Публикации Использование цифровых технологий в рамках новой образовательной парадигмы подготовки кадров

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование цифровых технологий в рамках новой образовательной парадигмы подготовки кадров
Автор: Фарафонтов Валерий Анатольевич

«Использование цифровых технологий в рамках новой образовательной парадигмы подготовки кадров»подготовил: Фарафонтов Валерий Анатольевич, преподаватель высшей квалификационной категории Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф. М. Апраксина - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образованият «Волжский государственный университет водного транспорта»Актуальность: Сегодня переход на цифровую экономику один из главных приоритетов развития России, ведь именно уровень цифровизации будет показывать конкурентоспособность страны в новом технологическом укладе. Необходимо развитие страны в тех направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни. Один из наиболее очевидных вызовов — кадровый вопрос. Как сказано выше, цифровизация проникает всюду, в первую очередь затрагивая производство и сферу услуг. Профессии, казавшиеся совсем недавно вечными, либо исчезают, либо требуют от исполнителя новых навыков, т.е. однажды полученная специальность требует постоянного обновления знаний и актуализации компетенций — чтобы успеть за трансформацией рынка труда. Поэтому в рамках новой образовательной парадигмы подготовки кадров, ориентированной на обучение в течение всей жизни, формирование и последующее внедрение информационных и цифровых сквозных технологий в образование позволяет адаптировать обучение под требования нового контекста — увеличить число высококвалифицированных специалистов, владеющих цифровыми технологиями и востребованными на современном рынке труда в условиях перехода России на цифровую экономику. Человечество живет в эпоху безграничных возможностей. В этом контексте перемены по праву считаются неотъемлемой частью развития отдельного человека, общества и даже государства. Какие же требования выдвигает мировое сообщество сегодня? На повестке дня концепция всеобщей цифровизации. Чем скорее государства и отдельные люди поймут необходимость и пользу этого процесса, тем быстрее смогут использовать современные блага, не растрачивая одну из самых ценных вещей – свое время. Цифровые технологии все активнее входят в нашу жизнь. Некоторые и вовсе не представляют себя без новомодных изобретений или возможности мгновенно получить информацию. В современных условиях перед образованием ставятся принципиально новые задачи. В связи с развитием научно-технического прогресса общество определяет социальный заказ на подготовку творческого специалиста, способного ориентироваться в потоке информации, современных информационных технологиях, Будущему специалисту необходимо развивать воображение и интуицию, пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать способ решения проблемы. Использование информационных технологий позволяет повысить качество знаний. Всему этому можно и нужно научить на занятиях по информатике. Применение компьютерных информационных технологий в обучении — одна из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса. В настоящее время одна из самых основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации. Применение информационных коммуникационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у студентов повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления “диалога” с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации доступным.Современные информационные технологии предоставляют преподавателю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения со студентами. Для достижения заданных целей в области квалификации кадров будет полностью обновлена система образования в соответствии с лучшими мировыми практиками. Новое образование будет отвечать потребностям цифровой экономики с акцентом, прежде всего, на навыки в анализе информации и развитие креативности мышления, нежели на заучивании фактов и понятий. В сфере технического и профессионального образования необходимо проводить мероприятия по увеличению доступа студентов к ресурсам и знаниям, что и для среднего образования (в том числе олимпиады, конкурсы и инфраструктура подготовки к ним). Кроме того, необходимо актуализировать типовые учебные планы и программы на основе профессиональных стандартов и требований рынка труда. Новые типовые учебные планы и программы должны быть направлены на подготовку специалистов, владеющих знаниями в области проектирования, администрирования и тестирования, с учетом развития навыков кодирования. Колледжи, которые переходят на цифровые технологии обучения, кардинально отличаются по техническому и информационному оснащению, подготовленности педагогов к работе в новых условиях, уровню управления образовательной средой. Что же представляют собой цифровые технологии? Цифровые технологии сегодня это:
  • инструмент эффективной доставки информации и знаний до студентов;
  • инструмент создания учебных материалов;
  • инструмент эффективного способа преподавания
  • средство построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной.
