Публикации Паломнический туристический маршрут

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Паломнический туристический маршрут
Автор: Сальникова Ирина Владимировна

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДАМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Гимназия № 184»Детский паломнический маршрут«Храмовый Нижний»Рассчитана на обучающихся 10 - 11 летСрок реализации 1 годАвторы-составители:учитель начальных классовСальникова Ирина Владимировнаучитель начальных классовШишкина Елена СергеевнаНижний Новгород, 2021 г.
  • Паспорт детского паломнического туристического маршрута
  • Пояснительная запискаОдним из перспективных направлений преобразования современной педагогики являются шаги по возобновлению духовно-нравственного воспитания. Это направление связано с работой по восстановлению традиций, изучению национального опыта и духовным обогащением. Развитие духовности обучающихся осуществляется путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере. «Воспитание красотой» - одно из важнейших средств воспитания. По словам В.А.Сухомлинского «Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым»[16, с.98]. Одной из важнейших задач становится проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями православной культуры. Именно этим целям посвящен модуль «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который реализуется в гимназии в 4 классеНа уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить.Важным фактом развития в младшем школьном возрасте является тот факт, что дети лучше усваивают учебный материал в совместной, коллективной деятельности. В паломничестве этот момент легко реализуется, так как дети путешествуют именно в группе, и взаимодействие осуществляется коллективно.Именно паломническая поездка может строиться так, чтобы в ходе нее, кроме непосредственно духовного обогащения дети получили бы «пищу» для всех упомянутых видов мышления. Во время путешествия младшим школьникам могут быть предложены интеллектуальные задачи, связанные с темой путешествия (викторина, кроссворд, ребусы и т.п.). Они могут реализовать свои творческие способности в изобразительной и литературной деятельности (рисунки, стихи, рассказы). Активное включение ребенка в побочные, не связанные с учебой виды деятельности позволяют добиться результата, что компенсирует не успешность в учебе. Путешествие на время извлекает неуспевающего ребенка из неблагополучной школьной ситуации, позволяя ему поверить в себя, найти для себя другие области приложения. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний для ребенка.Паломнические маршруты – эффективная форма духовно-нравственного воспитания обучающихся в силу учета их возрастных особенностей благодаря уникальному разнообразию возможных воспитательных средств.Концептуальные основыВоспитание как возрождение гражданина, человека культурного и нравственного, как необходимое условие социализации личности, является социально обусловленным процессом, выполняющим стабилизирующие функции:
  • сохранение, развитие культуры;
  • обслуживание исторического процесса смены поколений;
  • создание условий для свободного развития личности, как субъекта культуры исторического процесса собственного развития и жизнетворчества.
  • Важными базовыми компонентами воспитания являются:
  • воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, самодисциплины);
  • воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, терпимость, доброжелательность, готовность оказать помощь);
  • воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании в красоте общения);
  • воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта);
  • воспитание практичной личности (знание основ экономики, трудолюбия, хозяйственность, владение языками, физическая закалка, хорошие манеры).
