Публикации Проект в подготовительной группе "Поможем птицам"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект в подготовительной группе "Поможем птицам"
Автор: Молгачёва Юлия Анатольевна

Проект в подготовительной группе: «Поможем птицам»Руководитель проекта: воспитатель Молгачёва Юлия АнатольевнаАктуальность:Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Птицы зимой» можно считать своевременным и актуальным.Проблема: Как помочь пернатым друзьям зимой?Гипотеза: Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.Цель: Создать условия для обогащения и расширения знаний и представлений о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц.Задачи: -Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.-Развивать и расширять словарь по теме, связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.-Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.Вид проекта: информационно - творческийУчастники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.Продолжительность: краткосрочный Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителямиОжидаемые результаты реализации проекта:• Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.• Активное участие родителей в реализации проекта.• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.Этапы проекта:I этап – подготовительный• Обсуждение цели и задач с детьми.• Создание плана проекта• Создание необходимых условий для реализации проекта.II этап – основной (практический)• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах• Заготовка корма для птиц• Работа с родителями: изготовление кормушек, информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»• Использование игровой, познавательной, продуктивной, коммуникативной деятельности.• Чтение художественной литературы по теме .•Просмотр мультфильмов, презентации «Птицы зимой».•Наблюдения за птицами на прогулке, экскурсия в парк.III этап - заключительный• Выпуск стенгазеты «Покормите птиц зимой»• Итоговое занятие «Как мы птицам помогали»• Обработка результатов по реализации проекта.Содержание работыУчастники проекта: Воспитатели, дети и родители подготовительной группы.1.Беседы «Птицы зимой», «Чем питаются птицы»2.Дидактическая игра «Накорми птиц»3.Изготовление кормушек4.Наблюдение за птицами у кормушки5.Просмотр мультфильма А.Плещеев «Дети и птичка»6.Свободное творчество «Книжки - раскраски»7.Художественное творчество. Лепка«Птицы нашего участка»8.Игра «Разрезные картинки»9.Просмотр презентации «Птицы зимой»10.Игра инсценировка «Узнай птицу»11.Художественное творчество.Аппликация «Птички - синички», оригами «Птицы»12.Дидактическая игра «Верю – не верю»13.Приготовление угощения для птиц14.Пластилинография «Зимующие птицы»15.Подвижная игра «Птицелов»16.Разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой»17.Создание копилки загадок о птицах18.Дидактическая игра «Закончи предложение»19.Выставка рисунков «Наши пернатые гости»20.Чтение детям произведений о птицах21.Выпуск стенгазеты «Покормите птиц зимой».Этапы работы над проектомПодготовительный этапНаметили план движения к поставленной цели, который обсудили и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей. Так, во время прогулки мы обратили внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему? Дети могут объяснить причину, воспитатель помогает: «С наступлением холодов корма для птиц становиться всё меньше; спрятались насекомые, срывается ветер, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи и заботе». На участке дети находят письмо от птиц с призывом о помощи. Ребята увлекаются желанием помочь птицам перезимовать. Формулируется проблема «Как помочь птицам выжить зимой?» После чего дети вовлекаются в решение проблемы.Основной этап (практический)Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся, чем им могут помочь люди. Для этого мы провели с детьми беседу о жизни птиц зимой.Предложили ребятам сделать необычный календарь, где каждый день мы будем отмечать птиц прилетающих на наш участок и назвать его «Гости нашего участка» Ежедневно в одной колонке мы будем помещать птиц прилетавших к кормушке, а в другой колонке птиц прилетающих на участок. Эта идея очень понравилась ребятам.Следующий шаг, привлечение родителей к проблеме. Вначале мы поместили в родительский уголок информацию «Покормите птиц зимой». Затем предложили родителям поучаствовать в акции добрых дел «Смастери кормушку». Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим вместе с детьми.Через дидактические игры, дети узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, при этом развивается речь, мышление. Для этого использую такие игры как:Дидактическая игра «Накорми птиц».Задачи: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.Дидактическая игра «Разрезная картинка».Собрать из частей птиц (синица, воробей, дятел)Дидактическая игра «Верю – не верю»Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.Дидактическая игра «Закончи предложение»Цель: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь.Дидактическая игра “Прилетели птицы”Цель: развитие фонематического слуха.Игра - инсценировка “Узнай птицу!”Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.Ну и конечно игровая деятельность неразрывно связана с подвижными играми. Игры «Птицелов», «Филин и пташки» учат детей подражать птичьим голосам.Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц. Они заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют кормушки собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются синицы и воробьи, им такой прием очень нравится. Наблюдая за птицами, мы заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.Вместе с ребятами мы приготовили изысканное угощение для птиц: в маргарин добавили нежареные семечки, пшено, тертую морковь, кукурузную крупу, хлебные крошки и т. д. Тщательно перемешать, разложили по формочкам, не забывая вложить внутрь крепкую веревочку, и поставили в морозилку. Когда пирожки застыли, повесили их на ветки деревьев и положили в кормушки.Для ознакомления с внешним видом и строением пернатых воспитателями были использованы альбомы с репродукцией о зимующих птицах и птицах прилетающих к нам в гости на зимние холодные месяца. Дети с большим интересом раскрашивали птиц в раскрасках.Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, формировать лексико-грамматический строй речи, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время помогает природоведческая литература.Мы с ребятами прочитали такие произведения как: С.Грибицкий, В.Чаплин «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости»; Н.Сладков «Кусок хлеба», В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», А. Горький «Воробьишка», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Скребицкий «Берегите птиц», Т. Шорыгина «Птицы. Какие они? », Энциклопедия «Зимующие птицы». Разучили стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой»Поскольку одним из направлений экологического воспитания является осознание детьми необходимости бережного отношения к природе, то ознакомление с условиями обитания и поддержания жизнедеятельности птиц в зимний период во время экскурсионной прогулки способствует развитию детской компетентности. Дети были в большом восторге от такой прогулки.Просмотр мультипликационных фильмов «Серая шейка» и «Дети и птичка» не оставил равнодушных никого среди воспитанников. Эти фильмы вызвали не только у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой, но и желание им помогать.Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о птицах, закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью птицы к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки ребята научились вместе с презентацией «Птицы зимой»III этап - заключительныйВ заключительном этапе мы с ребятами выпустили стенгазету «Покормите птиц зимой»Взаимодействие с родителямиОформление ширмы «Зимующие птицы».Консультации – «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».Конкурс поделок - «Мастерим кормушки для птиц»Итоги: В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц, более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 11 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского садаДети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц, необходимостью подкормки птиц в зимнее время.Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам.