Публикации
Совершенствование работы по формированию у воспитанников интереса к речевой и познавательной деятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Совершенствование работы по формированию у воспитанников интереса к речевой и познавательной деятельности
Автор: Павлова Светлана Давыдовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Совершенствование работы по формированию у воспитанников интереса к речевой и познавательной деятельности
Автор: Павлова Светлана Давыдовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка»Тема: «Совершенствование работы по формированию у воспитанников интереса к речевой и познавательной деятельности»Методист: Павлова Светлана Давыдовнаг. СалехардСеминар-практикумТема: «Совершенствование работы по формированию у воспитанников интереса к речевой и познавательной деятельности»«Учите ребёнка каким-нибудьнеизвестным ему пятисловам - он будет долго инапрасно мучиться, но свяжитедвадцать таких слов с картинкамии он усвоит на лету».К. Д. УшинскийЦель: повысить уровень педагогической компетентности по формированию речи и познавательных процессов у детей дошкольного возраста.Задачи:совершенствовать теоретическую подготовку педагогов в области речевого развития детей дошкольного возраста; познакомить с практическими подходами развития речи детей в образовательном процессе. План семинара-практикума:Теоретическая часть:1. Выступление из опыта работы познавательно- речевой проект «Книги в гостях у ребят» - воспитатели: Андреева С.В., Никулина Н.М.2. Формирование активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с помощью детской художественной литературы – учитель-логопед: Денисова Ю.И.; воспитатель: Давыдова А.С.Практическая часть:3.Выступление «Развитие речи и культуры речевого общения у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» - педагог-психолог: Пестова А. В.; методист: Павлова С. Д.4. Состав жюри по игровой практике: методист: Павлова С.Д.; заведующий: Махметова З.А., музыкальный руководитель: Ниязова А.Р.Педагогическая мастерская(участники делятся на две команды)1. Методист: сейчас мы проведём блиц-опрос. Вопросы по теме «Развитие речи и культура речевого общения».1. Назовите виды занятий по обучению рассказыванию. (Рассказывание по картине, рассказывание об игрушках, рассказы детей из опыта, творческие рассказы.)2. Назовите словесные приёмы, которые используются на занятиях по развитию речи и культуре речевого общения детей дошкольного возраста. (Речевой образец, повторение, объяснение, указание, словесное упражнение, вопрос, оценка детской речи.)3. В какой группе осуществляется подготовка к рассказыванию: формируются умения задавать вопросы, высказываться об игрушках, изображённом на картине, прочитанном? (Первая младшая группа.)4. В какой группе детей дошкольного возраста подводят к составлению небольших рассказов по картине, описанию игрушек 2-3 предложениями? (Вторая младшая группа.)5. В какой группе формируется умение пересказывать содержание сказки или короткого рассказа, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии? (Средняя группа.)6. В какой группе начинают формировать умение составлять рассказы по содержанию картины, из личного опыта? (Средняя группа)7. В какой группе дети дошкольного возраста самостоятельно составляют описательные рассказы по игрушке, предметной картинке, серии сюжетных картин (Соблюдая композицию рассказа, указывая место и время действия, характеризуя персонажей)? (Старшая группа)8. В какой группе дети дошкольного возраста самостоятельно составляют творческие рассказы реалистического и фантастического содержания? (Старшая группа.)9. Для какой группы в учебной программе дошкольного образования впервые вводится образовательная область «Обучение грамоте»? (Старшая группа)2. Педагог-психолог: - Предлагаем вашему вниманию дидактические игры по развитию речи для обеих команд.1. Дидактическая игра «Скороговорки».Задание: Одному представителю из команды необходимо произнести скороговорку медленно, быстро и очень быстро без ошибок, чётко проговаривая все слова.Для первой команды: - Ехал Грека через реку, видит грека в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку – цап!- Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.Для второй команды: - На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова, не руби дрова на траве двора.- Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятами в лесу на ветке.2. Дидактическая игра «Расшифруй пословицы».Задание: командам необходимо расшифровать пословицы.1 команда:А) Молчаливый рот - золотой рот.Ответ: Слово - серебро, а молчание золото.Б) Тот не заблудится, кто спрашивает.Ответ: Язык до Киева доведёт.В) Ошпаренный петух от дождя убегает.Ответ: Обжёгшись на молоке, дует на воду.2 команда:А) Молчаливый рот - золотой рот.Ответ: Слово - серебро, а молчание золото.Б) Тот не заблудится, кто спрашивает.Ответ: Язык до Киева доведёт.В) Ошпаренный петух от дождя убегает.Ответ: Обжёгшись на молоке, дует на воду.Методист: - Для успешного выполнения следующего задания представителям команд придётся вспомнить структуру занятий по развитию речи и культуре речевого общения. Задание:1 команда: составьте структуру занятия по рассказыванию об игрушке.2 команда: составьте структуру занятия по пересказу литературного произведения.Ответ:Структура занятия по рассказыванию об игрушке, предметеВводная часть (художественное слово, дидактическая игра). Рассматривание объекта, беседа, ответы на вопросы. Вопросы к детям. Образец рассказа педагога с опорой на графическую схему или коллективное составление и запоминание плана описательного рассказа. Составление рассказа-описания с опорой на графическую схему (план) детьми (при необходимости с помощью взрослого). Итог. Оценка педагогом; удалось детям самостоятельно или с помощью педагога, в чём трудность? в чём успешность? Структура занятия по пересказу литературного произведенияВводная часть (подготовка детей к восприятию текста, главным образом его идеи – оживление аналогичного личного опыта детей). Первичное чтение произведения (название, автор, жанр), без предупреждения о последующем пересказе. Беседа, вопросы по содержанию, составление плана пересказа. Повторное чтение. Пересказы детей. Заключительная часть (драматизация). Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные менее подробно, в старшей группе к анализу привлекаются сами дети). Педагог-психолог: А теперь подведём итоги. Жюри объявит команду победителя. Слово жюри.Методист: - Как, по-вашему, мнению прошёл наш семинар-практикум?- Что вы для себя узнали нового?- Ваши пожелания к следующему семинару-практикуму? 1. Для первой команды: - Ехал Грека через реку, видит грека в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку – цап!- Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.2. Дидактическая игра «Расшифруй пословицы».А) Молчаливый рот - золотой рот.Б) Тот не заблудится, кто спрашивает.В) Ошпаренный петух от дождя убегает.1. Для второй команды: - На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова, не руби дрова на траве двора.- Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятами в лесу на ветке.2. Дидактическая игра «Расшифруй пословицы».А) Молчаливый рот - золотой рот.Б) Тот не заблудится, кто спрашивает.В) Ошпаренный петух от дождя убегает.1 КОМАНДА: СОСТАВЬТЕ СТРУКТУРУ ЗАНЯТИЯ ПО РАССКАЗЫВАНИЮ ОБ ИГРУШКЕ.2 КОМАНДА: СОСТАВЬТЕ СТРУКТУРУ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.