Публикации
Роль семьи в патриотическом воспитании
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль семьи в патриотическом воспитании
Автор: Шнайдер Нина Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль семьи в патриотическом воспитании
Автор: Шнайдер Нина Михайловна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 27 «Сказка» Роль семьи в патриотическом воспитании Доклад Автор: Воспитатель Шнайдер Нина Михайловна “Любовь к Родине начинается с семьи”.Ф. БеконПатриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни должны начинаться в семье. Именно в семье дети получают первые уроки гражданственности. С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки- открывают ему глаза в мир, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. « Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ, это первые блестящие попытки в русской народной педагогике, писал К.Д. Ушинский,- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа». Загадки, пословицы, поговорки- эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.Уже в первый период жизни ребенка-дошкольника семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу. Возможности эти кроются во многом: и в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи, ответственности, помощи, и в глубочайших чувствах родительской любви; во-вторых, в семейной среде- живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине. В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения. -1-У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны ты и твой отец?», «Где ты был в годы войны?», «Как погиб мой дедушка?». Дети готовы день и ночь слушать, читать и смотреть о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции. Родителям необходимо ввести в традицию, поздравлять ветеранов войн в семье по датам. Детям указать на то, что, участвуя в бою, в надежде на лучшую жизнь страны, они самоотверженно совершали героические поступки. Уделять внимание надо не только своим родственникам, но и другим ветеранам. Поездки и походы родителей с детьми по родной стране при активной позиции родителей способствуют воспитанию патриотических чувств. Во время поездок и походов дети непосредственно знакомятся с Родиной, ее народом, их жизнью в прошлом и настоящем, их культурой и языком.В нашем детском саду была организована выставка «Это-мы» в рамках формирования патриотических чувств у детей через семью. Каждой семье было предложено выбрать темы: «Герб семьи», «Генеалогическое древо», «Портфолио». Ведь семья- это маленькое государство со своими законами, особенностями, интересами. Все поделки получились разные, интересные, содержательные. Генеалогическое древо представлено в виде картин, плакатов, поделок. Так, например, семья Берсеневых составила свое древо в виде елочки из пластмассовых баночек. У семьи Матвея Борисова древо сделано из теста, очень аккуратное, красочное, красиво оформленное. Огромное родовое древо у семьи Маши Скрипальщиковой. В некоторых семьях родословная отражена в трех- четырех поколениях.Портфолио оформлено в виде альбомов, слайдов, открыток. Интересное портфолио у семьи Востриковых. -2- На первой страничке- стихотворение «Что может быть семьи дороже?». На следующей- описаны традиции семьи: дни рождения, где за праздничным столом встречаются родственники, Новый год, пикник всей семьей и друзьями. Традиция заготавливать на зиму березовые веники. Семья Маши Мараткановой представила родословную в виде открытки, где мы узнали, что любит папа, чем занимается мама, чем интересуется сама Маша и какая у этой семьи мечта.Главный девиз семьи Ивана Федорова «Один за всех и все за одного» отражен на фамильном гербе. Символы семьи Вики Полищук-голубь мира и согласия, царящих в их доме, солнце-знак тепла. Гербом семьи Лизы Гришаевой стало солнце- символ тепла, могучее дерево, фамильный знак- буква «Г» и два лебедя- символ любви и верности. Да, выдумки и фантазии детям и родителям не занимать! Подобная работа способствует налаживанию более теплых и нежных взаимоотношений в семье. У детей появляется познавательный интерес к истории семьи, к близким и дальним родственникам. Все это приведет к сближению детей и родителей, детей и их сверстников, а в хорошей , доброй, дружной семье вырастает настоящий гражданин и патриот своей Родины. Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне: много об этом говорят в детском саду, школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств, тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины – это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от своей семьи.Оттого, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. -3- На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь. Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма. Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм. Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают в душу ребенка мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств, содержать сына или дочь так, как они того хотят. Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины. Чтобы наши дети не стали такими, семье необходимо вести патриотическую работу. Прививать детям любовь к родине, желание трудиться на ее благо, воспитывать стремление детей к защите родины от внешних врагов. Именно в семье закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к своему родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. -4-Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.Помните!!! Наши дети- это наша старость.Хорошее воспитание- это наша счастливая старость.Плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.