Публикации Проект «Вокальная студия «Домисолька»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект «Вокальная студия «Домисолька»
Автор: Чередняк Татьяна Геннадьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 81 «Лесная полянка» Утверждаю: Заведующий МБДОУ«Детский сад № 81 «Лесная полянка»Крестьянникова О.Ф.____________ приказ от 03.09.2022 г.Проект «Вокальная студия «Домисолька»Принят:на заседании педагогического совета от 03.09.2022г.Протокол1Прокопьевский городской округ, 2022г.Автор-составитель:Чередняк Татьяна Геннадьевна – музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 81 «Лесная полянка». Предполагаемый проект направлен на повышение музыкальной компетентности воспитанников и популяризацию опыта по вокальному воспитанию среди участников образовательного процесса. Проект «Вокальная студия «Домисолька» представляет собой целенаправленную поэтапную работу, имеющую теоретическую, информационную и практическую направленность для развития музыкальной компетентности воспитанников.Предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей дошкольных учреждений.«Вокальная студия «Домисолька» (Текст): проект авт.-сост.: Чередняк Татьяна Геннадьевна - музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 81 «Лесная полянка».Прокопьевский городской округ, 2022г.Содержание Актуальность, новизна, практическая значимость ______________________4Цели и задачи_____________________________________________________5Целевые группы___________________________________________________6Ожидаемые результаты_____________________________________________7SWOD – анализ исходного состояния проблемы________________________8Механизм и этапы реализации проекта_______________________________10Учебно-тематический план_________________________________________12Содержание учебного курса________________________________________15Планируемые результаты__________________________________________18Перспективное планирование по организации работы__________________19Диагностика вокального развития Вокальной студии «Домисолька»______20Информационно-методическое обеспечение__________________________22АктуальностьВ связи с внедрением с 2013г. ФГОС ДО, особую значимость приобретает развитие интегративных качеств личности, в том числе эмоциональная отзывчивость на произведения искусства, развитие физических качеств и потребности в песенном творчестве. В тоже время в практике работы дошкольных образовательных учреждений отсутствуют методические рекомендации и специально разработанные программы дошкольного образования адресно-ориентированные на развитие отдельных интегративных качеств личности дошкольника. Данное противоречие, на наш взгляд, может быть разрешено за счет внедрения дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогами дошкольных образовательных учреждений, для решения отдельных задач развития личности ребенка-дошкольника. В качестве основной формы реализации программы выступает организация вокальной студии.НовизнаНовизной и отличительной особенностью проекта является использование ИКТ, осуществление интеграции образовательных областей, формирование основ музыкальной грамотности, сетевое взаимодействие с учредителями ДО и культуры.Практическая значимость.Проект интегрирует в себе художественно-эстетическую, социально- коммуникативную и речевую направленность, разработан на основе основной образовательной программы дошкольного образования «Камертон» Э. П. Костинойв соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;В Проекте определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития дошкольников 6 – 7 лет в музыкальной деятельности, их ознакомления с миром песенного искусства в условиях детского сада.Особое внимание уделеноразвитию музыкальных способностей детей; расширению музыкального кругозора; развитию умственных и творческих способностей, артистических навыков; укреплению здоровья.Тип проекта: информационно-творческий.Исполнители проекта: дети старшего дошкольного возраста. Сроки проведения: октябрь 2017 – май 2018 учебного года.Обязательные условия реализации проекта: сочетание разнообразных видов вокальной деятельности, тесное сотрудничество с семьей, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступность изложения материала, регулярность и систематичность работы.Цель проекта:Обучение основам вокала, формирование интереса к пению, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.Задачи проекта:
  • Формировать умение петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширять диапазон;
  • Формировать умение выразительно исполнять вокальное произведение, передавая характер песни;
  • Учить чисто интонировать, правильно  брать дыхание.
  • Развивать  вокальные способности;
  • Развивать музыкальный слух.
