Публикации
Особенности воспитательной работы классного руководителя в коррекционной школе VIII вида.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности воспитательной работы классного руководителя в коррекционной школе VIII вида.
Автор: Попова Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности воспитательной работы классного руководителя в коррекционной школе VIII вида.
Автор: Попова Ирина Николаевна
Особенности воспитательной работы классного руководителя с родителями детей с ОВЗ. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. (В.А. Сухомлинский)«Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка. Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее чувствительна и пластична». Поэтому в его воспитании важнейшее значение имеют уровень нравственной культуры родителей, образованность, социальное положение, их устремления в жизни, семейные традиции, вся атмосфера семьи.Работа с родителями наших детей является важным направлением воспитательной деятельности классного руководителя и всего педагогического коллектива коррекционной школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, мы можем добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду, максимально адаптировать учащихся школы к социуму.Ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников коррекционной школы не может быть использован в том виде и в полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный массовой школой в сфере воспитательной деятельности. Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, из нашей практики, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями. Дисбаланс в семье или распад семьи происходит, в большинстве случаев, как только родители узнают, что ребенок у них «ОСОБЫЙ». Приведенная ниже мною таблица, показывает реакции родителей, когда они об этом узнают:У многих родителей существует предубеждение против школы нашего вида. Они препятствуют переводу их детей из массовой школы и в дальнейшем, в процессе обучения детей в коррекционной школе, некоторые родители сохраняют негативное отношение к ней, что, несомненно, влияет и на отношение их детей к школе, на воспитательный и учебный процесс в целом.Наша работа классных руководителей с родителями зачастую начинается еще до того как воспитанник официально был зачислен к нам в школу, внушая и объясняя родителям то, что большой вред причиняют ребенку несвоевременным переводом его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии в массовой школе, родители тем самым тормозят его развитие. В этом случае ребенок, не понимая учебного материала, находится в постоянном напряжении, теряет уверенность в себе и интерес к учебе. В результате создается благоприятная почва для нервных и психических срывов, как у ребенка, так и у родителей, усугубляя уже имеющиеся проблемы в семье и у ребенка с ОВЗ. Таблица, приведенная ниже, показывает стадии адаптации семьи к ситуации появления ребенка с проблемами в семье.Каждый классный руководитель и все педагоги нашей школы знают, что получают семьи с данным багажом проблем.Благоприятные предпосылки для успешного осуществления воспитания ребенка могут быть созданы только на основе оздоровления семейной обстановки, нормализации отношения семьи, к своему ребенку, к учителям, воспитателям и к коррекционной школе в целом.В связи с этим первоочередной задачей в работе классного руководителя нашей школы является проведение тщательного обследования каждой семьи, выясняя, на каком этапе адаптации находится данная семья, собирая и анализируя информацию, необходимую для организации и поддержки семьи. Посещаем семью на дому, изучая социально-бытовые условия. И только после этого планируем и выстраиваем свою воспитательную работу с родителями воспитанника школы.Приоритетной формой работы классного руководителя нашей школы с родителями в начальной стадии являются индивидуальные беседы, тренинги.Для нормализации взаимоотношений между родителями и детьми осуществляем корригирующее воспитательное воздействие на семью, и в первую очередь ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ:В последующем в своей работе используем известные формы работы с родителями воспитанников - это и родительские собрания, лектории, диспуты, и вечера вопросов и ответов, классные часы, открытые уроки, традиционные школьные мероприятия, где родители участвуют в роли зрителя и в роли участника действий. (фотографии мероприятий)Все методы и формы воспитательной работы с родителями наших воспитанников направлены на:ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой; психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; корректировку воспитания в семьях отдельных учащихся; взаимодействие с общественными организациями родителей. Классно-групповые родительские собрания проводим не реже 1 раза в четверть. Родителям заблаговременно направляются пригласительные билеты с повесткой дня (показываю и предлагаю в подарок образцы пригласительных открыток). К каждому собранию соответствующим образом оформляется классная комната, организуется выставка работ учащихся, набор видеоматериалов участия детей класса в том или ином мероприятии. В повестку дня классно-групповых родительских собраний включаем небольшие доклады - сообщения на определенную тему, согласно запланированной тематике родительских собраний, содержащие конкретные советы и рекомендации, к примеру: «Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка»; «Как поощрять ребенка в семье»; «Рекомендации по развитию положительных эмоций ребенка»; «Советы родителям, воспитывающим детей с ОВЗ»; «Советы родителям подростка»; «Причины детской неуправляемости» и т.п. Хочу предложить Вашему вниманию одну из моих разработок – это письмо-обращение ребенка к своим родителям. Каждый родитель получил данный вариант письма на родительском собрании.Какую цель я преследовала, используя данное письмо? Лучшим ответом на это стало высказывание одной из мам, которая сказала: «Как редко мы вспоминаем о том, что сами были детьми, и не всегда находили понимание со стороны родителей, которым казались наши проблемы незначительными. И сколько было боли, горечи и переживаний, связанных не только с возникшей детской проблемой, но и с недопониманием родителей!»Одной из полюбившихся нами форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе нашей школы, и в моей работе в частности, является «семейный час». Он готовится классным руководителем вместе с учащимися и родителями и для них же проводится.Предлагаю вашему вниманию отрывок моего семейного часа на тему «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня…»К этому семейному часу родители с детьми готовились заранее, создавая свою неповторимую стен-газету «Моя – семья». (ФОТО) Играли вместе на этом мероприятии в игры, сближающие эмоционально детей и родителей.Данным примером хотела Вам показать, что все проблемы семьи и ребенка решаются нами деликатно, взвешенно, обдуманно, с учетом сложившихся взаимоотношений родителей и детей в каждой семье.Сложнее нам организовывать и выстраивать воспитательную работу с родителями из, так называемых «проблемных семей». Это родители с неустроенной личной жизнью, родителями злоупотребляющие спиртными напитками, малообразованными (выпускниками школы VIII вида). К каждой категории семей выстраиваем индивидуальный подход в воспитании ребенка. Например, в моем классе есть дети, которые живут с отчимами, а это 50% всего класса. В некоторых таких семьях складываются трудные взаимоотношения между отчимом и ребенком, мамой и ребенком. Мне приходиться быть вольно или невольно немного «семейным психологом». В связи с этим, изучаю соответствующую литературу, для того чтобы при необходимости дать грамотный совет по воспитанию ребенка в таких семьях. Так, как отношения между мною и родителями за 6 лет уже сложившиеся, доверительные они иногда обращаются ко мне за советом. Вот один из примеров рекомендаций маме по дано проблеме: Не сравнивать родного и неродного папу. Дать понять, что вашей любви к ребенку меньше не станет при появлении отчима. В ссорах между мужем и дитем не принимать ничью сторону. Больше времени посвящать тем занятиям, которые объединяют семью. Создавать семейные традиции. Чем больше отчим и ребенок будут общаться, тем быстрее они найдут общий язык. Принять, что муж больше любит вас, чем вашего ребенка. Это нормально, ведь любовь зарождается неподвластно силе воли. При желании отчима, он может получить от меня такие же рекомендации со своей стороны - лично, либо через жену.Работа с родителями-выпускниками коррекционных школ VIII вида имеет тоже свои особенности. В данном случае наша работа направлена, в большей степени, на доступность донесения необходимой информации маме по воспитанию ребенка, по соблюдению режимных моментов: полноценного сна, режима питания, соблюдений санитарно-гигиенических норм в отношении ребенка и жилья.Не раз в моей практике классного руководителя были индивидуальные беседы с мамами детей, у которых отцы злоупотребляли спиртными напитками. В беседе с матерью рассказывала видение данной семейной проблемы со слов детей. Приведу в пример своими словами высказывание ребенка о возникшей проблеме, его боли, переживания: «Мама мало уделяет мне внимания, она занята проблемами пьющего отца и больше озабочена не моим воспитанием, а тем, как найти денег или утаить их от папы, чтобы прокормить нас. Я не только осуждаю пьющего отца, но даже принимаю его сторону, потому что мать постоянно грустная, злая, ссорится с отцом из-за его пьянства, а отец старается быть со мной добрым». После таких разговоров по душам, мамы стараются как можно больше уделять внимание ребенку, дарить им радостные моменты жизни.Хуже дела обстоят, если в семье пьющая мать или оба родителя. Школа не раз ходатайствовала о бесплатной помощи по выведению из такого состояния родителя в наркологическую службу. И они нам эту помощь оказывали.В последнее время в нашей школе стало больше опекаемых детей. В таких семьях отношения детей с родителями бывают «не гладкими». И в этом случае нам приходиться владеть информацией об особенностях воспитания опекаемых детей и делиться ею с законными представителями ребенка. Например, я им рассказываю о динамике образования новой семейной системы, в которой можно выделить 4 этапа: «Медовый месяц», «Уже не гость», «Выживание», «Стабилизация отношений». Зная особенности каждого этапа, замещающие родители избегают возможных проблем во взаимоотношениях с подопечным ребенком. Только педагогически грамотно и деликатно подходя к решению данных проблем, можно выстроить результативный воспитательный процесс, основанный на взаимосвязи семьи и школы. Процесс воспитания длительный, кропотливый, трудоёмкий. Судить о результатах всей огромной комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями мы будем ещё не скоро. Однако, анализируя уровень социализации наших выпускников за последние годы, видим, что большая часть из них благополучно трудоустраивается, создаёт свои семьи, занимая достойное место в современном обществе.