Публикации Методическая разработка "Рабочая программа по образовательной области"Физическое развитие"для детей дошкольного возраста( 3- 7лет) МБДОУ"ДС"Белочка"на 2019 -2020 учебный год

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "Рабочая программа по образовательной области"Физическое развитие"для детей дошкольного возраста( 3- 7лет) МБДОУ"ДС"Белочка"на 2019 -2020 учебный год
Автор: Сухоставская Светлана Александрона

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Белочка» гарко-Сале Пуровского районаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ)МБДОУ «ДС «БЕЛОЧКА» Г.ТАРКО-САЛЕНА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОДСоставитель:инструктор по физической культуре Сухоставская С.А. г. Тарко-Сале2019 г.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫЧасть 1 Целевой раздел
  • Пояснительная записка.
  • Цели и задачи программы
  • Принципы и подходы к содержанию программы.
  • Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей
  • развития детей.
  • Планируемые результаты.
  • Часть 2 Содержательный раздел2.1 Содержание воспитательно – образовательной работы по образовательной области «Физическое развитие».2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.2.3 Взаимодействие с семьей2.4 Работа с педагогами2.5 Региональный компонент2.6 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы Часть 3 Организационный раздел.3.1 Материально – техническое обеспечение 3.2 Методическое обеспечение3.3 Особенности традиционных событий праздников и мероприятийЧасть 4. Перспективное планирование
  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  • Пояснительная записка
  • В последнее время сохранение здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой. Укрепление здоровья не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Многолетние исследования психологов подтверждают необходимость начинать эту работу с дошкольного возраста, так как именно к 5-6 годам ребёнок начинает накапливать собственный жизненный опыт, во многом стихийный и неосознанный. Но ребёнок довольно долго, зная правила, не выполняет их. Психологи говорят лишь о создании предпосылок для осознанного отношения к здоровью в этот период жизни. Для того чтобы такие предпосылки сложились, необходимо овладение «общей произвольностью своего поведения» (Л. С. Выготский), «соподчинение мотивов своих действий» (А. Н. Леонтьев), что достигается в процессе овладения детьми правилами подвижных и других видов игр. Для этого необходима целенаправленная систематическая работа по формированию осознанного отношения детей к здоровью. Не последнюю роль в этом процессе играют дошкольные образовательные учреждения. Дошкольное образование призвано обеспечить не только подготовку ребёнка к обучению в школе, но и создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья, гармоничного физического и целостного развития личности каждого ребёнка. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нём присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие. В связи с этим особая роль в дошкольном образовании отводится правильно организованному физическому воспитанию. С самого раннего детства ребёнку необходимо прививать потребность в регулярных занятиях физической культурой. Движения необходимы ребёнку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма, стимулируют формирование психических функций.
  • Цели и задачи реализации программы
  • Охрана и укрепление здоровья детей
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • Обеспечение физического и психического благополучия.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Принципы и подходы к формированию программы
  • Программа ДОУ опирается на следующие принципы:
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста);
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничества с семьей;
  • Приобщение детей к физической культуре, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • 1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенности детей раннего и дошкольного возраста Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры, непосредственно образовательная деятельность).Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.В группах созданы центры здоровья, где располагаются различные пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован спортивный уголок для занятий с разнообразным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность НОД по физической культуре, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система физкультурно – оздоровительной работы.СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫВ МБДОУ «ДС «БЕЛОЧКА» Г.ТАРКО САЛЕСистема закаливанияОсобое внимание уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕПЛОСКОСТОПИЯ, НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ, ЗРЕНИЯ, ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.Безусловно, особая роль в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей во время НОД по физической культуре. Причём, в каждом возрастном периоде НОД по физической культуре имеют разную направленность:
  • Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
  • В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
  • В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.
  • Поэтому мы используем разнообразные варианты проведения НОД по физультуре:
  • НОД по традиционной схеме
  • НОД, состоящая из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
  • Ритмическая гимнастика
  • НОД - соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
  • Сюжетно - игровая НОД
  • Помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с родителями. Поэтому коллектив поставил задачу: повысить уровень знаний и интерес родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.С каждым годом все большим успехом пользуются спортивные соревнования:
  • «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • Недели здоровья
  • Праздники, посвященные дню Защитника Отечества - с родителями и кадетами СОШ МГУ №2
