Публикации Особенности воспитательной работы классного руководителя в коррекционной школе VIII вида.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности воспитательной работы классного руководителя в коррекционной школе VIII вида.
Автор: Попова Ирина Николаевна

Особенности воспитательной работы классного руководителя с родителями детей с ОВЗ. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.  (В.А. Сухомлинский)«Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка. Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее чувствительна и пластична». Поэтому в его воспитании важнейшее значение имеют уровень нравственной культуры родителей, образованность, социальное положение, их устремления в жизни, семейные традиции, вся атмосфера семьи.Работа с родителями наших детей является важным направлением воспитательной деятельности классного руководителя и всего педагогического коллектива коррекционной школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, мы можем добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду, максимально адаптировать учащихся школы к социуму.Ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников коррекционной школы не может быть использован в том виде и в полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный массовой школой в сфере воспитательной деятельности.        Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, из нашей практики, имеют низкий уровень образования  и культуры.  Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями. Дисбаланс в семье или распад семьи происходит, в большинстве случаев, как только родители узнают, что ребенок у них «ОСОБЫЙ». Приведенная ниже мною таблица, показывает реакции родителей, когда они об этом узнают:У многих родителей существует предубеждение против школы нашего вида. Они препятствуют переводу их детей из массовой школы и в дальнейшем, в процессе обучения детей в коррекционной школе, некоторые родители сохраняют негативное отношение к ней, что, несомненно, влияет и на отношение их детей к школе, на воспитательный и учебный процесс в целом.Наша работа классных руководителей с родителями зачастую начинается еще до того как воспитанник официально был зачислен к нам в школу, внушая и объясняя родителям то, что большой вред причиняют ребенку несвоевременным переводом его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии  в массовой школе, родители тем самым тормозят его развитие. В этом случае ребенок, не понимая учебного материала, находится в постоянном напряжении, теряет уверенность в себе и интерес к учебе. В результате создается благоприятная почва для нервных и психических срывов, как у ребенка, так и у родителей, усугубляя уже имеющиеся проблемы в семье и у ребенка с ОВЗ. Таблица, приведенная ниже, показывает стадии адаптации семьи к ситуации появления ребенка с проблемами в семье.Каждый классный руководитель и все педагоги нашей школы знают, что получают семьи с данным багажом проблем.Благоприятные предпосылки для успешного осуществления воспитания ребенка могут быть созданы только на основе оздоровления семейной обстановки, нормализации отношения семьи, к своему ребенку, к учителям, воспитателям и к коррекционной школе в целом.В связи с этим первоочередной задачей в работе классного руководителя нашей школы является проведение тщательного обследования каждой семьи, выясняя, на каком этапе адаптации находится данная семья, собирая и анализируя информацию, необходимую для организации и поддержки семьи. Посещаем семью на дому, изучая социально-бытовые условия. И только после этого планируем и выстраиваем свою воспитательную работу с родителями воспитанника школы.Приоритетной формой работы классного руководителя нашей школы с родителями в начальной стадии являются индивидуальные беседы, тренинги.Для нормализации взаимоотношений между родителями и детьми осуществляем корригирующее воспитательное воздействие на семью, и в первую очередь ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ:В последующем в своей работе используем известные формы работы с родителями воспитанников - это и родительские собрания, лектории, диспуты, и вечера вопросов и ответов, классные часы, открытые уроки, традиционные школьные мероприятия, где родители участвуют в роли зрителя и в роли участника действий.     (фотографии мероприятий)Все методы и формы воспитательной работы с родителями наших воспитанников направлены на:
  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  • корректировку воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • взаимодействие с общественными организациями родителей.
  •  Классно-групповые   родительские     собрания   проводим не реже 1 раза в четверть. Родителям заблаговременно направляются пригласительные билеты с повесткой дня (показываю и предлагаю в подарок образцы пригласительных открыток). К каждому собранию соответствующим образом   оформляется   классная   комната,   организуется выставка работ учащихся, набор видеоматериалов участия детей класса в том или ином мероприятии.  В повестку дня классно-групповых родительских собраний включаем небольшие доклады - сообщения на определенную тему, согласно запланированной тематике родительских собраний, содержащие конкретные советы и рекомендации, к примеру:
  • «Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка»;
  • «Как поощрять ребенка в семье»;
  • «Рекомендации по развитию положительных эмоций ребенка»;
  • «Советы родителям, воспитывающим детей с ОВЗ»;
  • «Советы родителям подростка»;
  • «Причины детской неуправляемости» и т.п.