  • Этапы реализации в течение учебного годаХарактеристика объектов на маршрутеМаршрут « 1 «Нижегородские святыни»Список: Успенская церковь, Церковь Рождества Иоанна ПредтечиЦерковь Собора Пресвятой Богородицы, Собор Александра НевскогоОписание: Наше путешествие по религиозной истории города мы начнем у стен Кремля. В свое время за ними стояло множество соборов. Сейчас здесь сохранились только один — Михайло-Архангельский собор.От места основания города мы двинемся по старинным улочкам и насладимся красотой церквей.Маршрут № 2 Православный Нижний НовгородСписок: Благовещенский монастырь, Строгановская церковьОписание: Вы увидите старинный Благовещенский монастырь и услышите историю его основания, запустения и возрождения благодаря митрополиту Алексию и рассмотрите самую яркую в городе Строгановскую церковь. Маршрут № 3Список: Ильинская церковь и церковь Жен-МироносицОписание: Мы посетим Ильинскую церковь и церковь Жен-Мироносиц , поговорим о покровителе русских артиллеристов и великих русских святых Макарии Желтоводском и Евфимии Суздальском.Маршрут № 4 Печорский монастырь и Дионисий»Список: Печерский Вознесенский мужской монастырьОписание: Печерский Вознесенский мужской монастырь — одна из важнейших святынь Нижнего Новгорода. Вы узнаете о его основании преосвященным Дионисием, о древнейшем дошедшем до нас списке русской летописи и сложных отношениях Дионисия с Дмитрием Донским и Сергием Радонежским. Увидите комплекс храмов 17 века, возведенный знаменитым Антипой Константиновым, и посетите место, где изначально находился монастырь. Кроме того, услышите об оползне, уничтожившем древние монастырские постройки, и спуститесь к гробнице Святого Иоасафа Печерского.Экскурсия по маршруту № 1Название экскурсии: Православный Нижний НовгородТема: Урок, отражающий национально-региональные и этнокультурные особенности. Посещение православного храмаЦель: Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.Задачи:Образовательные: Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».Воспитательные: Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследиюФормировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.Оборудование: мегафон, флажки. планшеткаСодержание экскурсии:Считается, что монастырь основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским при закладке Нижнего Новгорода.Восемь лет спустя к монастырским стенам подошли войска московского князя-язычника Пургаса. Сожжённый и разорённый монастырь прекратил своё существование на сто лет. Возрождаться монастырь начал лишь в 1371 году.В течение XVIII-XIX веков монастырь постепенно становился центром распространения христианской культуры. Здесь хранились редкие книги, ноты песнопений. Монахи занимались и сельскохозяйственным трудом. В 1919 году Благовещенский монастырь был закрыт и подвергся разрушению. Здесь располагалась городская школа и коммунальные квартиры рабочих. Воинствующие атеисты уничтожили каменную часовню, а другие здания не ремонтировали в течение многих лет. Не помогло и то обстоятельство, что церкви считались объектами культуры, а иконы – художественной ценностью. Реставрационные работы начались лишь в 70-80-е годы XX века. В 1987 году восстановление обители завершили. 1В Благовещенском монастыре сегодня протекает строгая монашеская жизнь: совершаются молебны, правила и Божественная литургия. Братья путешествуют по святым местам и сами принимают паломнические, экскурсионные группы. При монастыре работают иконописная, швейная и свечная мастерские, пекарня для выпечки просфор. По желанию прихожан изготавливают именные иконы. Швеи заняты не только одеждой для монахов, но и вышивкой икон. Работы мастеров продаются в лавке. Там же покупателям предлагают книги, утварь, аудио- и видеоматериалы с церковными песнопениями. 2Монастырь имеет Богородицкий скит в честь иконы "Неупиваемая Чаша" близ села Рожново Борского района. Скит существует с 2000 года. В 2003 году на территории скита был построен храм, с этого времени в нем началась духовная жизнь. Постояльцы ухаживают за коровами, козами, домашними птицами, восстанавливают разрушенные постройки. Но главное для пришедших – переосмыслить свою жизнь, найти истинные причины возникающих проблем, познать веру. Судьбы людей, покинувших скит, складываются по-разному, но все они связывают свою жизнь с БогомМонашескую жизнь выбирают те, кто желает посвятить себя Богу. В обителях совершают молитвы, трудятся, добывая хлеб насущный, пишут иконы, отмечают церковные праздники. С XIII века действует в Нижнем Новгороде Благовещенский монастырь. Много бед и несчастий пережила обитель за это время, но с возрождением духовной жизни святое место стало не только пристанищем для монахов, но и просветительским центром.