  • В основу проекта легли следующие принципы:Музыкальная деятельность базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развитии ребенка-дошкольника старшего возраста, при этом учитывается их психологическая комфортность, а так же возрастная адресованность:
  • наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация голоса;
  • доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;
  • систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;
  • индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;
  • увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;
  • сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
  • Целевые группы:Дети 6 – 7 лет: непосредственнообразовательная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка, самостоятельная деятельность детей. Педагоги:активное изучение информационной литературы, интеграция образовательной деятельности по формированию музыкального мышления и повышение уровня развития вокальной культуры воспитанников.Программно-методическое сопровождение:
  • подборка вокального материала;
  • видео и фотоматериал, электронные презентации;
  • наглядные и демонстрационные пособия;
  • картотека игр, упражнений для ритмических движений;
  • картотека комплексов дыхательных упражнений;
  • библиотека изданий по предмету;
  • сценарии развлечений и бесед, праздников и т. д.
  • Ресурсное обеспечение проекта:
  • Музыкальный центр.
  • Музыкальный инструмент (фортепиано).
  • Телевизор.
  • Видеоаппаратура.
  • Ноутбук.
  • Фонотека.
  • Ожидаемые результаты:
  • дети владеют навыками пения: поют легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, поют с сопровождением хора и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонируют мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту;
  • дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах;
  • эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения  на музыкальных инструментах и к пению.
  • Результаты работы отслеживаются следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности,  методом наблюдения, способом прослушивания.  Подведение итогов реализации проекта будет проходить в форме концерта, фестиваля.Продукты проектной деятельности:
  • Новые разработки музыкальных клипов, сценарии нетрадиционных форм работы, организации концертов.
  • Выпуск стенгазеты «Музыкальный калейдоскоп».
  • Конкурсно-игровая программа «Музыкальное дефеле».
  • SWOT – анализ исходного состояния проблемы: К обязательным условиям успешной реализации настоящего проекта относятся: обогащённая предметно-развивающая среда, эффективная организация совместной деятельности детей и взрослых в системе единого образовательного пространства ДОУ.Таблица 1.Механизм и сроки реализации проектаТаблица 2.Учебно-тематический план.Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем с указанием распределения объема учебных часов по Программе.Объем проекта и виды деятельности.Объем проекта составляет 30 часов и включает в себя 2 раздела деятельности.Форма обучения – очная.Календарный учебный график определяется расписанием.Категория воспитанников – дошкольники 6 – 7 лет. Перечень разделов проекта, тем и последовательность их изучения.Программа состоит из блоков:Учебно-тренировочный блок:
  • вокал;
  • азбука вокала;
  • актерское мастерство.
  • Специальный вокальный блок:
  • постановочная работа;
  • репетиционная работа.
  • Таблица 3.Тематическое планированиеТаблица 4.Деление на виды деятельности и формы.
  • индивидуальные;
  • подгрупповые;
  • групповые;
  • игровая (включая сюжетно-ролевую игру);
  • двигательная;
  • музыкальная;
  • совместная (со сверстниками);
  • совместная (с воспитателем);
  • самостоятельная;
  • игра – импровизирование;
  •  песенные импровизации;
  • игра с пением;
  • музыкально – дидактические игры, дополненные собственными вариантами;
  • сюжетно – ролевые игры  (музыкальные игры – сказки, истории, концерт и прочее).
  • Содержание тем.Проект составлен с учетом реализации межпредметных связей.Таблица 5.Планируемые результаты По окончании проекта воспитанники 6 – 7 лет овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:
  • Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно.
  • Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют.
  • Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное.
  • Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения.
  • Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
  • Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно.
  • Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильное пропевание гласные в словах и правильное произношение окончания слов.
  • Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.