  • Праздники, посвященные Дню Победы - с Ветеранами ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ И ДНЯМ НЕДЕЛИХарактеристика возрастных возможностей детей 3 -7 лет.2 младшая группа.В младшем дошкольном возрасте (3—4 лет) происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов. Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений. Исчезает неуклюжесть, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их грубая и тонкая моторика совершенствуется.Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека. Центр тяжести смещается вниз, как и положено.В три года обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на липучках). В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой помощи (просто мастер на все руки).К четырем годам двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки. В этом возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.Средняя группа.К 4-5 годам базисные характеристики личности ребенка - дошкольника становятся более содержательными. Четко проявляются различные компетентности: на уровне интеллектуальной компетентности ребенок обладает «драгоценной тягой» к познанию окружающего мира. Попытки «научных» объяснений ребенка распространяются буквально на всё. Социальная компетентность дает возможность ориентироваться ребенку в человеческих отношениях: он способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание, сочувствие. Языковая компетентность выражается в элементарном осознании языковой действительности, многообразных играх со звуками рифмами, смыслами. В плане физического развития компетентность ребенка обусловлена сформированностью навыков, составляющих основу здорового образа жизни (осознанное выполнение важнейших режимных процессов, гигиенических процедур, действий, связанных с самообслуживанием, умением регулировать свою двигательную активность, овладением ведущими элементами «азбуки» движений.) Креативность наиболее ярко проявляется в языковом творчестве и специфически детских деятельностях. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, формах, линиях различные образы и назвать их, отразить свое видение в рисунках, поделках и т.д., использовать придуманные образы в игре, выразительном движении. Инициативность и самостоятельность младшего дошкольника выражается в том, что он может самостоятельно решать задачи, возникающие в процессе игр и связанной с ними деятельности (конструирование, изодеятельности и т.д.), инициативность младшего дошкольника проявляется в выборе тематики игр, в вопросах и рассуждениях, с которыми он обращается к взрослому. Самостоятельность и свобода поведения тесно связаны с безопасностью. Младший дошкольник по - прежнему нуждается в контроле и опеке взрослого, который заранее предвидит опасные ситуации и старается их избежать. Воспитатель объясняет ребенку необходимость соблюдения правил безопасности, но эти знания пока не оказывают большого влияния на поведение ребенка. Происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции. Происходит структурные изменения мышечной ткани, суставно-связочного аппарата. В этом возрасте интенсивно развиваются моторные функции. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. Движение детей имеют вполне преднамеренный и целеустремленный характер: дети хорошо различают виды движений, представляют себе их смысл, назначение, частично овладевают умением выделять наиболее существенные их элементы. Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в более сложных видах упражнений. Вместе с тем им свойственно неумение соразмерять свои силы со своими возможностями. Для них характерно недостаточно четкое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей. К этому возрастному периоду дети достаточно хорошо овладевают навыками ходьбы. Однако у многих детей еще отсутствуют непринужденное положение корпуса и головы, согласованные движения головы и ног.Структура бега оформляется к четырем годам. Устойчивая фаза полета наблюдается у всех детей, но беговой шаг остается недостаточно равномерным, скорость невысока, отталкивание не сильное, полет короткий, движение рук малоактивны. Дети уже владеют прыжками разных видов, они умеют отталкиваться от опоры, помогая себе взмахами рук, а также мягко приземлятся, сохраняя равновесие. При метании предметов еще недостаточно проявляется слитность замаха и броска. В результате укрепления кисти и пальцев рук, развития координации движений, глазомера и под влиянием многократных упражнений дети приобретают способность регулировать направление полета и силу броска. Дети постепенно осваивают: езду на 3- и 2-колесных велосипедах, подготовительные к плаванию движения в водной среде и само плавание, ходьба и спуск с небольших горок на лыжах и т.д. Возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в общем, для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей организма повышается, увеличивается их работоспособность.Старший дошкольный возрастВ старшем дошкольном возрасте изменения основных показателей физического развития протекают менее согласованно и плавно, чем в предыдущем возрастном периоде.Совершенствуются основные нервные процессы, существенно улучшается их подвижность, уравновешенность, устойчивость. Происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Изменяется форма грудной клетки, завершается процесс ее формирования и окостенения, устанавливается грудной тип дыхания. В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые активнее действуют в обыденной деятельности детей. Это, прежде всего группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и т.д. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кисти руки, некоторые мышцы и связки позвоночного столба. Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Но в целом в характере двигательной активности детей сохраняются еще черты, типичные для предыдущих возрастных периодов — высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, нежелание выполнять требования, лишенные непосредственного интереса. В то же время детей повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности. Они могут заставить себя преодолевать определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий. В движениях дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами и т.д. Старшие дошкольники обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков и осознанно пользуются ими в своей деятельности. Движения детей приобретают слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Происходит совершенствование приобретенных ранее двигательных качеств и способностей. Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные способности (ловкость), гибкость и выносливость. Организм дошкольников лучше подготовлен к проявлению скорости и гибкости по сравнению с силой и выносливостью. Гибкость к семи годам значительно увеличивается: больше становится амплитуда движений, процессы напряжения и расслабления работающих мышц становятся более слаженными. Высокая подвижность суставов у детей обусловлена эластичностью мышц, сухожилий, связок. Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые возможности еще весьма ограничены. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости. К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляться устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игры. С взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.
  • ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
  • 2 младшая группаРезультаты образовательной деятельностиСредняя группаРезультаты образовательной деятельностиСтаршая группаРезультаты образовательной деятельностиПодготовительная группаРезультаты образовательной деятельностиЧАСТЬ 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1 Содержание воспитательно – образовательной работы по образовательной области «Физическое развитие». 2 младшая группаОсновные движенияВоспитатель создает условия и побуждает детей к выполнению следующих упражнений. Ходьба и упражнения в равновесии: ходьба обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра («стайкой», в колонне по одному, парами, в разных направлениях, за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске (длина 2—3 м, ширина 20 см); то же с перешагиванием предметов (ширина 10—15 см), рейки лестницы; ходьба по наклонной доске (ширина 30—35 см, приподнята на 20 см). Бег: «стайкой», врассыпную, в колонне по одному, парами, по прямой и «змейкой», с остановками, между предметами, с ускорением и замедлением (с изменением темпа); бег на скорость (15—20 м), в медленном темпе. Прыжки: на месте, с продвижением вперед (2—3 м), из круга в круг, вокруг предметов и между ними; прыжки в глубину (20—25 см); прыжки в длину с места (до 50 см); прыжки в высоту с места: через линию, шнур, предмет (высота 5 см). Катание, бросание, ловля: катание мяча двумя руками друг другу (расстояние 1,5 м), под дуги (ширина 50—60 см), между предметами; ловля мяча, брошенного взрослым (расстояние 70—100 см); бросание мяча вверх, отбивание мяча об пол 2—3 раза подряд; метание предметов на дальность (не менее 2,5 м), в вертикальную цель (расстояние 1—1,5 м), в горизонтальную цель (расстояние 1,5—2 м). Ползание и лазание: ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3—6 м), «змейкой» между предметами (4—5 предметов), по наклонной доске; подлезание под скамейку (прямо и боком), под дуги (высота 40 см); перелезание через бревно; лазание по лесенкестремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).Построения: свободное, врассыпную, в полукруг, в колонну по одному, по два (парами), в круг. Перестроение: из колонны в 2—3 звена по ориентирам. Повороты: переступая на месте. Общеразвивающие упражнения - для обогащения двигательного опыта при освоении общеразвивающих упражнений инструктор по физической культуре предлагает малышам, преимущественно на утренней гимнастике, выполнять следующие движения Положения и движения рук (одновременные, однонаправленные): вперед-назад, вверх (5—6 раз). Положения и движения туловища: наклоны (вперед, влево, вправо), повороты (влево, вправо) — 3—4 раза. Положения и движения ног: приседания, подскоки на месте (20—25 раз каждое). Спортивные упражнения Катание на трехколесном велосипеде по прямой, с поворотами, по кругу. Хождение на лыжах ступающим шагом, с поворотами, переступанием. Катание на санках кукол, друг друга с невысоких горок. Скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах с помощью взрослого.Подвижные игры Воспитатель широко использует в разные режимные моменты подвижные игры для закрепления у детей навыков основных движений. Подвижные игры с ходьбой, бегом, прыжками, подлезанием и лазанием, бросанием и ловлей. Музыкально-ритмические упражнения Ходьба, бег под музыку в заданном темпе, выполнение упражнений с предметами (лентами, флажками, платочками, султанчиками) в соответствии с характером музыки. Игры и упражнения на развитие скоростно-силовых качеств Игры. «Толкай мяч», «Доползи до погремушки», «Скачем около пенечка», «Воробышки и автомобиль», «Сильные руки», «Поймай бабочку». Упражнения: прокатывание ногами набивных мячей весом 0,5 кг, то же между кеглями. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед на расстояние 2—3 м. Упражнения на развитие координации движений Упражнения с предметами: перекладывание предметов стоя, под согнутой в колене ногой, подбрасывание и ловля платочков, кружение с размахиванием ленточкой над головой; из положения лежа на животе, перевороты на спину. Ходьба по коридорчику шириной 20—25 см, 35—40 см, по трудным дорожкам-доскам с препятствиями в виде: кирпичиков (10—12 шт.), кубиков (10—12 шт.); бег между кеглями и кубиками, расположенными на расстоянии 1 м друг от друга («Пробеги и не сбей»). Для повышения интереса детей к выполнению заданий можно использовать в качестве ориентиров погремушки, ленточки, листочки и т. п. (игры: «Проползи — не задень», «Пройди мишкой, проползи мышкой» и т. п.). Игры и упражнения на развитие быстроты Игры. «Быстро возьми», «Быстро возьми — быстро положи», «Кто соберет больше цветочков», «Птички в гнездышках», «Мыши и кот», «Карусель», «Скорее в круг». Общеразвивающие упражнения без предметов и с мелкими пособиями, подвижные игры, упражнения с широкой амплитудой, различные повороты, кружения. Бросание предметов, выполняемое с максимально возможной скоростью. Минимальные результаты Бег на 30 м — 13,5 секунд. Прыжки в длину с места — 40 см. Бросание предмета — 4 м. Бросание набивного мяча (1 кг) — 90 см. Спрыгивание (прыжки в глубину) — 20—25 см.Средняя группаПримерный перечень основных движений, спортивных игр и упражненийОсновные движения Для освоения детьми разнообразных основных движений воспитатель побуждает детей к выполнению следующих упражнений. Построение в колонну по одному по росту. Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении, со сменой ведущего. Перестроение в звенья на ходу. Повороты направо на лево и кругом на месте переступанием. Ходьба и равновесие: ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стопы, в полуприседе, с поворотами, с заданиями (руки на поясе, к плечам, в стороны, за спину и т. д.); ходьба с перешагиванием через предметы (высота 15-20 см), по наклонной доске (высота 30 см, ширина 25 см), с предметами в руках, на голове, без предметов (высота 35-40 см, ширина 30 см); ходьба спиной вперед (2-3 м), «змейкой», со сменой темпа; ходьба приставным шагом, по шнуру и бревну (высота 20-25 см, ширина 10 см), с мешочком на голове. Бег: в колонне по одному и парами, «змейкой» между предметами, со сменой ведущего и сменой темпа, между линиями (расстояние 30-90 см), с высоким подниманием коленей; бег со старта из разных исходных позиций (стоя, стоя на коленях и др.); бег на скорость (15-20 м, 2-3 раза), в медленном темпе (до 2 мин), со средней скоростью (40-60 м, 3-4 раза); челночный бег (5x3 = 15). Прыжки: на двух ногах с поворотами кругом, со сменой ног; ноги вместе - ноги врозь; с хлопками над головой, за спиной; прыжки с продвижением вперед (3-4 м), вперед-назад, с