Публикации Цифровые образовательные инструменты

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Цифровые образовательные инструменты
Автор: Заостровская Ирина Александровна

Цифровые образовательные инструментыСовременные цифровые технологии внедряются во все сферы нашей жизни: в быту, на работе, в государственных структурах, бизнесе. Это делается для создания комфортной среды. Не обошел стороной этот процесс и образование. Цифровизация образования призвана сделать доступным обучение и обучающие материалы для всех участников образовательного процесса. Технологии виртуальной реальности и мобильного обучения дают возможность обучаться в любое время и любом месте.Помочь в этом призваны электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР - это многообразие средств обучения, представленных в цифровой форме, для воспроизведения которых требуются электронные устройства.Перечислю лишь некоторые ЭОР, которые я использую в своей работе:- электронная форма учебника (ЭФУ);- электронный тренажёр;- flash-анимация;- презентация, слайд-конспект;- видеолекция, видеоурок;- электронный справочник;- электронная энциклопедия и др.Удобство и актуальность использования цифровых образовательных инструментов заключается в следующем:1. Они представляют информацию в наглядном виде и дают обучающимся более полное представление об изучаемых явлениях и предметах.2. Обладают бо́льшим мотивирующим потенциалом: школьник учится при помощи ЭОР получать информацию, проверять свою работу и поддерживать обратную связь.3. ЭОР предоставляет большой объём информации (текстовый, звуковой и видео- ряды) на одном мобильном устройстве.Использование ЭОР в работе учителя позволяет ему представить максимум информации на уроке в самых разных формах: текстовый материал, видео, звук, мультимедиа, интерактив. Использование ЭОР дает возможность индивидуального подхода к обучающимся, учитывая возможности каждого и выстраивая индивидуальные образовательные траектории.Использование ЭОР возможно на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении и закреплении материала, в качестве контроля и оценки знаний.В своей работе я использую информационные ресурсы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки РФ, в том числе образовательную платформу «UCHi.RU. Почему именно на этой образовательной платформе я остановила свое внимание?Ребята в начальной школе активно использовали данный ресурс, он им хорошо знаком, у каждого имеется личный кабинет, где отражаются достижения ребенка, поэтому я решила продолжить дальнейшую работу с указанной платформой.В прошедшем 2021-2022 учебном году на уроках русского языка в пятом классе я использовала интерактивные курсы по русскому языку и подготовку к проверочным работам. На «UCHi.RU имеются разделы: «Задания из карточек», «Задания из упражнений», «Проверочные работы», «Онлайн уроки Учабря», «Каталог материалов». Учитель может конструировать проверочные работы и предложить их выполнение как в электронном, так и в печатном виде. В конструкторе заданий онлайн для обучающихся учитель имеет возможность настроить время, сроки выполнения заданий, количество попыток. Также система позволяет максимально оперативно проверить результаты работы.В «Каталоге материалов» имеются разработанные уроки, содержащие видеоматериалы, презентации; для контроля усвоения знаний ребятам могут быть предложены проверочные работы, карточки, которые проверяются по мере выполнения задания. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном кабинете. В личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать задания, свои успехи и прогресс.Кроме всего перечисленного, на платформе для учителей и родителей проводятся тематические вебинары по дистанционному обучению; для учителей организуются вебинары и курсы повышения квалификации. Для обучающихся проводятся бесплатные дистанционные олимпиады, в том числе по русскому языку и литературе. По окончании мероприятий участники получают подтверждающие документы с указанием результата, уместные для размещения в своих портфолио. Хотелось бы затронуть вопрос использования ЭФУ – электронной формы учебника. ЭФУ — это электронное издание, соответствующее печатному учебнику по структуре, содержанию, художественному оформлению. Его отличием является наличие дополнительного материала - различные мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, дополняющие содержание учебника.Чтобы использовать учебники от издательства «Просвещение», необходимо иметь планшетные компьютеры или ноутбуки.Функциональные особенности ЭФУ:- удобный интерфейс и навигация;- возможность работы онлайн и офлайн;- к каждой теме, разделу учебника имеются мультимедийные объекты и тестовые задания;- возможность изменять размер, делать закладки;- инструкция по работе с ЭФУ.Педагогические возможности ЭФУ:- организация контроля и самоконтроля, возможность подготовки к государственной итоговой аттестации;- реализация технологии мобильного, дистанционного или смешанного обучения;- реализация требований ФГОС по формированию информационно-образовательной среды посредством системы ЭОР.Использование ЭОР в образовании позволяет участникам образовательного процесса обеспечить интерактивный диалог, автоматизировать информационно-поисковую деятельность, а также процесс управления учебной деятельностью и контроль за результатами обучения.