Публикации
Конспект НОД по развитию речи "На золотом крыльце сидели..."
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по развитию речи "На золотом крыльце сидели..."
Автор: Жидкова Татьяна Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по развитию речи "На золотом крыльце сидели..."
Автор: Жидкова Татьяна Геннадьевна
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной (логопедической) группепо теме «На золотом крыльце сидели….».Авторы конспекта НОД: Кононенко Нина Валерьевна - воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 105 Лесозаводского городского округа», Максимчук Екатерина Викторовна - воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 105 Лесозаводского городского округа»; Жидкова Татьяна Геннадьевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОБУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 105 Лесозаводского городского округа»Цель: развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём изучения и использования малых форм народного фольклораЗадачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие» Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие» Задачи ОО в интеграции:Целевые ориентиры: Предполагаемый результат: Предпосылки универсальных учебных действий: Словарная работа: Педагогические технологии: Виды детской деятельности: Предварительная работа: чтение русских народных сказок, закличек, пословиц, скороговорок, дразниок, мирилок, загадок, небылиц, просмотр мультфильмов, знакомство с русскими народными музыкальными инструментами, беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание загадок, скороговорок, игра на ложках под разную народную мелодию.Оборудование для педагога: Книга «Русский народный фольклор», изготовленная форматом А 2, ноутбук, колонка, запись русских народных мелодий, фонограммы в формате MP3: «Во-кузнице», «Плетень», иллюстрации к скороговоркам, разрезная картинка форматом А2, мешок, музыкальные инструменты (деревянные ложки, дудка, бубенцы, трещётка.ю бубен) русский народный сарафан для ведущего, два костюма для скоморохов. Музыкальный зал, оформленный в русском народном стиле.Оборудование для детей: разрезная картинка (формат А2) с сюжетом сказки «По щучьему веленью», музыкальные инструменты – деревянные ложки, русские народные костюмы по количеству детей.Ход занятия:Воспитатель: Здравствуйте, ребята и наши гости. Я очень рада вас видеть таких красивых, добрых с хорошим настроением! Этот день мы проведём вместе. Пусть он вам принесёт много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Воспитатель: ребята, на протяжении долгого времени мы с Вами знакомились с русским народным фольклором и сегодня я предлагаю вспомнить, что же это такое русский народный фольклор. Но прежде чем, мы начнём, я предлагаю провести разминку, подготовить наш язычок к занятию.Раз – мы ротик открываем,Будто кошечки зеваем.(Открывать широко рот и закрывать его)Два – подуем в дудочки -Губки, словно трубочки.(Тянуть губы вперёд «хоботком»)Три – на губки посмотри,Улыбаемся на три.(Широко улыбаться, растягивая губы)На четыре – ротик шире,Барабаним на четыре.(Держать рот широко открытым. Стучать языком по внутренней поверхности верхних резцов, произнося: «д – д – д – д – д…»)Пять – откроем рот опять,Нужно губку облизать.(Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.)Шесть – почистим наше нёбо,Нёбо чистым было чтобы.(Рот открыть. Проводить широким языком вперёд – назад по нёбу. Рот не закрывать)Семь – мы звонко будем цокать.Так стучит копытцем лошадь.(Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.)Восемь – к нам приходит осень,Вырос гриб на счёте восемь.(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не открывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.)Девять – сделай–ка гармошку,Поиграй на ней немножко.(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не открывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.)Десять - можно поболтать,Поболтать и не устать.(Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперёд – назад по верхней губе, произнося: «бл – бл – бл – бл…»_Воспитатель: предлагаю ещё проговорить чистоговорки1. А-а-а-шире ротик, детвора.2. И-и-и-ротик к ушкам растяни.4. ОХ, Ох, Ох выступает скоморохЗвучит музыка из книги появляется скоморох.Скоморох Тимошка:Здравствуйте, мальчишкиДевчонки и мальчишки!Я – скоморох Тимошка,Играю на гармошке,Загадок много знаюИ книжки уважаю! Нашёл одну чудесную,Такую интересную!Она всему научит,Читать её не скучно!В ней есть скороговорки,Загадки, поговорки,Пословицы, потешки,Дразнилки – пересмешкиПроизведений ворохНародного фольклора!Давайте поиграем: Все жанры отгадаем.Ну что же, не скучайтеИ сразу отвечайте!1. Мохнатенька,Усатенька,Лапки мягоньки,А коготки востры.(Загадка)2. Выйди, выйди, солнце,Над моим оконцем.Выйди, выйди, солнышко,Мы посеем зёрнышко (закличка)3. Три сороки – тараторки тараторили на горке (скороговорка)4. Рeва-корова, дай молока, сколько стоит – тря пятака! (дразнилка)5. Жил да был старик, и было у него три сына — два умных, а третий, Емеля, — дурак. Два старших брата работают, а Емеля весь день на печке лежит да баклуши бьёт. (сказка)6. А где это виданоИ в какой деревне слыхано,Чтобы курочка бычка родила,Поросеночек яичко снесДа на полочку унес.А полочка обломилась,И яичко разбилось.Овечка расквохталась,Кобылка раскудахталась:— Ой, куда-куда-кудах!