поворотами, боком (вправо, влево); прыжки в глубину (спрыгивание с высоты 25 см); прыжки через предметы (2—3 шт.) высотой 5-10 см; прыжки в длину с места (50-70 см); прыжки вверх с места (вспрыгивание), высота 15 -20см. Бросание и ловля, метание: катание мяча, обруча между предметам (расстояние 40-50 см); прокатывание мяча из разных исходных позиции одной и двумя руками; бросание мяча вверх и ловля (3-4 раза подряд), oтбивание мяча одной и двумя руками (4—5 раз); бросание мяча друг другу двумя руками снизу, из-за головы (расстояние 2 м) и ловля его (расстояние 1,5 м); метание предмета на дальность (расстояние 5-6,5 м), в горизонтальную цель (расстояние 2-2,5 м), в вертикальную цель (расстояние 1,5- 2 м Ползание и лазание - ползание на четвереньках (расстояние 10 м) между предметами, прокатывая мяч, с поворотами кругом; ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь на руках; подлезание под препятствия прямо и боком; пролезание между рейками лестницы поставленной боком; лазание с опорой на стопы и ладони по доске, наклонной лестнице скату; лазание по гимнастической стенке (высота 2 м); перелезание с одного пролета на другой вправо, влево, не пропуская реек, чередующимся шагом Общеразвивающие упражнения Исходные положения: стоя, стоя на левом, правом колене, сидя (ноги вперед, врозь, на пятках), лежа (на спине, на животе). Положения и движения головы: вверх, вниз, повороты в сторон) (4-5 раз), наклоны. Положения и движения рук: однонаправленные и поочередные вверх- вниз, смена рук; махи рук (вперед-назад, перед собой), вращения (одновременные двумя руками вперед-назад); сжимание и разжимание пальцев, вращение кистей рук (7-8 раз). Положения и движения туловища: повороты, наклоны - вправо, влево, вперед (4-5 раз).Спортивные упражненияКатание на санках, лыжах и пр. : подъем с санками на горку, скатывание с горки, торможение при спуске; катание на санках друг друга; скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах самостоятельно; передвижение на лыжах скользящим шагом, повороты на месте и переступания, подъемы на горку «полуелочкой» и боком; ходьба на лыжах без времени (0,5-1 км); игры на лыжах («Карусель в лесу», «Чем дальше — тем лучше», «Воротца»),Катание на двух- и трехколесном велосипедах: по прямой, по кругу, «змейкой», с поворотами. Подвижные игры Воспитатель широко использует в разные режимные моменты подвижные игры для закрепления у детей навыков основных движений. Игры с бегом, прыжками, лазанием, бросанием и ловлей, на ориентировку в пространстве и внимание. Музыкально-ритмические упражненияДвижения парами по кругу в танцах и хороводах; кружение по одному и парами; «пружинки», подскоки на месте, прямой галоп; постановка ноги на носок, на пятку. Освоение основных движений, общеразвивающих, спортивных, музыкально-ритмических упражнений содействует не только формированию жизненно важных навыков у детей, но и развитию физических качеств. В то же время педагог использует в работе с детьми специальные упражнения для целенаправленного развития физических качеств. При этом следует учитывать, что в среднем дошкольном возрасте у ребенка наиболее активно развиваются скоростно-силовые качества. Упражнения для развития физических качеств. Упражнения и игры для развития быстроты движений Для развития быстроты в работе с детьми среднего возраста воспитатель использует повторный метод, при котором упражнения выполняются с максимальными усилиями, но легко, свободно, без лишнего напряжения. При этом упражнения на быстроту не должны быть продолжительными, широко используются интервалы для отдыха: легкий бег, спокойная ходьба, успокаивающие движения (руки в стороны, чуть ниже уровня плеч, ладонями вверх, руки назад, ладонями внутрь, плечи не поднимать — 3—4 раза). Скоростной бег: 15—20 м. Пробегание дистанции 2—3 раза в I полугодии и во II полугодии — до 4—5 раз. Бег на 10—12 м из разных исходных положений: стоя, стоя на одном колене, лежа. Бег на 10—12 м с высоким подниманием коленей, через препятствия, с изменением темпа. Бег за мячом «Догони и подними мяч». Игры и игровые задания на развитие быстроты реакции на звуковые и зрительные сигналы (продолжительность 15—20 секунд). Общеразвивающие упражнения с предметами и без них: - хлопки в максимально быстром темпе перед собой и за спиной.постукивание правым кулаком по левому, ускоряя темп, доводя ег максимального (повторить 2—3 раза); — быстрые повороты палки вправо-влево; — лежа на животе, руки под подбородок (кисть одной руки на кисть другой), быстрое поочередное сгибание ног в коленях (2—4 раза); — лежа на спине, поочередное быстрое поднимание и выпрямление согнутых в коленях;— сидя в упор сзади, попеременное поднимание прямых ног с ускорением темпа; — прыжки на одной и двух ногах в среднем и быстром темпе. Игры и упражнения с предметами: • с обручами: — «Юла»: подбросить обруч, покружиться и поймать до падения: — «Догони обруч»: энергичное отталкивание обруча и бег за ним. не . пуская падения; — «Кто дальше?»: прокатывание обруча и бег за ним; • с бумажными стрелами, самолетиками: — «Догони голубя», «Чей самолет пролетит дальше?», «Подбрось и б стро поймай», «Поиграем с бумажным мячиком»; • игры: «Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Мы — веселые ребята», «Совушка», «Кто скорее добежит до флажка?». Игры и упражнения для развития скоростно-силовых качеств Для развития этих качеств воспитатель организует образовательные cитуации, в которые включает наиболее эффективные упражнения. «Лошадки»: бег с высоким подниманием бедра, через препятствия, с ускорением. «По дорожке»: прыжки в длину с места и с продвижением вперед. «С кочки на кочку»: впрыгивание на предметы высотой 12—15 см. Подскоки на месте — 2—3 серии по 20—35 секунд (между сериями педагог организует паузы для отдыха со спокойной ходьбой и дыхательным упражнениями). Бег через препятствия высотой 12—15 см на дистанцию 15 м. «Мячики»: подскоки на месте. Важно помнить, что подскоки разумно давать в 2-3 серии по 20-35 секунд каждая. «Часики»: стоя у гимнастической стенки и держась одной рукой за рейку поочередные махи ногами (по 5—6 раз каждой ногой). «Кузнечик»: стоя лицом к гимнастической лестнице и взявшись обеими руками за одну рейку, быстро вставать на вторую (третью) снизу рейку и спускаться на пол (усложнение: толчком двух ног запрыгивать на вторую рейку). «До свидания, мячик!»: прокатывание набивного мяча весом 500 г на расстояние 3—4 м в паре из исходного положения сидя, ноги врозь. «Катим влево, катим вправо»: из положения сидя, упор сзади, набивной мяч весом 500 г на коленях, поднимать ноги и прокатывать под ними мяч то влево, то вправо (3—4 раза). «Из домика в домик»: прыжки толчком двух ног с мягким приземлением из обруча в обруч (диаметром 30—35 см), разложенные на полу на расстоянии 30—35 см. «Кругом, кругом, кругом»: прыжки вокруг предмета (мягкого модуля, скамейки, стола, стула) сначала в одну сторону, затем — в другую. «Радуга»: прыжки через ленты, лежащие на расстоянии 1 м, цвет которых соответствует цветам радуги. «Кенгуру»: прыжки через резинки или рейки, расположенные на расстоянии 1 м, на высоте 12—15 см. «Кто соберет больше лент?»: прыжки вверх с места, снимая по одной короткие ленточки с веревки, натянутой выше поднятых рук ребенка на 20— 25 см.Игры и упражнения для развития силы. Упражнения с набивными мячами весом 500 г и с фитболами (воспитатель предлагает детям выполнять эти упражнения преимущественно из положений сидя и лежа по 3—5 раз): — лежа на животе, поднимание рук (руки) перед собой; — сидя, прокатывание мяча вперед как можно дальше; — стоя, поднимание мяча над головой и бросание вперед; — лежа на спине, мяч за головой в вытянутых руках, перевороты на живот; — ритмичные сжимания большого мяча (фитбола) между руками; — передача фитбола, набивного мяча друг другу по кругу; — лежа на полу, на спине, ноги на фитболе, поднимание таза вверх; — лежа на спине, на полу, передача мяча из рук в ноги и обратно. Подвижные игры и игровые упражнения: «Из круга в круг»: прыжки из обруча в обруч. Прыжки через рейки, выложенные на расстоянии 1 м, высота 15— 17 см. «Сильные руки»: шаги вокруг обруча, опираясь на руки сначала в одну, затем в другую сторону. «Влево-вправо»: поочередное усаживание на набивной мяч справа или слева от него. «Лягушки», «Скок-поскок», «Кто соберет больше лент?»: прыжки вверх с места. Правила: прыгать вверх толчком двумя ногами, снимать только по одной ленте. Игры и упражнения для развития выносливости Для развития выносливости у детей средней группы воспитатель использует метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности с короткими перерывами. В конце года продолжительность непрерывных движений может быть доведена до 1,5—2 мин. Упражнения: Бег со средней скоростью (50— 60 % от максимальной). Бег с низкой скоростью (30—40% от максимальной) на 150—200 м в I полугодии, во II полугодии — 240—300 м. Подскоки в течение 30—50 секунд в начале года и 50 секунд — 1 мин в конце года (сериями от 20—25 до 50—60 прыжков с небольшими перерывами). Подвижные игры с многократным повторением движений, выполняемых длительное время: «Поезд», «Жеребята», «Солнце и дождик», «Найди свой лист», «На прогулке», «Найдите флажки», «Козочки». Спортивные упражнения: — ходьба на лыжах; — катание на санках; — катание на велосипеде; — качание на качелях.Упражнения на развитие гибкости. Упражнения с предметами и без предметов Для рук и плечевого пояса: -— активные круговые движения руками в одну и другую стороны; — активные маховые движения руками с лентами вверх-вниз по максимальной амплитуде; — махи обручем вперед-назад одной, затем другой рукой; — поочередные плавные маховые движения руками вперед-назад с одновременным приседанием; -— из положения сидя на полу обхватывание большого фитбола руками и ногами. Для туловища: — наклоны вправо, прокатывая обруч (мяч) как можно дальше от себя вправо и влево; — сидя на коленях, прокатывание мяча вокруг себя в одну, затем — в другую сторону; — пружинистые повороты в стороны по максимальной амплитуде; — наклоны вперед как можно дальше с опорой на руки. Для ног: — круговые вращательные поочередные движения стопой в одну и другую стороны; — мягкие пружинистые наклоны вперед -— в сторону из положений сидя и стоя; — махи ногами в сторону, стараясь достать до кисти руки; — сидя на коленях перед фитболом, прокатывание мяча вперед, не выпуская его из рук; — лежа на спине, приподнимание и разведение ног в стороны как можно шире; — стоя спиной к гимнастической стенке вплотную, наклоны вперед, перебирая поочередно рейки и притягивая туловище вниз; — стоя на коленях спиной к стенке, прогибание, доставая стенку. Игры и упражнения для развития координации. Ходьба разными способами в сочетании с заданиями на равновесие, с изменением направления движения. Бег из разных исходных положений (стоя, сидя). Подскоки на месте со сменой положений рук, ног, поворотами в стороны. Общеразвивающие упражнения с предметами: мячами, палками, обручами и пр. Упражнения с фитболами: сидя на мяче, «ходьба» и «бег» на месте, сидя на мяче, приставные шаги влево и вправо. Подвижные игры. «Самый ловкий» (бег по зигзагообразной линии длиной 5—6 м), «Найди свою пару», «Ловишки с лентами», «Зайцы и сторож», «Кто быстрее добежит до флажка?». Минимальные результаты: Бег на 30 м — 13,5 секунд. Прыжки в длину с места — 50 см. Бросание предмета весом 80 г — 5 м. Бросание предмета весом 100 г — 5,5 м. Бросание набивного мяча (1 кг) — 1,3 см. Спрыгивание (прыжки в глубину) — 40 см.Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражненийСтаршая группаОсновные движения Самостоятельные перестроения. Из шеренги в колонну, в две колонны, в два круга, по диагонали, «змейкой» без ориентиров. Повороты направо, налево, на месте и в движении на углах. Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба в полуприседе, с перекатом с пятки на носок, с задержкой на носке («петушиный шаг»), с заданиями (с хлопками, различными положениями рук), с закрытыми глазами (3—4 м). Ходьба через предметы (высотой 20—25 см), по наклонной доске (высотой 35—40 см, шириной 20 см), ходьба по гимнастической скамейке с закрытыми глазами, с поворотами, различными движениями рук, остановками. Ходьба по шнуру (8—10 м), бревну (высотой 25—30 см, шириной 10 см), с мешочком (500 г) на голове, по пенькам, спиной вперед (3—4 м). Приставной шаг с приседанием, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении, полуприседание с выставлением ноги на пятку. Бег. На носках, с высоким подниманием колен, через и между предметами, со сменой темпа. Бег в медленном темпе 350 м по пересеченной местности. Бег в быстром темпе 10 м (3—4 раза), 20—30 м (2—3 раза), челночный бег 3x10 м в медленном темпе (1,5—2 мин). Прыжки. На месте: ноги скрестно - ноги врозь; одна нога вперед, другая — назад; попеременно на правой и левой ноге 4—5 м. Прыжки через 5—6 предметов (высота 15—20 см) на двух ногах, вспрыгивание на предметы: пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см). Подпрыгивание до предметов, подвешенных на 15—20 см выше поднятой руки. Прыжки в длину с места (80—90 см), в высоту (30—40 см) с разбега 6—8 м; в длину (на 130—150 см) с разбега 8 м. Прыжки в глубину (с пенька, бревна, кубов высотой 30—40 см) в указанное место. Прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад. Бросание, ловля и метание. Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных исходных положений между предметами (ширина 4030 см, длина 3-4 м). Бросание мяча вверх, об землю и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд, одной рукой 4—6 раз подряд. Отбивание мяча не менее 10 раз подряд на месте и в движении (не менее 5-6 м). Перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из-за головы, с отбивкой об землю). Метание в горизонтальную и вертикальную цели (на высоту 2,2 м) с расстояния 3,5-4 м. Метание вдаль на 5-9 м. Ползание и лазание. Ползание на четвереньках по скамейке, толкая головой мяч. Подтягивание на скамейке с помощью рук; передвижение вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползание и перелезание через предметы (скамейки, бревна). Подлезание под дуги, веревки (высотой 40—50 см). Лазание по гимнастической стенке чередующимся способом ритмично, с изменением темпа. Лазание по лестнице с перекрестной координацией движений рук и ног. Лазание по веревочной лестнице, канату, шесту свободным способом. Общеразвивающие упражненияИсходные положения: стоя (пятки вместе, носки врозь), сидя, лежа на животе и с Положения и движения головы, вверх, вниз, повороты в стороны, наклоны (4-5 раз). Положения и движения рук: одновременные и попеременные; однонаправленные и разнонаправленные — вверх (вниз), в сторонывращения (одновременно двумя руками и поочередно вперед-назад); подъем рук вперед-вверх со сцепленными в «замок» пальцами (кисти внутрь тыльной стороной); сжимание, разжимание, вращение кистей рук (8—10 раз Положения и движения туловища: повороты, наклоны вперед, назад, в стороны, вращения. Положения и движения ног: приседания (до 40 раз), махи вперед-назад, держась за опору; выпады вперед, в стороны с движениями рук вперед, в стороны, вверх; подскоки на месте (40 х 3 = 120). Упражнения с отягощающими предметами — мешочки, гантели (150 г), набивные мячи (1 кг). Спортивные упражненияКатание на санках: с горки по одному и парами; катание по ровному месту друг друга. Ходьба на лыжах по пересеченной местности переменным шагом. Повороты на месте влево (вправо). Подъем в горку «лесенкой», спуск в низкой стойке. Катание на велосипеде: по прямой, повороты направо, налево. Катание на самокате, отталкиваясь одной ногой. Туристические походы с двумя переходами по 25—30 минут и активным отдыхом между ними (игры, эстафеты в естественных условиях). Переходы на лыжах (по 15—20 минут) с активным отдыхом. Езда на велосипеде (по 25—30 минут) с перерывом и отдыхом. Подвижные игры Игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием; игры-эстафеты. Городки: бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5—6 м) и полукона (2—3 м). Баскетбол: перебрасывание мяча друг другу от груди; ведение мяча правой и левой руками поочередно; забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди; игра по упрощенным правилам. Бадминтон: отбивание волана ракеткой в заданном направлении; игра с воспитателем. Минимальные результаты Бег на 30 м — 7,9—7,5 секунд. Прыжок в длину с места — 80—90 см.Прыжок в длину с разбега — 130—150 см. Прыжок в высоту с разбега — 40 см. Прыжок вверх с места — 25 см. Прыжок в глубину — 40 см. Метание предмета: — весом 200 г — 3,5—4 м; — весом 80 г — 7,5 м. Метание набивного мяча — 2,5 м.Подготовительная группаДвигательная деятельностьПорядковые упражнения. Способы перестроения. Самостоятельное, быстрое и организованное построение и и перестроение во время движения. Перестроение четверками. Общеразвивающие упражнения. Четырехчастные, шестичастные, восьмичастные традиционные общеразвивающие упражнения с одноименными, разноименные, разнонаправленными, поочередные движениями рук и ног, парные упражнения. Упражнения в парах и подгруппах. Выполнение упражнений активное, точное, выразительное, с должным напряжением, из разных исходных положений в соответствии с музыкальной фразой или указаниями с различными предметами. Упражнения с разными предметами, тренажерами. Основные движения. Соблюдение требований к выполнению основных элементов техники бега, прыжков, лазанья по лестнице и канату: в беге — энергичная работа рук; в прыжках — группировка в полете, устойчивое равновесие при приземлении; в метании - энергичный толчок кистью, уверенные разнообразные действия с мячом, в лазании — ритмичность при подъеме и спуске. Подводящие и подготовительные упражнения. Ходьба. Разные виды и способы: обычная, гимнастическая, скрестным шагом; выпадами, в приседе, спиной вперед, приставными шагами вперед и назад, с закрытыми глазами. Упражнения в равновесии. Сохранение динамического и статического равновесия в сложных условиях. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом; неся мешочек с песком на спине; приседая на одной ноге, а другую махом перенося вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу вперед и делая под ней хлопок. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием предметов, приседанием, поворотами кругом, перепрыгиванием ленты.. Ходьба по узкой стороне гимнастической скамейки прямо и боком. Стоя на скамейке, подпрыгивать и мягко приземляться на нее; прыгать, продвигаясь вперед на двух ногах по наклонной поверхности. Стоять на носках; стоять на одной ноге, закрыв по сигналу глаза; то же, стоя на кубе, гимнастической скамейке; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх. Балансировать на большом набивном мяче (вес 3 кг). Кружиться с закрытыми глазами, останавливаться, сделать фигуру. Бег. Сохранение скорости и заданного темпа, направления, равновесия. Через препятствия — высотой 10—15 см, спиной вперед, со скакалкой, с мячом, по доске, по бревну, из разных стартовых положений (сидя, сидя «по-турецки», лежа на спине, на животе, сидя спиной к направлению движения и т. п.). Сочетать бег с ходьбой, прыжками, подлезанием; с преодолением препятствий в естественных условиях. Пробегать 10 м с наименьшим числом шагов. Бегать в спокойном темпе до 2—3 минут. Пробегать 2—4 отрезка по 100—150 м в чередовании с ходьбой. Пробегать в среднем темпе по пересеченной местности до 300 м. Выполнять челночный бег (5х10 м). Пробегать в быстром темпе 10 м 3—4 раза с перерывами. Бегать наперегонки; на скорость — 30 м. Прыжки. Ритмично выполнять прыжки, мягко приземляться, сохранять равновесие после приземления. Подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом; смещая ноги вправо — влево; сериями по 30—40 прыжков 3—4 раза. Прыжки, продвигаясь вперед на 5—6 м; перепрыгивание линии, веревки боком, с зажатым между ног мешочком с песком, с набитым мячом; через 6—8 набивных мячей (вес 1 кг) на месте и с продвижением вперед. