Публикации Социальный проект как эффективный метод формирования активной позиции обучающихся (Из опыта работы творческого объединения «Золотые спицы»)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальный проект как эффективный метод формирования активной позиции обучающихся (Из опыта работы творческого объединения «Золотые спицы»)
Автор: Колобовникова Галина Вадимовна

Социальный проект как эффективный метод формирования активной позиции обучающихся (Из опыта работы творческого объединения «Золотые спицы»)Основная задача деятельности педагога – формирование гармонически развитой, свободной, социально активной личности. В связи с этим социальное проектирование в области декоративно-прикладного творчества можно рассматривать как эффективный методический прием воспитательного и образовательного процесса. Участие в проектной деятельности позволяет ребенку самостоятельно добывать знания, осваивать новые техники, делать процесс создания продукта более увлекательным. В ходе социального проектирования повышается мотивация обучающихся, формируется активная позиция.Из современной педагогической литературы известно, что социальное проектирование – это действия и мероприятия, направленные на изменение социальной ситуации, получение общественно важного результата, создание реального «продукта», принципиально нового в личном опыте ребенка и имеющего для него практическое значение. Главный педагогический смысл технологии социального проектирования – создание условий для включения обучающихся в реальную практическую деятельность по решению актуальных социальных проблем. Участвуя в социальном проектировании, ребенок на практике может реализовать знания, выбирать ценности, совершать нравственные поступки. Такая деятельность формирует в детях понимание того, что от их действий зависит благополучие других людей. Таким образом, формируются социальные навыки ребенка, устанавливаются новые способы его социального взаимодействия с миром.Обратим внимание на то, что в творческом объединении «Золотые спицы» социальное проектирование является составляющей воспитательной компоненты и отражено в ДООП «Золотые спицы». Неоспорим тот факт, что вовлеченность ребенка в интересную деятельность, удовлетворенность собой, осмысление значимости происходящего являются основой для его самосовершенствования и самореализации. Работа над проектом позволяет объединить детей, наполнить их взаимодействие творчеством. Участие в проекте сплачивает коллектив, включает детей в коллективно-полезное дело, развивает позитивное отношение к начатому делу.Остановимся подробнее на описании положительного опыта по социальному проектированию в творческом объединении «Золотые спицы».В работе над проектами мы руководствуемся главным принципом – научить ребенка видеть реальное применение знаний и умений в собственной деятельности и командной работе.Приведем пример подобного проекта. Он связан с изготовлением сувениров для мамы и бабушки, однако этот проект ориентирован на изучение реальной жизни, природы человеческих отношений.Ребят всегда волнует вопрос, как поздравить маму и бабушку с праздником 8 Марта. Самый лучший подарок, по мнению ребят, тот, который сделан своими руками. Ведь в нем соединяются тепло сердца и индивидуальность исполнителя работы:Подарок мамепокупать не станем-Сделаем сами,своими руками.Можно вышить ей платок,Можно вырастить цветок.Можно дом нарисовать,Речку голубую…А еще расцеловать Маму дорогую.О. ВысотскаяТаким образом, в нашем творческом объединении решено было выполнить социальный проект «Подарок бабушке и маме». Цель проекта: «Формирование активной позиции обучающихся посредством подготовки поздравления к празднику 8 Марта для бабушки и мамы». Задачи: приобщение к декоративно-прикладному творчеству, пропаганда ценности ручного труда, привлечение детей к социально-активной жизни, формирование экономного подхода к денежным средствам, формирование навыков коллективной работы. Сроки выполнения проекта: февраль – март 2022 года. Адресат проекта: обучающиеся творческого объединения 7-11 лет.На первом этапе выполнения проекта (аналитический этап) мы обсуждали идею об изготовлении подарка к празднику 8 марта своими руками. Мы провели анализ мотивации обучающихся и организовали две творческие группы: «Рукодельники» (дети 7-8 лет) и «Мастерицы» (обучающиеся 9-11) лет. В каждой творческой группе сформировалась концепция проекта, были определены цель проекта и задачи, определены ресурсы и план реализации проекта. При обсуждении подчеркивалась важность реализации проекта: сделать для мамы и бабушки этот день радостным, сказать теплые слова.На втором этапе (организационно-деятельностный этап) обучающиеся каждой творческой группы собирали материалы, изучали техники декоративно-прикладного творчества, которыми они будут пользоваться для изготовления подарка. Ребята составляли сочинение «Слово о маме», рисовали портреты мамы и бабушки, сочиняли стихи и пожелания к празднику.В группе «Рукодельники» была изготовлена открытка «Мимоза» в технике аппликации из бумажных шариков. Эта техника проста, увлекательна, и, кроме того, развивает моторику руки. Вторая творческая группа детей, «Мастерицы», взяла за основу проекта вязание крючком кухонной прихватки, так как этот предмет актуален, он пригодится и маме, и бабушке; понадобятся небольшие финансовые ресурсы.Третий, итоговый этап включил в себя следующие моменты: обобщение опыта по вязанию прихваток, оформление выставки детских работ.Большое значение в воспитательной работе имеет социальный проект гражданско-патриотической направленности «Букет ко Дню Победы», который проходит в апреле-мае. Он направлен на осознание детьми отечественной истории, прививает чувство гордости за свою страну. Ребята будут читать книги о Великой отечественной войне, изучать историю своей семьи в Великой Отечественной войне, изготавливать аксессуар «Георгиевская ленточка», готовить открытки и поздравления ветеранам.Выводы. Наш практический опыт показывает, что проектная деятельность является эффективным средством формирования культуры учащихся, становления их активной позиции. Работа над проектом позволяет ребенку почувствовать значимость своей деятельности, открыть новые возможности.Важно заметить, что социальное проектирование в творческом объединении «Золотые спицы» концентрируется на жизненном материале, направлено на сплочение коллектива, на совместную деятельность детей, на умение разобраться в реальной жизни.Литература
  • Галицкая, Л. В. Роль социального проектирования в становлении личности учащихся / Л. В. Галицкая. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013.
  • Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы Учебное пособие под общей редакцией А. В. Старшиновой. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018 135 с.
  • Интернет- источникиURL: (дата обращения: 03.03.2022).