцовщику как следует оттолкнуться от пола. Короткие, «маленькие» прыжки (pas echappe, changement de pied, pas assemble, pas jete, pas glissade, sissonne simple и другие) чаще соотносятся с двухдольным музыкальным размером и требуют соответствующего музыкального сопровождения, легкого, пружинного, рессорного. С трехдольным – более протяженные, занимающие чуть более долгое время, высокие прыжки (sissonne ouverte, sissonne ferme, сценический sissonne и другие). Они сопровождаются более энергичной и акцентированной музыкой.Прыжки в плане музыкальных акцентов можно разделить на две большие группы: затактовые прыжки и прыжки «сильной доли».Затактовые прыжки – прыжки (в основном маленькие и средние), для исполнения которых толчок осуществляется с двух ног: например, pas echappe, pas assemble, pas glissade, sissonne sample, sissonne ouverte, sissonne ferme и др. Толчок, отрывание от земли при исполнении таких прыжков происходит на слабую долю такта. Момент сильной доли соответствует ее приземлению. В качестве аккомпанемента таким прыжкам обычно исполняют фрагменты музыкальных произведений, характер которых сопоставим с представлением о жанре польки (а для более высоких прыжков – вальса). Прыжки «сильной доли» - это группа прыжков, при исполнении которых толчок осуществляется с одной ноги: grand assemble, grand cabriole, pas jete entrelasse, grand pas de chat и другие. Предваряет подобные прыжки подход, который соответствует затактовому музыкальному времени. Момент окончания подхода и начало самого прыжка – то есть, толчок наверх, взлет, совпадает с приходом сильной доли. В определенном смысле сильную долю здесь можно назвать своеобразным музыкальным «трамплином», «отталкиваясь» от которого, танцовщик взлетает наверх. Синхронность этого момента в танце и музыке часто является определяющей. Для аккомпанемента большим прыжкам используются энергичные, бравурные или «полетные» вальсы, вальсообразные балетные вариации, а также и аналогичного характера двухдольные балетные коды. Temps leve sauteМузыкальный размер 2/4, 4/4Changement de piedsМузыкальный размер 2/4, 4/4Pas echappeМузыкальный размер 2/4, 4/4Pas assembleМузыкальный размер 2/4, 4/4Pas jeteМузыкальный размер 2/4, 4/4Pas glissadeМузыкальный размер 2/4.Музыкальный размер 3/4.Pas de basqueМузыкальный размер 3/4.Pas de chatМузыкальный размер 3/4.SissonnesМузыкальный размер 3/4, 3/8, tempo di valse. Прыжки с двух ног на одну. Они подразделяются на маленькие (sissonne simple, sissonne ouverte, sissonne ferme, sissonne tombe) и большие (на 90° , sissonne fondu и другие). 4. Экзерсис на пальцахВ данном разделе урока могут исполняться произведения следующих жанров: гавот, полька, пиццикато, галоп (балетная кода), вальс, экосез. Для аккомпанемента движениям плавного характера, а также некоторым элементам вращения чаще всего соответствует вальсообразная музыка. Это всевозможные грациозные плавные вальсы или бравурные вальсы. По мере усложнения хореографических комбинаций в средних классах расширяется принадлежность музыкального материала к жанрам. Для сопровождения комбинаций могут использоваться такие жанры как мазурка и тарантелла.В случае, когда движениям на пальцах присущ упругий, четкий характер, в музыке они соответствуют определениям: allegro, staccato, grazioso (быстро, отрывисто, грациозно).Поднимание на пальцы и опускание с них должны отражаться в изменении оттенков и характере звучания.Поднимание на пальцы происходит после demi-plie , опускание с пальцев происходит в demi-plie. Поднимание на пальцы происходит резко, толчком (staccato), опускание-более плавно-в demi-plie (legato).