Публикации
«Экспериментирование и опыты, как современные подходы в работе с дошкольниками по формированию основ безопасного поведения»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экспериментирование и опыты, как современные подходы в работе с дошкольниками по формированию основ безопасного поведения»
Автор: Матвеева Олеся Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экспериментирование и опыты, как современные подходы в работе с дошкольниками по формированию основ безопасного поведения»
Автор: Матвеева Олеся Дмитриевна
«Экспериментирование и опыты, как современные подходы в работе с дошкольниками по формированию основ безопасного поведения» «Что я слышу – забываю, что я вижу – помню, что я делаю – я понимаю.» Конфуций Детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Так как дети не могут самостоятельно определить всю меру опасности, миссия защиты детей возложена на взрослых, задача которых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и научить быть готовым к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями. Однако взрослые, стремясь оградить детей от различных физических и психических травм, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путём прямых запретов. И тот и другой путь малоэффективны. Для того, чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо, чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а что нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребёнка в познании основ безопасности жизнедеятельности детей. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Как? Зачем? Что будет если…) Почувствовать себя учёным исследователем и первооткрывателем. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.Работа в детской лаборатории должна начинаться со знакомства детей с оборудованием и правилами поведения. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому следует уделять большое внимание опытам и наблюдениям. Для активизации стремления детей к наблюдениям используются вопросы или задания проблемного характера; сравнительные наблюдения, опытнические ситуации, совместные зарисовки в календаре, сенсорное и практическое обследование объектов и явлений природы, различные игровые приёмы, моделирование. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать своё мнение, обобщать результаты наблюдений и опытов. Главной задачей является связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, с уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.В исследовательской лаборатории необходимо создать условия для проведения опытов с водой, с почвой, и другими объектами природы, чтобы во время работы дети не боялись пролить воду или рассыпать песок (накрыть клеёнкой столы). В качестве лабораторной посуды можно использовать одноразовые стаканчики, стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженного, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым наглядно продемонстрировать детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень воспитательный момент.Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов дети рисуют то, что им понравилось, используя при этом различные средства изображения. Анализируют, делают вывод.Работая по теме «Электричество вокруг нас», дети определяют для чего нам необходимо электричество? Электричество может быть очень опасным. Дети называют известные им правила, используя запрещающие и разрешающие знаки. Проводятся опыты с шарами – положительные и отрицательные заряды притягиваются. А одинаковые заряды отталкиваются так происходит во время грозы (тучи отталкиваются друг от друга, в этот момент образуется мощный электрический разряд, который называется молнией. Здесь же закрепляются правила поведения во время грозы. При проведении опытов с водой закрепляются правила поведения на водоёмах.Во время проведения опытов и экспериментов дети обсуждают различные ситуации и правила поведения. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе искать выход из трудного положения, вместе обсуждать проблему, создавшуюся ситуацию, вести диалог, вместе познавать, делать открытия, и вместе удивляться. После проведения экспериментов дети получат ответы на множество вопросов в основе которых лежит познавательный мотив. Ведь попадая в различные жизненные ситуации ребёнок может просто растеряться. Поэтому необходимо научить дошкольника элементарным навыкам поведения дома, на улице, в парке, в лесу, в транспорте. Развивать самостоятельность, ответственность.Воспитание навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста осуществляется на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Проблему связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важна преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом, семьёй, и специальными службами.Достоинства метода экспериментирования:Даёт реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. Учит видеть и выделять проблему. Принимать и ставить цель. Анализировать объект или явление. Видеть существенные признаки, связи. Выдвигать гипотезы.