Публикации Развитие образовательной среды школы средствами проектной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие образовательной среды школы средствами проектной деятельности
Автор: Алина Ивановна Москвитина

Статья на тему: «Развитие образовательной среды школы средствами проектной деятельности»Мир 21 века переживает кардинальные изменения в сфере образования. Ведущей тенденцией педагогики третьего тысячелетия признана ориентация на личностное начало человека. В соответствии с парадигмой личностно-развивающей ориентации образования его приоритетной целью и критерием эффективности становится развитие личностного потенциала индивида. В новой социальной ситуации в России на фоне глобализации и экологизации мышления, демократизации общества и становления открытой рыночной экономики, гуманизации и информатизации всех сторон жизни общества сфера образования претерпевает существенные изменения. Приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является повышение качества результатов образования на разных уровнях. При этом речь идет не просто о повышении качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, но и об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития современного общества и экономики. В контексте этого актуальной является задача переосмысления представлений о «качественном» образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для  личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны. Целью образовательного процесса сейчас провозглашается развитие самоактуализирующейся, самоорганизующейся,  безопасной, толерантной личности. Личности, стремящейся к саморегуляции и адаптивности, креативности  и социальной компетентности, конкурентоспособности, открытой для восприятия нового опыта, готовой сделать ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Достижение данной цели требует обновления образовательной среды и, соответственно, поиска механизмов ее преобразования, связанных с процессом целенаправленного формирования и развития личности.Современный этап развития общественного производства тесно связан с проектной культурой, которой пронизаны не только сфера материального производства, но и наука, искусство, система социальных взаимоотношений, общественное сознание человека. Проектная культура рассматривается в качестве основы гармоничного взаимодействия человека с природой, обществом и технологической средой. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса, внедрение которой в образовательный процесс приведет к коррекции образовательной среды в соответствии с современными потребностями.Образовательная среда школы - часть социокультурной среды. Образовательная среда согласно современным запросам общества должна способствовать формированию самостоятельной, конкурентоспособной личности, открытой для восприятия нового опыта, готовой сделать ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Развитие образовательной среды в указанном направлении обеспечивается соответствием характера инновационных процессов в образовании особенностям социальной среды, социального заказа. Развитие образовательной среды предусматривает создание условий для выявления и развития разносторонних способностей детей и подростков, стимулирование самостоятельной научно-поисковой деятельности, развитие учительского потенциала, стимулирование его потребностей к саморазвитию. Поиск новых средств и методов развития образовательной среды способствующих формированию личности актуальная задача современной психологической и педагогической науки. С нашей точки зрения эффективным средством развития образовательной среды может стать метод проектов.Развитие образовательной среды является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. Этому вопросу посвящено значительное число статей и монографий психологов, социологов, педагогов. Основными вопросами, поднимаемыми в педагогической литературе, являются - сущность понятия образовательная среда, типологические признаки образовательной среды, классификация образовательных сред, моделирование образовательных сред. Мы можем выделить два подхода к понятию образовательная среда, представляющих для нас особый интерес. Это системно-деятельностный подход, используемый в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других авторов, посвященных развитию образовательной среды. И средовой подход, применяемый в работах В.И. Панова, В.А. Ясвина и других авторов, нашедший отражение в представляемом исследовании. Однако, не смотря на большое число научных статей, монографий, диссертационных исследований посвященных образовательной среде нельзя говорить о том, что проблема исчерпана, поскольку образовательная среда является динамичным понятием и ее развитие неотвратимо связано с общественно - политическими, процессами, экономическими, культурными процессами. Следовательно, трансформация общества будет приводить к необходимости переосмысления образовательной среды.В течение учебного года все обучающиеся 5–9 классов на внеурочных занятиях «Проектная деятельность», 10 класс – на уроке «Индивидуальный проект» занимаются исследованиями. Проект выполняется самостоятельно в соответствии с «Положением об индивидуальном проекте», общее руководство осуществляет научный руководитель, которым может быть любой учитель-предметник, классный руководитель, воспитатель или педагог дополнительного образования. Направления исследований подростков очень разнообразны. Круг их интересов не ограничивается школьными предметами, чаще всего обучающиеся выбирают темы, связанные с их внеурочной деятельностью или дополнительным образованием. Увлечение каким-либо видом спорта (конный спорт, футбол, художественная гимнастика, бокс), обучение в художественной, хореографической или музыкальной школе, занятия в школьном кружке («Знай свой край», «Учимся общаться») или ученическом сообществе («Интеллект будущего», «Счастливые люди читают книги») дают возможность выбрать интересную и неординарную тематику.