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа. Подпрыгивние на месте и с разбега с целью достать предмет. Впрыгивать с разбега в три шага на предметы высотой до 40 см, спрыгивать с них. Прыжки в длину с места (не менее 100 см); в длину с разбега (не менее 170—180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см). Прыжки через короткую скакалку разными способами: на двух ногах с промежуточными прыжками и без них, с ноги на ногу; бег со скакалкой. Прыжки через длинную скакалку: пробегание под вращающейся скакалкой, перепрыгивание через нее с места, вбегание под вращающуюся скакалку, перепрыгивание через нее; пробегание под вращающейся скакалкой парами. Прыжки через большой обруч, как через скакалку. Метание. Отбивать, передавать, подбрасывать мячей разного размера разными способами. Метание вдаль и в цель (горизонтальную, вертикальную, кольцеброс и другие) разными способами. Точное поражение цели. Лазанье. Энергичное подтягивание на скамейке различными способами: на животе и на спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну; проползание под гимнастической скамейкой, под несколькими пособиями подряд. Быстрое и ритмичное лазание по наклонной и вертикальной лестнице; по канату (шесту) способом «в три приема».Подвижные игры. Организовать знакомые игры игру с подгруппой сверстников. Игры-эстафеты. Спортивные игры. Правила спортивных игр. Городки. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бит. Баскетбол. Забрасывать мяч в баскетбольное кольцо, вести и передавать мяч друг другу в движении. Контролировать свои действия в соответствии с правилами. Вбрасывать мяч в игру двумя руками из-за головы. Футбол. Способы передачи и ведения мяча в разных видах спортивных игр. Настольный теннис, бадминтон. Правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывать его в сторону партнера без сетки и через нее; вводить мяч в игру, отбивать его после отскока от стола. Хоккей. Ведение шайбы клюшкой, забивать в ворота. В подготовительной к школе группе особое значение приобретают подвижные игры и упражнения, позволяющие преодолеть излишнюю медлительность некоторых детей: игры со сменой темпа движений, максимально быстрыми движениями, на развитие внутреннего торможения, запаздывательного торможения. Спортивные упражнения. Ходьба на лыжах. Скользящий попеременный двухшаговый ход на лыжах с палками, подъемы и спуски с горы в низкой и высокой стойке. Катание на коньках. Сохранять равновесие, «стойку конькобежца» во время движения, скольжение и повороты. Катание на самокате. Отталкивание одной ногой. Плавание. скольжение в воде на груди и на спине, погружение в воду. Катание на велосипеде. Езда по прямой, по кругу, «змейкой», уметь тормозить. Катание на санках. Скольжение по ледяным дорожкам. После разбега стоя и присев, на одной ноге, с поворотами. Скольжение с невысокой горки. Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Здоровье как жизненная ценность. Правила здорового образа жизни. Некоторые способы сохранения и приумножения здоровья, профилактики болезней, значение закаливания, занятий спортом и физической культурой для укрепления здоровья. Связь между соблюдением норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности. Некоторые способы оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость внимания и заботы о здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к взрослым и детям в детском саду. Гигиенические основы организации деятельности (необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы, чистоты материалов и инструментов и пр.)2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.Содержание образовательной области «Физическое развитие » направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.Модель организации учебно-воспитательного процессав детском саду на день по направлению развития ребенка – физическое развитие и оздоровление2.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВВ последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Наш детский сад стремиться к созданию единого пространства развития ребенка: детский сад-семья. Цель – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ. В соответствии с этим была определена система деятельности детского сада и семьи. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗадачи взаимодействия с семьями дошкольников: 1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально – личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения. 2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно- гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице. 3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально- личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силахВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗадачи взаимодействия с семьями дошкольников: 1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития. 2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умение оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность. 3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе. 4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗадачи взаимодействия с семьями дошкольников: 1. Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников – развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности; помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике. 2. Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема. 3. Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявлять внимание, заботу о взрослых и сверстниках. План работы с родителями на 2019-2020 учебный год2.4 План работы с педагогами2.5. Региональный компонентСодержание регионального компонента.Реализация регионального компонента ООП ДО осуществляется в старших группах в совместной деятельности педагога и детей. Состав содержания регионального компонента определен в рабочих программах педагогов ОУ.Региональный компонент предусматривает:
  • построение программы на местном (Пуровский район, г. Тарко- Сале) материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;
  • приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным играм «Прыжки через нарты», «Перетягивание палки» « Оленья упряжка», « Метание тензяна на харей» и др. Дети совместно со взрослыми познают традиции и обычаи предков, особенности характера своего и другого народа. Знакомятся с географическими особенностями своего региона, с достопримечательностями города и районов через образовательную деятельность «Физическое развитие».
  • развитие физических качеств посредством дошкольной физической подготовки. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в спортивной жизни города, в районных, городских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.
