Публикации Функциональная грамотность школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная грамотность школьников
Автор: КОСТЯКОВ ОЛЕГ СТЕПАНОВИЧ

Функциональная грамотность школьников Смысл концепции функциональной грамотности состоит в приближении образования с многоплановой человеческой деятельностью. Функциональная грамотность - это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Функциональная грамотность - является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма; - направлена на решение бытовых проблем; - обнаруживается в конкретных жизненных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации; - связана с решением стандартных и стереотипных задач; - используется в качестве оценки уровня образованности. Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности: коммуникативная грамотность, которая предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; информационная грамотность – это умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами; деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. Компетентностный подход в современном образовании акцентирует внимание школьников на способности использовать полученные ими знания в жизни. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в сложной ситуации при решении актуальных для них проблем. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход. Одно из направлений реализации ФГОС - установка на формирование функциональной грамотности, однако на практике обучение школьников по-прежнему направлено на формирование основных знаний, умений и навыков. Для того чтобы переформатировать традиционный урок в системно-деятельносный, современному учителю необходимо учиться создавать на уроке проблемное поле предметного изучения. Для этого для каждого урока необходима разработка специальных заданий проблемного характера, которые будут способствовать формированию ключевых компетенций учащихся. Практически любой учебный материал может быть использован учителем и учащимися для разработки заданий проблемного характера. Например:
  • Мотивы какого романа Л.Н. Толстого нашли отражение в стихотворении А.Блока «На железной дороге»?
  • Под насыпью, во рву некошенном,Лежит и смотрит, как живая,В цветном платке, на косы брошенном,Красивая и молодая.Бывало, шла походкой чинноюНа шум и свист за ближним лесом.Всю обойдя платформу длинную,Ждала, волнуясь, под навесом.Три ярких глаза набегающих -Нежней румянец, круче локон:Быть может, кто из проезжающихПосмотрит пристальней из окон...
  • Определите, из каких произведений русской литературы поэт Жумагулов «позаимствовал» прямые цитаты:
  • Бессонница. Абай. Пасутся табуны. Я список лошадей прочел до середины. Как бы ложилась ночь на горные седины, блеща заржавленною фиксою луны. Еще Кебек, шатаясь между юрт, испытывал сердечный неуют. К чертям считать кобыл! Я вышел на балкон. Тоска, как волкодав, вгрызается мне в горло…
  • Авторы приведенных ниже стихотворений в гражданскую войну сражались друг против друга, один на стороне красных, другой – белых. Какое стихотворение написано белогвардейцем Николаем Туроверовым (1899-1972), а какое красноармейцем Михаилом Светловым (1903-1964)? Почему вы так считаете? Как можно полнее ответьте, чем так похожи эти стихотворения (обратите внимание на форму и содержание) и в чем основные различия между ними.
  • Определите имя, отчество, фамилию автора и название его самого известного романа.
  • Этот русский писатель-классик в финале своего знаменитого романа описал себя так: «Полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами». Совершил кругосветное путешествие, о котором написал книгу, служил цензором. Названия трёх его романов начинаются с буквы «О».
  • Предположите, исходя из содержания, кто и когда мог написать это стихотворение:
  • Господи, дай увидеть!Молюсь я в часы ночные.Дай мне еще увидетьРодную мою Россию.Как Симеону увидетьДал Ты, Господь, Мессию,Дай мне, дай мне увидетьРодную мою Россию!