В течение одного учебного года, обучающиеся выполняют несколько минипроектов, с которыми выступают на классных часах, на тематических мероприятиях начальной школы, в среднем и старшем звене. Каждой параллели дается индивидуальное задание. Это могут быть презентации, сценарии, тематические выставки или небольшие сообщения, оформленные по всем правилам, предъявляемым к проекту («Традиции», «Мое хобби»), цикл бесед для начальной школы и среднего звена, посвященный Дню матери, «Особенности празднования Нового года в разных странах мира», «Особенности ухода за домашним питомцем», разработка сценария праздничного мероприятия. Подростки учатся находить выход из любой ситуации, разбираться в трудностях современного мира, решать вопросы профессионального самоопределения.Работая над проектами, подростки анализируют литературные, архивные, аналитические материалы, используя в своей работе необходимые источники информации. Обрабатывают и оценивают эту информацию, ищут оптимальные способы решения задач и достижения цели проекта. Неотъемлемая составляющая проектной деятельности – эффективное использование цифровых технологий: грамотная формулировка запросов, умение ориентироваться в информационных потоках, осознанно воспринимая материал. Все это способствует развитию компетентности в области использования современных информационных технологий. Самостоятельное определение направлений поиска дополнительной информации, обработка исходных данных, подготовка доклада, презентации к своему выступлению.Проектная деятельность относится к инновационной деятельности, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования учителями и учащимися школ-гимназий и других образовательных заведений обусловлена тем, что эта технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Кроме того владение логикой и технологией проектирования позволит учащимся и учителям более эффективно осуществлять научно-исследовательскую, аналитическую, организационно-управленческую деятельность. Проектная деятельность обладает широкими возможностями в развитии образовательной среды, поскольку ее реализация способствует формированию у участников проектов умений и навыков, являющихся чрезвычайно востребованными в современном обществе, таких как самостоятельность, активность, стремление к творчеству, способность достигать желаемого результата организуя собственную деятельность и взаимодействуя с коллективом единомышленников.В качестве основных организационно-педагогических условий развития образовательной среды школы на основе проектной деятельности мы выделяем обеспечение готовности педагогов коллектива школы к реализации проектной деятельности; обеспечение готовности учащихся к совместной проектной деятельности с учителями и родителями; организация системного научно-методического сопровождения проектов; использование различных форм проектов.Одной из центральных идей современной образовательной системы является признание гуманистической направленности образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в культурном, социальном, политическом, экономическом пространстве. Указанное требует повышенного внимания к проблеме развития образовательной среды в соответствии с современными запросами общества.Важнейшими средствами развития образовательной среды выступают технологии обучения. Во многих исследованиях показано, что эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность обучающегося в том случае, если сам учащийся принимает участие в их конструировании. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании продуктивных методов, к числу которых относится «метод проектов». Проект как метод обучения приобрел на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией в различных учебных заведениях. Наибольшее распространение проектная деятельность получила в практике школы. Данная технология развивает способность критического мышления, в том числе критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных данных, формирует способность к самообучению. Проектная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков, способствует повышению активности учеников, способствует повышению конкурентоспособности личности. Таким образом, педагогическая теория, возможности проектной деятельности, позволяют осуществлять воспитание подростков, развивать умение преобразовывать полученную информацию в знание. В процессе организации работы над проектами важно поддерживает активность подростков, мотивируя их стремление к самосовершенствованию. Проектная деятельность способна стать средством развития образовательной среды, при этом мы осознаем, что введение проектных технологий не отменяет традиционных способов организации учебной деятельности, а лишь расширяет диапазон возможностей. СПИСОК ИЗУЧЕННЫХ ТРУДОВ
  • Конституция РФ (принята всенародным голосованием в12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) 
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. (ред. от 08.12.2020, с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2021)
  • Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  • Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2019. - № 2. – С. 94-117
  • Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2020. - № 3. – С. 50-57
  • Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2020, № 9, с.177-180.
  • Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
  • Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
  • Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  • Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
  • Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18
  • Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]
  • Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23