Танцевальные движения этой части урока в зависимости от момента отталкивания наверх - вскакивания на пальцы, можно разделить на две ритмические группы: затактовую и группу сильной доли. Такие движения, как echappe, sissonne simple, ballonne могут исполняться как на затакт, так и на сильную долю. Ко второй группе, группе «сильной доли» относится большое количество танцевальных движений, так как сам резкий момент вскакивания совпадает с сильными долями музыки. Наибольшую сложность при аккомпанементе движений, исполняемых на пуантах, представляют элементы вращений, так как исполнение туров в любой комбинации сразу же усложняет ее ритмическую структуру. К примеру, в тех комбинациях, где идет чередование несколько видов различных вращений, как правило, имеет место проблема многоплановых полиритмических состояний сложных для совместного исполнения и взаимодействия в координации и во времени. Движения на пуантах являются слагаемым сценического танца и одной из самых ярких танцевальных частей урока классического танца. Именно в этой части урока часто используется балетная музыка. Музыкальные фрагменты балетных спектаклей обладают определенной аурой сцены и это придает музыкальному аккомпанементу определенный настрой и приподнятую атмосферу.ReleveМузыкальный размер 2/4Pas echappeМузыкальный размер 2/4Sus-sousМузыкальный размер 2/4Temps lieМузыкальный размер 4/4Sissonne simple Музыкальный размер 2/4Assemble soutenuМузыкальный размер 3/4Pas de bourre suiviМузыкальный размер 2/4, 3/4ЗаключениеМузыкальное оформление урока классического тренажа направлено на организацию всех движений во времени, в условиях определенного темпа и ритма. Музыкальный материал должен быть грамотно подобран в соответствии с жанровым разнообразием и тщательно продуман. Необходимо, чтобы сама музыка выявляла особенности танцевального движения: его рисунок, характер, фразировку, метро-ритмические и темпо-динамические компоненты учебной или танцевальной комбинации. Одной из основных задач классического танца является обеспечение учебного процесса высоким по качеству музыкальным сопровождением. Музыкальное оформление уроков классического танца должно отвечать следующим требованиям:- соответствовать виду танца;- соответствовать характеру учебно-танцевального материала;- соответствовать этапу обучения.Музыкальный материал урока призван прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Для повышения своего профессионального уровня концертмейстеру необходимо работать в творческом тандеме с преподавателем- хореографом, учиться у коллег, обогащать свои знания, быть в непрерывном поиске нового музыкального материала. Тесное сотрудничество преподавателя классического танца и концертмейстера должно привести к наиболее эффективному воспитанию художественного мышления, развитию музыкальности учащихся и сознательному постижению ими принципов связи музыки и танца, навыков согласованности движения с музыкой. Список литературыБазарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца: учебно-методическое пособие.- Санкт-Петербург, 2005 Безуглая Г.А. «Концертмейстер балета» Изд. «Академия русского балета», 2005 Безуглая Г.А. «Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие.- СПб: Изд. «Планета музыки», 2015 Блок Л.Д. Классический танец: История и современность/Л.Д. Блок. - Москва: Искусство, 1987 Ваганова А.Я. Основы классического танца.- Санкт-Петербург, 2003 Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов: Хрестоматия.- Санкт-Петербург, 2000 Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- Л.: «Искусство», 1981 Нарская Т.Б. Классический танец, школа мужского исполнительства.- Москва. 1971 Новицкая Г. Урок танца. Пособие для хореографов и концертмейстеров.- Санкт-Петербург: Изд. «Композитор», 2000 Прибылов Г. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов - М.: АО Талерия, 1999 Ревская Н.E. Классический танец. Музыка на уроке.- Санкт-Петербург: Изд. «Композитор», 2005 Тарасов Н. Классический танец, школа мужского исполнительства/Москва, 1971 Шмитц Манфред «Джаз-Парнас» том Муз. Издательство Лейпциг, 1978 Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца. - Л.: «Музыка», 1968 Ярмолович Л. Классический танец.- Л.: «Музыка», 1986