На территории монастыря находится Благовещенский собор, Успенская, Сергиевская, Андреевская и Алексеевская церкви, колокольня. Как было сказано выше, Благовещенский собор возвёл митрополит Алексий Московский в 1370 году. Спустя годы храм обветшал, поэтому в середине XVII века старое здание разобрали и возвели новую постройку. Вместо одной главы в новом храме предусмотрели пять. Центральная глава имеет луковичную форму, малые – шлемовидную. Трёхметровый подклет до революции арендовали местные купцы. За время своего существования собор несколько раз подвергался пожарам, воздействию природных стихий, а в годы советской власти в здании храма планировали устроить музей атеизма или концертный зал. Успенскую церковь построили в XVII веке. Сегодня этот храм является памятником архитектуры. Интерьер перекрывается сомкнутым сводом с двумя декоративными каменными шатрами. Венчают церковь две башни, которые Тарас Шевченко сравнивал с невинными девами. Кресты на башнях освящены в 2010 году.Между Благовещенским собором и южной стеной монастыря расположилась Сергиевская церковь, освящённая в честь Сергия Радонежского. Здание оформлено в стиле русского барокко. В 2009-2010 гг. стены и потолок храма пропитали водоотталкивающим средством, заново оштукатурили, расписали, за алтарём установили новый иконостас.Андреевская церковь расположена в центральной части братского корпуса. Стены и своды здания сохранились с XVII века, а настоятельские и кельи монахов спустя два столетия перестроили. Церковь в честь Андрея Первозванного освящена в 1840 году.Алексеевская церковь строилась в 1822-1824 годах, когда настоятелем монастыря был архимандрит Макарий, а Нижегородским пастырем – Преосвященный епископ Моисей. Здание возводили на небольшом участке земли, где раньше были Святые врата. Церковь в честь митрополита Алексия Московского, возродившего монастырь, построена в стиле классицизма. С четырёх сторон света расположены фронтонные портики, центральная глава имеет сферический купол, по углам расположены малые боковые главы. Между Успенским и Андреевским храмом возвышается колокольня.3По территории монастыря протекает святой источник. А вся история обители является примером того, что даже после серьёзных испытаний можно подняться и жить дальше.При монастыре работает Нижегородская духовная семинария. В ней готовят богословов, служителей церкви. Высшее духовное образование принципиально отличается от светского. До поступления абитуриенты предоставляют рекомендации приходского священника, свидетельство о крещении, а те, кто состоит в браке, и о венчании. Разведённых и женившихся второй раз учиться не возьмут. Тем, кто успешно сдал вступительные экзамены, предстоит собеседование с ректором. Правящий архиерей Нижегородской области оценивает не только культурный уровень, но и нравственный облик, воцерковлённость молодого человека. Порядки в семинарии очень строгие. Студенты должны носить форму, добросовестно готовиться к занятиям, совершать молитвы и выполнять послушания. После защиты дипломов выпускники сами выбирают, где им служить. Объектом выбора становится и сам Благовещенский монастырь.С 2012 года жители города имеют возможность посещать воскресную школу. Школьники и взрослые изучают Новый Завет, Катехизис, храмоведение, историю церкви, нравственное богословие. С дошколятами работают по авторской программе, включающей такие разделы, как "Мы и мир", "Православная хрестоматия", "Детский молитвослов" и "Здоровёнок".В Нижегородском Благовещенском монастыре издаётся интернет-журнал "Здравница". На страницах периодического издания печатаются слова пастырей, статьи о памятных датах, паломничествах по святым местам, духовном развитии личности, воспитании детей. Материалы распределены по разделам в соответствии с составляющими личности христианина: дух, душа, тело. Цель проекта – способствовать сохранению нравственного здоровья семьи, освоению прихожанами традиций православной культуры.В Благовещенском соборе службы начинаются в шесть часов утра с выполнения монашеских правил. В 7.30 принимают исповедь, время с 7.40 отдано под часы, а в 8.00 служится литургия. Далее следуют молебны и панихиды. На утреню и вечерню собираются в 16.00. После выполняют вечернее монашеское правило. По субботам верующие собираются на панихиду, а по воскресным дням – на литургию и водосвятный молебенИтоги экскурсииНижний Новгород, основанный святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем, восемь веков бережно хранит и приумножает свое духовное богатство. Храмы, величественные и скромные, монастыри, возрожденные из пепла, святыни, чудом уцелевшие в огне отечественной истории – тысячи паломников приезжают со всех концов России, чтобы благоговейно поклониться им и сохранить память об этом на долгие годы.Во время экскурсии узнали основные вехи истории древнейшего Нижегородского монастыря. Изучили его архитектурные ансамбли, духовную и просветительскую деятельность.