Публикации
Методика обучения основам лаковой миниатюры детей среднего школьного возраста в кружке.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика обучения основам лаковой миниатюры детей среднего школьного возраста в кружке.
Автор: Кузнецова Светлана Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика обучения основам лаковой миниатюры детей среднего школьного возраста в кружке.
Автор: Кузнецова Светлана Викторовна
Методика обучения основам лаковой миниатюры детей среднего школьного возраста в кружке.Кузнецова Светлана ВикторовнаВ современном мире большое значение имеет воспитание и развитие личности ребенка. Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Залогом этого является развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Достижение этой цели возможно одним из путей - занятия художественным творчеством.Декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры, и имеет огромное значение для развития культуры, для воспитания чувств, становление художественного вкуса и формирование первоосновных эстетических критериев. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие, художественный опыт народа, сохраняют историческую память. В наглядных и совершенных образах раскрываются исконные начала духовной жизни народа, оно является его прошлым, собственной его историей. Огромный потенциал духовного развития имеет изучение детьми уникальных отечественных традиций и исторического художественного наследия, их приобщения к содержанию древнерусского искусства, воспитания на ценностях православной культуры. Знание истории русских лаков даёт возможность зрело оценивать вклад культуры России в общечеловеческую культуру. Значение художественной деятельности детей весьма велико: она тесно связана с процессами умственной и душевной жизни, выполняет свою роль в формировании, развитии нового человека, эффективно осуществляя в этом отношении целый комплекс сложнейших и разнообразнейших задач. Необходимо помнить, что характер творчества детей обусловлен их психологическими и возрастными особенностями.На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов учащиеся создают красоту своими руками, обучаясь приемами изготовления художественных изделий. Ребенок должен руками и душой прикоснуться к настоящему делу, чтобы он смог почувствовать свою причастность к тому, что делается в его родном доме и что неразрывно связано с его жизнью.Общность природы детского творчества и народного художественного искусства делает особенно плодотворным знакомство учащихся с художественными свойствами произведений народных мастеров, что способно стимулировать развитие их творческих возможностей, формировать творческие начала личности.Основная цель обучения в кружке - воспитание у учащихся интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.Очень сложный, ответственный момент - учет интересов учащихся. Организуя работу кружка, руководитель должен помнить, что дети приходят на занятия по своей воле, без всякого принуждения. Но они будут приходить только в том случае, если получат удовольствие, почувствуют, что им интересно. А для того, чтобы занятия были интересными и радостными, во-первых, на занятиях должна быть очень доброжелательная, непринужденная обстановка, которая не оказывала бы никакого давления на учащихся, а располагала их к спокойной творческой работе. Во-вторых, значительную роль играет подбор заданий, которые получают ученики. Руководитель должен определить конкретные изделия, выполнение которых связано не только с той или иной технологической обработкой, но и с художественным оформлением. Эти изделия должны найти практическое применение в быту; технология изготовления таких изделий должна быть несложной, а время — минимальным, чтобы учащиеся могли быстрее увидеть результаты своего труда. Это способствует развитию их интереса, стремлению к самостоятельности. Очень важно, особенно для начинающих кружковцев, правильно определить объем работы. Совершенно понятно, если задание окажется слишком сложным и трудоемким, то никакого удовлетворения оно вызвать не сможет. Для этого должна быть вариативная программа кружка, на основе которой учитель будет планировать каждое занятие. Ни в коем случае нельзя допускать неразберихи.Содержание программы примерное, количество часов на изучение предлагаемых тем может быть изменено в зависимости от местных условий, состава членов кружка, их интересов и подготовки.Темы могут быть разнообразными, но включать в себя основные понятия, техники, приемы написания отдельных элементов таких как: волны, облака, деревья, горки, складки т.д. Каждая тема прорабатывается, чтобы дети поняли и научились выполнять отдельные элементы, благодаря которым смогут создавать целые композиции и рисовать правильные и приятные глазу изделия. На занятиях в кружке лаковой миниатюры руководитель не ограничивает учащихся при выборе выполняемого изделия, которые могут служить прекрасным подарком родным и близким.Занятия в кружке будут проходить успешно лишь в том случае, если дети заинтересованы, увлечены работой. А это возможно при хорошей организации работы и продуманной методики проведения занятий.На занятиях обычно используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), их сочетание. Словесные методы - это рассказ, беседа. Рассказом руководитель начинает новую тему. Рассказом сопровождается демонстрация выполненных изделий, фотографий, рисунков.В процессе занятия используется, как правило, вводная беседа, в процессе которой кратко повторяется пройденное, определяется цель занятия. Беседа возбуждает у учащихся интерес к занятию. В заключительной беседе закрепляются знания, полученные на занятии.К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных таблиц, образцов, плакатов.Учебно-наглядные пособия должны быть подготовлены по каждой теме занятия. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти и наглядным пособием. К каждой теме надо иметь готовые изделия для показа их детям. Для ведения занятия по основам лаковой миниатюры руководитель должен иметь плакаты с изображением принципов построения орнамента, схемы различных композиций, цветовой круг и т. д.Основное место на занятиях кружков отводится практической работе. При выполнении таких практических работ как: рисунок элемента, выполнение живописи, дети могут проверить свои силы в художественном творчестве. Также у них развивается творческое мышление и фантазия.По окончании обучения основам лаковой миниатюры ученики должны знать:-особенности образного языка основных школ лаковой миниатюры, декоративно-прикладного искусства и их использование при создании творческих работ;-основные этапы историй развития основных школ лаковой миниатюры,-национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;-роль и особенности отечественного (русского и национального) искусства в мировом художественном процессе;-взаимосвязь реальной действительности с ее изображением в лаковой миниатюре;-основные художественно-изобразительные средства лаковой миниатюры и декоративно-прикладных искусств;-основные закономерности конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, цветоведения, композиции.уметь:-использовать язык лаковой миниатюры и художественные материалы при создании творческих работ; -работать с цветом, тоном, линией, пространством, формой; самостоятельно использовать основы цветоведения, светотени, перспективы и композиции;-владеть основными навыками изображения отдельных предметов, натюрморта, пейзажа, интерьера, фигуры человека, животных; выполнять творческую композицию в объеме или на плоскости по предложенной теме;-передавать в своих работах эмоциональное отношение к изображаемому;-в тематической композиции применять законы обратной перспективы, формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла, основные средства композиции: контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.Знакомство с основами лаковой миниатюры не только воспитывает вкус детей, но и побуждает в них желание самим заняться творчеством. В процессе занятий дети приобретают неограниченные возможности для развития духовно-творческого начала, что способствует эмоциональному самовыражению. Обращение к народному искусству в школе придает образованию больше полноты и законченности, способствует гармоническому развитию дремлющих в человеке сил и наклонностей. Создание благоприятных условий для того, чтобы народное искусство более эффективно служило эстетическому восприятию подрастающего поколения, развитию и расширению его художественных представлений - главная задача педагога.