Публикации Применение технологий и практик на уроках истории

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение технологий и практик на уроках истории
Автор: Брыкова Елена Николаевна

Применение технологий и практик на уроках историиЕ.Н. Брыкова, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 20 г. Абакана Республики ХакасияСовременные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ориентируют на развитие личности учащегося путем реализации конкретных видов деятельности. Преимущество данного подхода перед классической моделью обучения вполне очевидно. Прежняя традиционная концепция включала в себя лишь накопление у школьников определенных знаний, умений и навыков, что несколько сдерживало процесс совершенствования обучаемых, ввиду его традиционности и однообразия, отсутствия в нем должного творческого начала.В настоящее время сформированы необходимые условия для чередования видов деятельности в ходе обучения, выбора на уроках той или иной технологии, в зависимости от поставленных целей и задач, возраста учеников и степени их подготовки.Н.А. Кобзева рассматривает педагогическую технологию в качестве системного метода, который сопровождает преподавание учебной дисциплины, учитывает технические и человеческие ресурсы, а также их взаимодействие; способствует оптимизации форм образования [2, с. 143].По мнению О.П. Мелешко и Ю.Г. Кипселиди, педагогическая технология объединяет такие элементы, как : цели, задачи, содержание, методы и формы обучения. В свою очередь, методы трактуются авторами как совокупность приемов и средств [3,с.235]. Полагаем, что вторая из приведенных точек зрения является более приемлемой, ввиду ее конкретности и обоснованности.На сегодняшний день, в соответствие с требованиями ФГОС, получили свое распространение, в том числе, на уроках истории, следующие технологии: информационно-коммуникационная технология; технология развития критического мышления; проектная технология, технология проблемного обучения; игровая технология и ряд других.Информационно- коммуникационная технология (ИКТ) помогает учителю творчески и с экономией времени изложить материал, оперативно проверить знания, умения и навыки учащихся и закрепить новую информацию, представленную на уроке.Вариантами использования ИКТ являются, например, мультимедийные презентации; флеш-фильмы, электронные издания; анимационные карты; электронные интерактивные тесты и тренажеры и так далее.Критическое мышление служит одним из показателем гармонично развитой личности, содействует осмыслению высказанных оппонентами тезисов и суждений, побуждает к поиску встречных аргументов и доказательств, подчеркивает личную свободу выбора, улучшает качество оценки событий и фактов, формирует потребность к принятию самостоятельных решений.При развитии у школьников данного вида мышления, полезно предложить обучаемым обменяться мнениями по поводу новой информации, провести дискуссию по какому-либо вопросу, либо организовать так называемый, «мозговой штурм». Особенно актуальны такие методы при изучении проблемных аспектов истории, либо тех, которые могут вызвать неоднозначную оценку. К числу последних следует отнести, например, события, произошедшие в России после 1991 года.Думается, что учитель не должен безотлагательно пресекать ошибочные взгляды обучаемых; его задача состоит в том, чтобы выслушав альтернативные доводы, твердо и убедительно изложить собственную позицию.Проектная технология заключается в том, что учащиеся самостоятельно выполняют конкретные творческие задания по выбранной ими теме, которая охватывает тот или иной исторический период. Первоначально, после утверждения темы, обучаемый составляет план проекта, формулирует его цели и задачи, намечает пути и средства их осуществления. На этом, организационно- подготовительном этапе, учителю следует смотивировать школьников, проконсультировать их по теме, а также выработать определенные критерии оценки результатов. Если ученики испытывают затруднения, допустимо помочь им в подборе материалов.В дальнейшем, обучаемые лично выполняют исследовательскую часть проекта; собирают, анализируют и систематизируют информацию из различных источников; выдвигают и проверяют гипотезы. На данной стадии учитель организует регулярный и повседневный контроль за созданием проекта каждым учащимся; содействует в подготовке проекта к защите.Завершая исследование, авторы оформляют его в соответствии с установленными требованиями, подводят итоги, как самой работы, так и своей деятельности. Учитель официально оценивает каждого участника по имеющимся критериям.Полагаем, что исполнители не должны ограничиваться узкими рамками выбранной темы. Целесообразно раскрыть положение в государстве и обществе в данный временной период, проанализировать соотношение политических сил в стране, выделить решающие, судьбоносные события, влияющие на ход исторического процесса.Технология проблемного обучения может быть реализована несколькими способами:-учитель просит объяснить некоторые события и факты, а также выяснить, какие противоречия имеются между ними, в качестве примера можно привести неоднозначное решение царя Ивана Грозного по введению опричнины и земщины;-педагог знакомит учеников с проблемным заданием и приводит несколько альтернативных вариантов его решения, побуждая участников к творческому поиску и самостоятельным выводам, например, предлагается оценить итоги Бородинского сражения, закончилось ли оно победой или поражением русских войск;-учащимся ставится задача обобщить новый материал и сравнить его с теми фактами, которые им уже известны [1, с.15].Наконец, игровая технология представляет собой вид взаимодействия между поколениями, благодаря которому школьная программа приобретает дополнительный интерес в глазах учеников; одновременно, формируется их мотивация к процессу учебы, открываются пути для самовыражения. В ходе сюжетных, ролевых и дидактических игр создаются необходимые условия для социализации участников, проявления их интеллектуального потенциала. При этом, важно, чтобы игра не являлась отдельным эпизодом для класса, а представляла бы собой теоретически обоснованную и глубоко продуманную систему деятельности учителя.В заключение следует отметить, что технологии и практики на уроках истории должны взаимно дополнять друг друга и использоваться комплексно; в этом случае, эффективность усвоения школьниками учебного материала становится максимальной.Список использованных источников1. Веснина, М.М. Использование метода проблемного обучения на уроках истории // Образование: прошлое, настоящее и будущее.- Краснодар: Новация, 2019.- С. 14-15.2. Кобзева, М.А. К вопросу о педагогических технологиях // Молодой ученый.- 2011.- № 5.- Т.2.- С. 142-144.3. Мелешко, О.П., Кипселиди, Ю.Г. Понятие и формы педагогической технологии // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал.- 2017.- № 1.- С. 234-238.