  • Перспективный план Вокальной студии «Домисолька» Таблица 6.Диагностика вокального развития Вокальной студии«Домисолька»на 2018 – 2019 годДиагностическое исследование основ музыкальной грамотностидетей 6 – 7 лет проходило на базе МБДОУ «Детский сад №81 «Лесная полянка» города Прокопьевска. В обследовании участвовали 12 детей. Процедура диагностики осуществлялась на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В исследовании особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста использовались следующие диагностические методики: «Камертон» Э. П. Костиной; «Музыкальные шедевры О.П.Радыновой. Парциальная программа «Камертон» Э. П. Костиной разработана с учетом следующих ведущих принципов:
  • личностно-ориентированного подхода к развитию и воспитанию детей, учитывающего зону ближайшего развития каждого из них, разные возможности и темпы их развития при условии эмоционального комфорта и психологического благополучия;
  • деятельностного подхода, предусматривающего признание ведущей роли деятельности в развитии музыкальности ребенка, раскрытие специфики музыкальной деятельности детей раннего возраста;
  • системного подхода к развитию как всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие – воспроизведение – первичные музыкально-творческие проявления), так и к развитию музыкальных способностей ребенка.
  • В ходе ее проектирования учитывались цели и задачи образовательной программы ДОУ, запросы родителей воспитанников в оказании дополнительных образовательных услуг, потребности и интересы детей старшего дошкольного возраста. Программа предусматривает приобщение детей к общечеловеческим (духовным) ценностям, развитию детской индивидуальности (одарённости), раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника.«Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой - это методически  выстроенная  система   формирования  основ    музыкальной  культуры  детей   дошкольного  возраста,  включающая  принципы, содержание,  методы  и формы  работы, учитывающая    индивидуальные  и психофизиологические   особенности  детей  и   в  интеграции  со  всеми  образовательными  областями  в  детском  саду.Формой подведения итогов реализации данной Программы являются: участие воспитанники в музыкальных конкурсах, фестивалях всероссийского, регионального, муниципального уровней и музыкальных мероприятий внутри дошкольной образовательной организации. Краткий анонс диагностического инструментария.3-высокий уровень справляется самостоятельно;2-средний уровень справляется с частичной помощью педагога;1- низкий уровень – справляется с помощью педагогаДля оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.Таблица 7.Информационно-методическое обеспечение
  • Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание «Стандарты второго поколения» - М. : Просвящение, 2009. – 23 с.;
  • Виктор Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг». –М., 2010;
  • Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 2005.
  • Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001;
  • Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. – М., 1999;
  • Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. ;
  • Министерство Образования и Науки РФ. ;
  • Российский общеобразовательный портал - ;
  • Единая коллекция - ;
  • ;
  • детские электронные книги и презентации - ;
  • «Педагогика искусства» - электронное научное издание - ;
  • сайт для учителей музыки. ;
  • открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. ;
  • Социальная сеть работников образования. .
  • Методические и учебные пособия, необходимые для реализации проекта.
  • Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000;
  • Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983;
  • Добровольская Н.Н., Орлова Н. Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972;
  • Емельянов ВВ. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт етербург, 1997;
  • Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997;
  • Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В. Челышева. - М., 1981;
  • Программа «Вокально - инструментальный ансамбль» ВИА. / Под ред. С.С. Кутелева. - М., Просвещение. 1986. / Сб. Программы для внешкольных учреждений;
  • Программа «Сольное пение». / Под ред. В.И. Лейбсона. - М., Просвещение, 1975. / Сб. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ;
  • Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994.
  • Оборудование, дидактические материалы, информационные ресурсы (видео-, DVD-диски, другие ТСО), необходимые для успешной реализации ПроектаCD-приложения
  • подготовительная группа – 4 диска + дополнительный материал – 2 диска;
  • «Топ-топ, каблучок 1». CD-приложение к сборнику И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Топ-топ, каблучок»;
  • «Топ-топ, каблучок 2». CD-приложение к сборнику И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Топ-топ, каблучок 2»;
  • «Ах, карнавал», №1. CD-приложение к сборнику И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Ах, карнавал»;
  • «Ах, карнавал», №2. CD-приложение к сборнику И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Ах, карнавал»;
  • «Карнавал игрушек» CD-приложение к сборнику И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Карнавал игрушек»;
  • «Карнавал сказок», №1 CD-приложение к сборнику И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Карнавал сказок»;
  • «Карнавал сказок», №2 CD-приложение к сборнику И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Карнавал сказок»;
  • «Марши» CD-приложение к сборнику И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Марши».
  • Знакомство с окружающими звуками.
  • «Из чего родилась музыка» Тютюйникова.
  • Интернет ресурсы
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;