  • Хочу предложить Вашему вниманию одну из моих разработок – это письмо-обращение ребенка к своим родителям. Каждый родитель получил данный вариант письма на родительском собрании.Какую цель я преследовала, используя данное письмо? Лучшим ответом на это стало высказывание одной из мам, которая сказала: «Как редко мы вспоминаем о том, что сами были детьми, и не всегда находили понимание со стороны родителей, которым казались наши проблемы незначительными. И сколько было боли, горечи и переживаний, связанных не только с возникшей детской проблемой, но и с недопониманием родителей!»Одной из полюбившихся нами форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе нашей школы, и в моей работе в частности, является «семейный час». Он готовится классным руководителем вместе с учащимися и родителями и для них же проводится.Предлагаю вашему вниманию отрывок моего семейного часа на тему «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня…»К этому семейному часу родители с детьми готовились заранее, создавая свою неповторимую стен-газету «Моя – семья». (ФОТО) Играли вместе на этом мероприятии в игры, сближающие эмоционально детей и родителей.Данным примером хотела Вам показать, что все проблемы семьи и ребенка решаются нами деликатно, взвешенно, обдуманно, с учетом сложившихся взаимоотношений родителей и детей в каждой семье.Сложнее нам организовывать и выстраивать воспитательную работу с родителями из, так называемых «проблемных семей». Это родители с неустроенной личной жизнью, родителями злоупотребляющие спиртными напитками, малообразованными (выпускниками школы VIII вида). К каждой категории семей выстраиваем индивидуальный подход в воспитании ребенка. Например, в моем классе есть дети, которые живут с отчимами, а это 50% всего класса. В некоторых таких семьях складываются трудные взаимоотношения между отчимом и ребенком, мамой и ребенком. Мне приходиться быть вольно или невольно немного «семейным психологом». В связи с этим, изучаю соответствующую литературу, для того чтобы при необходимости дать грамотный совет по воспитанию ребенка в таких семьях. Так, как отношения между мною и родителями за 6 лет уже сложившиеся, доверительные они иногда обращаются ко мне за советом. Вот один из примеров рекомендаций маме по дано проблеме:
  • Не сравнивать родного и неродного папу.
  • Дать понять, что вашей любви к ребенку меньше не станет при появлении отчима.
  • В ссорах между мужем и дитем не принимать ничью сторону.
  • Больше времени посвящать тем занятиям, которые объединяют семью. Создавать семейные традиции. Чем больше отчим и ребенок будут общаться,  тем быстрее они найдут общий язык.
  • Принять, что муж больше любит вас, чем вашего ребенка. Это нормально, ведь любовь зарождается неподвластно силе воли.
  • При желании отчима, он может получить от меня такие же рекомендации со своей стороны - лично, либо через жену.Работа с родителями-выпускниками коррекционных школ VIII вида имеет тоже свои особенности. В данном случае наша работа направлена, в большей степени, на доступность донесения необходимой информации маме по воспитанию ребенка, по соблюдению режимных моментов: полноценного сна, режима питания, соблюдений санитарно-гигиенических норм в отношении ребенка и жилья.Не раз в моей практике классного руководителя были индивидуальные беседы с мамами детей, у которых отцы злоупотребляли спиртными напитками. В беседе с матерью рассказывала видение данной семейной проблемы со слов детей. Приведу в пример своими словами высказывание ребенка о возникшей проблеме, его боли, переживания: «Мама мало уделяет мне внимания, она занята проблемами пьющего отца и больше озабочена не моим воспитанием, а тем, как найти денег или утаить их от папы, чтобы прокормить нас. Я не только осуждаю пьющего отца, но даже принимаю его сторону, потому что мать постоянно грустная, злая, ссорится с отцом из-за его пьянства, а отец старается быть со мной добрым». После таких разговоров по душам, мамы стараются как можно больше уделять внимание ребенку, дарить им радостные моменты жизни.Хуже дела обстоят, если в семье пьющая мать или оба родителя. Школа не раз ходатайствовала о бесплатной помощи по выведению из такого состояния родителя в наркологическую службу. И они нам эту помощь оказывали.В последнее время в нашей школе стало больше опекаемых детей. В таких семьях отношения детей с родителями бывают «не гладкими». И в этом случае нам приходиться владеть информацией об особенностях воспитания опекаемых детей и делиться ею с законными представителями ребенка. Например, я им рассказываю о динамике образования новой семейной системы, в которой можно выделить 4 этапа: «Медовый месяц», «Уже не гость», «Выживание», «Стабилизация отношений». Зная особенности каждого этапа, замещающие родители избегают возможных проблем во взаимоотношениях с подопечным ребенком. Только педагогически грамотно и деликатно подходя к решению данных проблем, можно выстроить результативный воспитательный процесс, основанный на взаимосвязи семьи и школы. Процесс воспитания длительный, кропотливый, трудоёмкий.  Судить о результатах всей огромной комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями мы будем ещё не скоро. Однако, анализируя уровень социализации наших выпускников за последние годы,  видим, что большая часть из них благополучно трудоустраивается, создаёт свои семьи, занимая достойное место в современном обществе.