Публикации Собственность и конкуренция

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Собственность и конкуренция
Автор: Сорокина Ирина Николаевна

Собственность и конкуренция.Собственность – это исторически определенная общественная форма присвоения материальных благ. Характер собственности на средства производства определяет характер собственности на продукты и результаты труда.При определении собственности выделяют следующие понятия:- субъекты собственности собственники, какого-либо имущества (это те, кто владеет определенной собственностью)- объекты собственности – это то, что присваивается собственником (предметы труда, средства производства).Собственность классифицируется по двум направлениям: по форме присвоения и по праву собственностиПо характеру накопления и присвоения собственность бывает: трудовая (заработанная), нетрудовая (наследство, подарки и т)Право собственности – это право контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды.Право собственности бывает: право владение, право использование, право распоряжениеСобственниками могут быть: физические и юридические лица, государство и муниципальные образования, международные организации, представленные властными структурами.Собственность бывает: частная, государственная, муниципальная.Частная собственность – это индивидуальное владение факторами производства с возможностью его отчуждения и передачи по наследству.Муниципальной собственностью – является имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию.Государственной собственностью – является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ.Государственная собственность формируется тремя путями: национализация, за счет госбюджета, покупка акций частных предприятий.Государственная собственность доминирует в отраслях и сферах имеющих большую социальную значимость для общества и требующих больших социальных вложений.Конкуренция это борьба между товаропроизводителями за первенство на рынке.Функции: регулирующая, инновационная, адаптационная, распределительная и контролирующая.Конкуренция классифицируется следующим образом: межотраслевая, внутриотраслевая, ценовая, неценовая, совершенная, несовершенная.Внутриотраслевая – это конкуренция предприятий одной отраслиМежотраслевая – это конкуренция предприятий разных отраслейЦеновая – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли по средством издержек производства. (это снижение цен на продукцию не изменяя ассортимент и качество)Неценовая – это борьба вокруг потребительских свойств товара , качества, ассортимента и условий продажи.(повышение технического уровня , качества, всевозможные бонусы потребителям)Имеются следующие модели рынка:
  • Чистая или совершенная конкуренция смысл состоит в том что большое число предприятий продавцов, стандартизованная продукция, отсутствие контроля над ценами, вход и выход свободный.
  • Чистая монополия - единственный продавец, уникальность продукции, контроль над ценой, невозможность вступления в отрасль.
  • Монополистическая конкуренция – много продавцов, много схожих товаров отличающихся отдельными характеристиками вход и выход относительно свободный.
  • Олигополия – относительно малое число крупных фирм, товар может быть стандартизирован а может быть и дифференцирован, сильное побуждение к слиянию (двух и более фирм чтобы получить большую долю на рынке), всеобщая зависимость (нельзя изменить цену не получив ответные действия конкурентов) вход и выход очень сложный.
  • Несовершенная конкуренция - структура рынка, при которой два или более продавца конкурируют на рынке, обладая некоторым контролем над ценой. Несовершенная конкуренция - это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. [4] Несовершенной конкуренцией является любая форма конкуренции, где не выполняются условия чистой конкуренции.
  • Государство как один из ведущих субъектов рынка стремится законодательно урегулировать конкуренцию. Этой проблеме отведено одно из главных направлений деятельности государства – антимонопольное регулирование. В конце 1991 г. в России принят Закон О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет).Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.Антимонопольная политика — это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.Антимонопольное законодательство — законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.Основные цели антимонопольного законодательства — обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.Антимонопольное регулирование — это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.Методы антимонопольного регулирования:1) ограничение монополизации рынка;2) постоянный государственный мониторинг;3) запрещение установления монополистических цен;4) сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:1) поощрение создания товаров-заменителей;2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;4) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.