Публикации "Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Автор: Покидько Ирина Васильевна

«Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»Игра - это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка.Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и родителей и внедрить их в повседневную жизнь.Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша - это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.Но для решения указанных задач на практике не всегда учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников - игры.Игра - это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка.Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и родителей и внедрить их в повседневную жизнь.Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы и т. п.С помощью игровой технологии можно сформировать у детей устойчивый интерес к двигательной активности, а также добиться высокого уровня двигательной активности каждого ребенка на физкультурном занятии, дать возможность детям самореализоваться, проявить двигательное творчество. Все это играет огромную роль в сохранении и укреплении здоровья дошкольников.Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничестваПроводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Проводятся  в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.Особое  место занимают  здоровьесберегающие  игровые технологииВ образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.Ермолаева  М.Г. в своей классификации берет за основу тип человеческой деятельности, которую игры отражают, и моделируют базовые виды. При такой классификации игры объединяются в следующие группы, условно их можно представить как игры тела, игры ума, игры души. Раскроем это:
  • Физические игры или игры тела:
  • двигательные (спортивные, подвижные, моторные). Например: «Серсо», «Бадминтон», «Настольный теннис», «Курица и цыплята»,  «Гуси-лебеди», хороводные «Пузырь».
  •  экстатические (от греческого – экстаз, восхищение; современные танцы-импровизации, разнообразные телодвижения или наблюдения за движущимися объектами – мыльными пузырями, струями фонтана, залпами фейерверка, вызывающие у участников восторг и наслаждение). Игры с мыльными пузырями, с солнечным зайчиком, хлопушки и др.
  • Интеллектуальные, игры ума (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические, предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные). Игры с блоками Дьенеша,  игры  по типу «Съедобное есъедобное», «Кроссворды», «Поле чудес»  и др.
  • Социальные игры, игры души (сюжетно-ролевые, деловые – организационно-деятельностные, имитационные, организационно-коммуникативные.  Например: «Семья»,  «Магазин», «Шофер », «Я начну,  ты продолжай», «Здравствуйте», «Назови ласково».
  • Комплексные игры – коллективно-творческие дела. Игры по типу  «Путешествие». Например: «Путешествие в сказку».
  • Досуговая деятельность. Например: игры - эстафеты, фокусы,  игры - путаницы. 
  • При любой классификации игр, в том числе вышеназванных, необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей. Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают,Таким образом, игра – исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит стимуляция человеческих сил и потенций, воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роди, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире.Особое место  в технологиях занимают имитационные игровые  технологии,  которые можно использовать в работе с родителями воспитанников.Имитационно-игровые технологии: виды, характеристикаЦель: формирование умений моделирования педагогических  ситуаций и обсуждения различных способов ее решения.Основные виды:  организационно-деятельностные,деловые, ситуационно-ролевые,  креативные и праксиологические игры.Виды
  • организационно-деятельностных игр: проблемно-деловые; имитационно-моделирующие; инновационные; рефлексивные; поисково-апробационные.
  • Виды деловыхигр: производственные, исследовательские, квалификационные (аттестационные), дидактические (учебные).
  • Виды
  • ситуационно-ролевых игр: театрализованный практикум-этюд, дидактическая ролевая игра, имитационно-ролевая игра.
  • Для того чтобы сделать игру эффективной  в  контексте  здоровьебережения  необходимо  запомнить  несколько критериев игрового   взаимодействия:
  • Высокая эмоциональность. В игре  поддерживать  свои эмоции на высоком уровне, тем самым "эмоционально заражаю" группу.
  • Адекватность возрасту, месту, времени, ситуации. Рассчитывать продолжительность игры в зависимости от возраста участников.
  • Контакт глаз. В процессе игры встречаюсь взглядом с глазами участников на 1-2 секунды в среднем. Это позволяет увидеть степень включённости участников в происходящее и способствует установлению более тесному контакту.
  • Интрига игры.  Вводить  элементы таинственности в происходящее перед тем, как начать произносить инструкцию – это увеличивает мотивацию участников.
  • Темп речи. Темп речи должен примерно соответствовать темпу восприятия ребенком  для того, чтобы участники поняли условия игры.
  • Открытая поза. В игре поддерживаю открытую позу (отсутствие верхнего и нижнего «замков»). Движения должны быть нескованны, необходимы подкрепляющие слова.
  • Пристройка "на равных". Это готовность и желание сотрудничать, уважение друг другу и происходящему.
  • Чёткость инструкции. Инструкция должна быть чётко простроена, и также чётко и понятно объяснена.
  • Высокая динамика. Запуская процесс игрового взаимодействия, контролирую его, поддерживаю должную динамику. Как правило, для большинства игр, эта динамика высока.
  • Соответствие игры пространству. Важно учитывать целесообразность проведения тех или иных игр в том или ином пространстве.
  • Доведение игры до логического конца. Стараться  не обрывать игровое взаимодействие, доводить его до конца. От законченной игры сохраняется целостность впечатлений.
  • ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИОсновой профилактики и лечение нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечнососудистой системы.Игра «В гости к мишке»Цель: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания.Посадив игрушку - медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, ведущий говорит:Маша (имя ребенка) и ЕгоркаЧасто ходят к мишке с горки.Ребенок входит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на высоту около метра), затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Ведущему необходимо внимательно следить за осанкой ребенка.Оздоровительные игры при заболеваниях носа и горлаПри заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании, лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания губ.Игра Совушка-сова»Цель: развитие коррекции рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функций дыхания (углубленный выдох).Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети - «совы» медленно поворачивают головы влево вправо. По сигналу ночь дети смотрят вперед, взмахивают руками - «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят: «У-уффф». Повторяют два-четыре раза.Игры при плоскостопииПлоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Поэтому игры должны быть подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.Игра «Донеси, не урони»Цель: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости.Оборудование: стулья, простынки.Игроки сидят на стульях. У каждого под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги простынку и дотащить ее любым способом (скача на одной ноге или четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.