Публикации Роль старшего воспитателя детского сада в решении проблем воспитания и обучения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль старшего воспитателя детского сада в решении проблем воспитания и обучения
Автор: Скворцова Лариса Викторовна

Роль старшего воспитателя детского сада в решении проблем воспитания и обученияДолжность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 1960-х гг. Изначально это была должность «педагог» для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность «воснитатель-методист», позднее —«старший воспитатель». Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Например, он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в образовательный процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо проводить в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов.В его обязанности входит планирование, организация и контроль образовательного процесса как процесса развития, воспитания и обучения, координация деятельности всех специалистов дошкольного учреждения и создание воспитательно-образовательного пространства детского сада, в которое входят эмоционально-рефлексивный, культурно-коммуникативный, духовно-нравственный, здоровьесберегающий и спортивно-оздоровительный, практически-действенный, опытно-экспериментальный и интеллектуально-познавательный компоненты. Они определяют специфику планирования работы с детьми, педагогами и родителями, специфику реализации программы развития и образовательной программы детского сада.Особую роль играют влияние старшего воспитателя на развитие данного воспитательно-образовательного пространства и контроль качества воспитания и обучения дошкольников. К сожалению, педагоги и администрация ДОУ редко размышляют над этим.Все генеральные факторы, действующие на эффективность образовательного процесса и формирование системы управления его качеством, можно условно разделить на факторы эффективности обучения и воспитания (по И. П. Подласый).К факторам эффективности обучения относятся следующие.1. Фактор изучаемого материала. Он может охватывать все направления развития детей и задаваться комплексной образовательной программой для ДОУ, или наоборот, затрагивать только одно—два направления развития ребенка и определяться парциальной программой. Кроме того, данный фактор предполагает организацию в ДОУ соответствующей предметно-развивающей среды.2. Фактор организационно-педагогического влияния предполагает использование организованных форм обучения, нерегламентированных видов детской деятельности и свободного времени, предусматриваемого для ребенка в течение дня, в целях обучения.3. Фактор обучаемости ребенка.4. Фактор времени, затраченного на подготовку и достижение эффективных результатов обучающего процесса.К факторам эффективности воспитания относятся такие факторы управления качеством образовательного процесса в ДОУ, как:1. Детско-родительские и детско-воспитательские отношения.2. Соответствие организации действии намеченной цели.3. Соответствие практического опыта детей приобретенным знаниям.А. Фактор воспитуемости и самовоспитания.Благодаря изучению соотношения генеральных и специфических факторов на практике становится возможным эффективное разрешение многих проблем воспитательнообразовательного процесса в общеразвивающем ДОУ. То же самое относится к ДОУ комбинированного и компенсирующего видов. Наибольшее влияние на эффективность системы коррекционно-развивающей работы оказывают здесь следующие факторы, влияющие на:1) «перенос» навыка в другие условия и его «творческое преобразование»:• организационно-педагогическое воздействие;• обучаемость дошкольников и сложность структуры дефекта;• уровень взаимодействия участников педагогического процесса;2) «применение» знаний и их «перенос» в другие условия:• мотивация к осуществлению деятельности;• психологические условия коррекционно-развивающей работы;• постановка целей через прогнозируемые результаты и соответствие организации действий поставленной цели;• содержание учебного материала;3) усвоение знаний и их «применение» в данных условиях:• распределение времени на усвоение языкового материала;• понимание родителями принципов коррекционно-развивающей работы и умение их использовать;самообучаемость и самовоспитуемость дошкольников с нарушениями в развитии.При учете данных факторов в процессе формирования системы управления качеством воспитания и обучения воспитанников необходимо учитывать критерии оценки методической работы в ДОУ. Современные исследователи считают, что это может быть:• результативность методической работы (развитие педагога и воспитанника, повышение результативности работы педагогического коллектива);• рациональность затрат времени на ее осуществление (больший результат при меньших затратах), или цена результата управления качеством образовательного процесса ДОУ;• стимулирующая роль методической работы в развитии самообразования педагога и его творчества.Наконец, методическая работа ДОУ должна быть органичной частью управления ДОУ. Здесь также существуют свои факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности старшего воспитателя и заведующего ДОУ. При их выявлении и анализе руководителям ДОУ, необходимо ответить на пять вопросов «почему»:1. Почему и зачем ДОУ это делает?2. Какие функции руководства ДОУ будут востребованы и почему?3. Почему это делает тот, а не иной сотрудник ДОУ?4. Почему это делается именно в данное время?5. Почему это делается так, а не иначе?