Публикации Интерактивные технологии в организации учебной и внеурочной деятельности и формирование положительной мотивации младшего школьника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивные технологии в организации учебной и внеурочной деятельности и формирование положительной мотивации младшего школьника
Автор: Ильина Ирина Андреевна Бирзниекс Елена Александровна

Интерактивные технологии в организации учебной и внеурочной деятельности и формирование положительной мотивации младшего школьника.Бирзниекс Елена АлександровнаИльина Ирина Андреевнаучителя начальных классов высшей категорииМБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г.Йошкар-Олы»Аннотация: В статье рассматриваются интерактивные технологии и их применение в организации учебного процесса современного учителя, в условиях необходимости активизировать познавательную деятельность младших школьников. Приводятся примеры использования форм организации групповой работы учащихся для успешного освоения учебного материала. Авторами статьи анализируются способы применения интерактивных технологий на уроках и внеурочной деятельности.Ключевые слова: интерактивные технологии, познавательная деятельность, мотивация, взаимодействие, групповая работа, информационные технологии.Закладывание основ формирования учебной деятельности ребенка является одной из особенностей содержания современного начального образования. Обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность сотрудничать с учителем и одноклассниками, научить общению с обществом и окружающими людьми можно только на начальной ступени школьного обучения.Основной задачей обучения является формирование у младших школьников универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах). Они создают условия для развития самостоятельной учебной деятельности.Роль учителя в современной школе тоже меняется. Это обусловлено тем, что кардинально изменился способ получения информации, ее обмена. Современные дети мало читают, и лишены живого общения со сверстниками.Отсюда возникают проблемы у учителя. Набирая первый класс, учитель наблюдает следующее. Большинство детей не готовы к обучению, некоторые из них пассивны в учебной деятельности; трудности, с которыми они сталкиваются на уроках, отрицают или игнорируют, не желают участвовать в групповой или общей работе, не проявляют интерес к активному взаимодействию с одноклассниками и учителем, не заинтересованы в своих успехах, в получении лучшего результата. При этом наблюдается гиперактивность в поведении детей. Решая эти проблемы, учителю стало необходимо активизировать деятельность учащихся, применяя современные методы и приемы педагогической практики. «Педагогическая технология — это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса». [1, с.5] Мы считаем, что наиболее продуктивным спроектированным процессом являются интерактивные технологии обучения. Интерактивные технологии - это такое построение процесса обучения, при котором невозможно, чтобы ученик не участвовал в коллективной работе класса. Оно основано на взаимодействии всех участников процесса обучения.Интерактивные технологии направлены на то, чтобы вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, представление результатов самостоятельной работы. Использование различных форм организации работы учащихся в группах помогает сделать учебный процесс заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов. На своих уроках мы часто применяем такие формы:
  • Работа в парах, мини-командах или малых группах
  • Мозговой штурм.
  • Дебаты
  • Дискуссия
  • Ролевая (деловая) игра
  • Интервью
  • Поэтому наша задача в следующем: поддержка активности участников;— выявление многообразия точек зрения;— облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;—направление и помощь процессу обмена информацией;— обращение к личному опыту участников;— соединение теории и практики;— взаимообогащение опыта участников;— поощрение творчества участников.Под интерактивным обучением понимают также обучение при взаимодействии человека и компьютера в диалоговом режиме, а также обучение с использованием других интерактивных средств обучения.Наиболее часто понятие «интерактивное обучение» подразумевается в связи с дистанционным образованием, информационными технологиями, с использованием Интернет ресурсов, и в том числе электронных учебников и пособий, инструкций, работой в режиме онлайн и т.д. Современные компьютерные технологии позволяют участникам вступать в интерактивный диалог (письменный или устный) с реальным пользователем, и обеспечивают возможность активного обмена сообщениями между ними и информационной системой в режиме реального времени. Управлять процессом своего обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на пройденные этапы учащимся помогают компьютерные обучающие программы. С помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное взаимодействие с компьютером. В интерактивном обучении по сравнению с традиционным обучением, меняется способ работы учителя и учащегося. Задачей учителя становится создание условий для активности детей, их инициативы. Мы, как учителя выполняем функцию помощника в работе, одного из источников информации.Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим методам обучения: частично-поисковым, поисковым и исследовательским. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания; совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый может высказывать своё, наработанное личным опытом мнение, соотносить его со знанием товарищей.По нашему мнению, интерактивные технологии повышают познавательную активность учащихся к предмету, развивают творчество, учат работать с различными источниками знаний, в какой-то степени снимают загруженность учащихся домашними заданиями, расширяют кругозор, развивают навыки общения и сотрудничества с одноклассниками и учителем, в целом помогают формированию классного коллектива.В современной начальной школе применение на уроках интерактивных методов обучения способствует успешному освоению учащимися материала и повышению качества образования.Список литературы
  • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Учебное пособие/ В.П. Беспалько. - М., 1989.- 30с.
  • Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, Н.В. Бродская, И.М. Дандарова. М.: Кно- Рус, 2011. 432 с.
  • Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск: Современное слово, 2003.- 182с.
  • Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В.В. Гузеев; отв. ред. М.А. Ушакова. –М.: Сентябрь, 2006.–192с.
  • Карпенко Е.А., Райс О.И. Интерактивные технологии в обучении. Практическое пособие / Е.А. Карпенко, О.И. Райс. - М.: Издательские решения, 2016. - 80 c.