Не бывало у нас так. (небылица)Скоморох Тимошка: молодцы, вижу много читали и много знаете, любите книги. Ребята, предлагаю познакомиться с моей любимой книгой.Воспитатель: а кто откроет следующую страницу, мы узнаем с помощью считалочки.Выходит желающий ребёнок Считалка «На золотом крыльце сидели….» Скоморох Тимошка: на первой странице моей книги написаны загадки, и я предлагаю поиграть в игру «Я тебе, ты мне», это значит, что загадки буду загадывать не только я, но и вы мне. Договорились?Ответы детей1.Скоморох детям: Ходит-ходит, а в избу не заходит. (дверь)Ребёнок 1….2.Скоморох детям:Сама не ест, а других кормит (ложка) Ребёнок 2…..3.Соморох детям:Три братцаПошли купаться.Два купаются,Третий на берегу валяется.Искупалися,Вышли,На третьем повисли. (Коромысло и ведра)Ребёнок 3……4.Соморох детям: Стоят столбы беленые,На них шапочки зеленые. (Березы)Ребёнок 4…..5.Соморох детям:Черный коньПрыгает в огонь. (Кочерга)Ребёнок 5….Скоморох Тимошка: молодцы, весёлая игра у нас получилась, здорово отгадываете и загадываете загадки. Давайте продолжим знакомиться с моей любимой книгой Воспитатель: и вновь нам поможет считалочка (считалочку говорит ребёнок)Ведущая: уважаемый Тимошка, кто же эта прекрасная незнакомка?Скоморох Тимошка: на этой страничке живёт моя подружка – Скороговорушка, мы с ней мастера соревноваться в скороговорках. Она приготовила очень интересное задание «На картинку ты смотри, скороговорку говори»! (Дети по картинкам называют скороговорки)Скоморох Тимошка: Ай, да ребята, ай, да молодцы! Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, всё правильно и внятно, чтоб всем было понятно. Воспитатель: Эй, ребята, поскорей Собирай своих друзей!Будем мы играть сейчас –Посмотрите все на нас!Есть старинная игра, называется "Плетень" Дети: нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень (проводится подвижная народная игра «Плетень»)Скоморох Тимошка: ну что, продолжим знакомство с русским фольклором? Страницу следующую будет тот открывать, кто скажет быстро пословицу, не будет долго её вспоминать! (Дети - называют пословицы, переворачивают страницу, следующая страница пустая!!!)Ведущий: Тимошка, желаньям нашим - изучать твою книгу - не сбыться, почему-то здесь пустая страница!?!Скоморох Тимошка: не может быть, чтобы страница была пуста! Здесь кто-то начудил, все это неспроста! На этой странице скомороха Антошки были заданья, мы только с ним подружились, а он исчез и даже не сказал до свиданья??? Антошка, друг, отзовись, скорее в книгу мою вернись!!! Антошка, Антошка, ты где потерялся????Скоморох Антошка: иду, иду, да, вовсе я не потерялся, просто по дороге в детский сад немного зазевался! Здравствуйте ребята! Я скоморох Антошка, у меня большой талант, на дудке дудеть, песни петь, да в игры играть. Ребята у меня есть большой мешок, попробуйте угадать, что в нём лежит- ответы детей (скоморох задаёт наводящие вопросы)Скоморох Антошка: в мешке моём музыкальные инструменты, а какие именно попробуйте угадать. Сейчас я буду играть на музыкальном инструменте, а вы, Тимошке, а спиной ко мне, Антошке, да назовите скорее вслух, что звучит и всех веселит!Игра «Какой инструмент звучит»Ребёнок: Соберись скорей народ Нас всех музыка зовётЭй, вы гости не робейте,А в ладоши громче бейте,Постучим мы вам на ложках,Пошумим скорей немножко!«Игра на ложках - «Во-кузнице»Антошка: Музыканты, ко мне подходите, ложки в корзинку кладите.Скоморох Тимошка: ребята, в моей книге есть ещё очень красочная и интересная страница сказок, давайте её откроем.Скоморох Антошка: Вот страница что за чудо,Не понять здесь кто откуда Вроде быль, а вроде небыль, Вроде сказка? Что же делать?Вы ребята помогите, Порядок в книге наведитеПозвольте, дать один советНужен сказки здесь сюжет,Скоморох Тимошка:Ручками умелыми - соберите картинку в единое целое!(Дети собирают разрезную картинку – сюжет из сказки «По щучьему велению!») Воспитатель: ребята, из какой сказки этот сюжет? Кто в нем главный герой?Ответы детейСкоморох Тимошка (дразниться): Ой Емеля, ха, ха, ха, отлежал себе бока!Скоморох Антошка (Тимошке): болтай, болтай, да меру знай!Скоморох Тимошка: Ах, так! (обижается, забирает книгу и пытается уйти)Скоморох Антошка: Жадина говядина, солёный огурец…Воспитатель: Стоп! Скоморохи, вы что? Соревнование по дразнилкам устроили? Так дело не пойдёт! Дети наши тоже знают много дразнилок, но думаю, к хорошему это не приведёт. Ребята, наши скоморохи, кажется, поссорились, давайте их помирим.Дети вместе:Мирись, мирись, мирисьИ больше не дерись.А если будешь драться,То я буду кусатьсяА кусаться нам нельзя,Потому что мы друзьяВоспитатель (застенчиво): Тимошка, а нам с ребятами так книга твоя понравилась! Книг у нас много, а такой красивой нет.Скоморох Тимошка: Ааа, понравилась, хотите её в подарок?Ответы детейСкоморох Тимошка: Уговорили, подарю, но прежде хочу, от вас услышать какие жанр русского фольклора есть в моей книги?Ответы детейСкоморох Тимошка: Ребята, нам с Антошкой очень понравилось у вас в детском саду, но пришла пора прощаться.Скоморох Антошка: Мы отправляемся с Тимошкой в поиски новой интересной книги! До свидания, до новых встреч! Воспитатель (присаживаются на стульчики): ребята вам понравилось занятие? А какие задания Тимошки, вам понравилось больше всего? А были трудные задания? Что было для вас самым лёгким?Ответы детей