  • 2.6. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И МОНИТОРИНГА Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее — система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы. Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы в ДОУ осуществляется один раз в год: в мае для каждой возрастной группы; итоговые результаты – в мае на выходе ребенка из детского сада. Итоговые результаты представлены в портрете выпускника, в котором отражаются качества и степень их сформированности. Результаты мониторинга отражаются в таблицах. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) оценивается по ОО «Физическое развитие» по трех бальной системе:1 балл — критический уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;2 балла — допустимый уровень: ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого; 3 балла — оптимальный уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов развития ребенка.2,26-3 балла – оптимальный уровень;1,76-2,25 – допустимый уровень;1-1,75 – критический уровень.Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется в течение времени пребывания ребенка в Учреждении (с 6.00 до 18.00, исключая время, отведенное на сон).Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, специальные диагностические ситуации, организуемые 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, апрель). В первом случае, она помогает выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики ее развития. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа определяется планирование педагогической деятельности на следующий учебный год. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 2 младшая группаОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» средняя группаОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» старшая группаОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Часть 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.3.1 Материально – техническое обеспечение Перечень картотекфизкультурного уголка Перечень наглядного оборудования для спортивного уголка Фонотека спортивного залаПрезентации3.2 Методическое обеспечение1. Анисимова М.С, Хабарова Т.В. « Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС 20122. «Дошкольникам о защитниках отечества» под ред. Л.А. Кондрыкинской «ТЦ Сфера», 20053. Мальцев А. И. « Быстрее, выше, сильнее!» Изд – во «Феникс», оформление, 20054. Литвинова О. М. «Физкультурные занятия в детском саду» «Феникс», 20085. Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам» Средний возраст «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 19996. Литвинова О. М. «Система физического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» 7. Картушина М. Ю. «Зелёный огонёк здоровья» «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 20048. Ефименко Н. «Театр физического развития и оздоровления» ЛИНКА – ПРЕСС, 19999. Безруких М. М. «Здоровьеформирующее физическое развитие» Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 200110. Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду» Издательство «Просвещение», 198611. Воротилкина И. М. «Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольником образовательном учреждении» «Издательство НЦ ЭНАС», 200412. Померанцева И. В., Вилкова Н. В., Семёнова Л. К. , Терпак Т. А. «Спортивно – развивающие занятия» 1 младшая группа Издательство «Учитель», 200713. Симкина П. Л., Титаровский Л. В. «Физкульт – минутки здоровьесберегающей направленности» титаровский Л. В., 200514. Харченко Т. Е. «Утренняя гимнастика в детском саду» «Мозаика – синтез», 200615. Николаева Н. И. «Школа мяча» Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 200816. Миронец Л. В. «Увлекательная физкультура в детском саду: практическая копилка воспитателя» «Эделника», 200817. Дик Н. Ф., Жердева Е. В «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников» Издательство «Феникс», 200518. Ульянова С. А., Анисимова Т. Г. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» Рекомендации, занятия, игры, упражнения Издательство «Учитель», 200819. Щербак А. П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 199920. Кириллова Ю. А. «Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических игр (ОНР) с 3 до 7 лет» «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 200821. Рунова М. А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду» «Мозаика - синтез», 200222. Подольская Е. И. «Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет» Издательство «Учитель», 200823. Голицина Н. С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении» «Издательство Скрипторий 2003», 200624. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 200325. Харченко Т . Е. «Физкультурные праздники в детском саду» Сценарии спортивных праздников и развлечений «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 200926. Кузнецова М. Н. «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ» « АЙРИС – пресс», 200727. Моргунова О. Н. «Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ» Моргунова О. Н., составление, 200728. Лосева В. С. «Плоскостопие у детей 6 -7 лет» «ТЦ Сфера», 200429. Муллаева Н. Б. «Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников» «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 200530. Давыдова М. А. «Спортивные мероприятия для дошкольников» ООО «ВАКО», 200731. Мастюкова Е. М. «Физическое воспитание детей с церебральным параличом» Мастюкова Е. М., 199132. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» Часть 1 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003
  • ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ СОБЫТИЙ ПРАЗДНИКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ.
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ ВО 2 -й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМайПЕРСПЕКТИВНОЕ КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМайПЕРСПЕКТИВНОЕ КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕСЕНТЯБРЬОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМайПЕРСПЕКТИВНОЕ КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕСЕНТЯБРЬОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрель МайСписок литературы.1. Анисимова М.С, Хабарова Т.В. « Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС 20122. «Дошкольникам о защитниках отечества» под ред. Л.А. Кондрыкинской «ТЦ Сфера», 20053. Мальцев А. И. « Быстрее, выше, сильнее!» Изд – во «Феникс», оформление, 20054.Литвинова О. М. «Физкультурные занятия в детском саду» «Феникс», 20085.Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам» Средний возраст «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 19996.Литвинова О. М. «Система физического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель «7.Картушина М. Ю. «Зелёный огонёк здоровья» «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 20048.Ефименко Н. «Театр физического развития и оздоровления» ЛИНКА – ПРЕСС, 19999.Безруких М. М. «Здоровьеформирующее физическое развитие» Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 200110. Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду» Издательство «Просвещение», 198611. Воротилкина И. М. «Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольником образовательном учреждении» «Издательство НЦ ЭНАС», 200412.Померанцева И. В., Вилкова Н. В., Семёнова Л. К. , Терпак Т. А. «Спортивно – развивающие занятия» 1 младшая группа Издательство «Учитель», 200713.Симкина П. Л., Титаровский Л. В. «Физкульт – минутки здоровьесберегающей направленности» титаровский Л. В., 200514. Харченко Т. Е. «Утренняя гимнастика в детском саду» «Мозаика – синтез», 200615. Николаева Н. И. «Школа мяча» Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 200816.Миронец Л. В. «Увлекательная физкультура в детском саду: практическая копилка воспитателя» «Эделника», 200817. Дик Н. Ф., Жердева Е. В «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников» Издательство «Феникс», 200518. Ульянова С. А., Анисимова Т. Г. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» Рекомендации, занятия, игры, упражнения Издательство «Учитель», 200819. Щербак А. П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 199920. Кириллова Ю. А. «Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических игр (ОНР) с 3 до 7 лет» «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 200821. Рунова М. А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду» «Мозаика - синтез», 200222. Подольская Е. И. «Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет» Издательство «Учитель», 200823. Голицина Н. С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении» «Издательство Скрипторий 2003», 200624. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 200325. Харченко Т . Е. «Физкультурные праздники в детском саду» Сценарии спортивных праздников и развлечений «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 200926. Кузнецова М. Н. «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ» « АЙРИС – пресс», 200727. Моргунова О. Н. «Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ» Моргунова О. Н., составление, 200728. Лосева В. С. «Плоскостопие у детей 6 -7 лет» «ТЦ Сфера», 200429. Муллаева Н. Б. «Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников» «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 200530. Давыдова М. А. «Спортивные мероприятия для дошкольников» ООО «ВАКО», 200731. Мастюкова Е. М. «Физическое воспитание детей с церебральным параличом» Мастюкова Е. М., 199132. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» Часть 1 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003