  • О каких новых современных, цифровых технологиях мы заявляем сегодня? Это:
  • технология совместных экспериментальных исследований преподавателя и студента;
  • технология «Виртуальная реальность»;
  • технология «Панорамных изображений»;
  • технология «3D моделирование»;
  • технология «Образовательная робототехника»;
  • технология МСИ (использования малых средств информатизации);
  • мультимедийный учебный контент.
  • интерактивный электронный контент.
  • Образовательные стандарты ориентируют нас на перестройку организации учебного процесса. В наибольшей степени это касается экспериментальной деятельности преподавателя и студентов. Все дело в том, что студенты должны освоить не только конкретные практические умения, но и общеучебные умения: необходимо так организовать учебный процесс, чтобы был освоен метод естественнонаучного познания. Технология совместных исследований преподавателя и студентов, безусловно, реализует проблемно-поисковый подход в обучении и обеспечивает реализацию известного цикла научного познания: факты – модель – следствие – эксперимент - факты. В начале преподаватель организует наблюдения и ставит демонстрационные опыты, получает факты, на основе которых совместно с обучающимися делаются выводы по тому или иному явлению. Отталкиваясь от полученных фактов, преподаватель и студенты пытаются объяснить наблюдаемые явления и выявить закономерности (для чего выдвигаются гипотезы), вывести следствия, установить причины. После этого обучающиеся и преподаватель продумывают, какие проверочные эксперименты можно поставить, каковы будут их идеи и цели, как их осуществить. Студенты реализуют задуманное в самостоятельном лабораторном эксперименте, результаты которого (новые факты) сравнивают с теоретическими предсказаниями и делают выводы. Данная технология позволяет:
  • познакомить студентов с процессом познания;
  • вооружить элементами знаний общего подхода, что важно для дальнейшего обучения и жизни;
  • вовлечь обучающихся в разнообразные учебные действия: и практические, и мыслительные, обеспечивая тем самым широкий спектр познавательной деятельности, их психологическое развитие и самостоятельность.
  • Технология «Малые средства информатизации» - это технологии, позволяющие обеспечить индивидуальное взаимодействие каждого обучающегося с информационными технологиями, где регулярное применение компьютеров недостижимо. Малые средства информатизации позволяют:
  • значительно повысить качество и эффективность учебного процесса;
  • более полно выполнить образовательный стандарт, особенно в области повышения практической направленности обучения;
  • обеспечить более высокий балл на итоговой аттестации за счет применения разрешенного технического средства и умения ими пользоваться.
  • Преимущества малых форм информатизации: использование МСИ непосредственно в процессе освоения предметных знаний на основе дидактического диалога преподавателя и студентов; мобильность; компактность; энергонезависимость и пр. В практике работы педагогов используются также такие технологии, как интерактивный электронный контент и мультимедийный учебный контент. Интерактивный электронный контент – это контент, обладающий возможностями установления различных форм интерактивного взаимодействия пользователя с электронным образовательным контентом: манипулирование экранными объектами, линейная навигация, обратная связь, конструктивное взаимодействие, рефлексивное взаимодействие, имитационное моделирование и т.д. Мультимедийный учебный контент – это контент, представляющий собой синтез различных видов информации (текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео), при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления. C увеличением количества интерактивного оборудования в системе образования, возможности преподавателя в представлении информации для обучающихся значительно увеличились. Интерактивная доска позволяет создавать виртуальные объекты с различными видами информации, что позволяет доступнее применять различную наглядность в обучении, а, значит, при мотивации изучаемой темы не только описывать события устно, но и демонстрировать их в другом формате осмысления. Использование интерактивных элементов повышает интерес к обучению своей необычностью, нестандартностью, возможностью взаимодействия с виртуальной средой обучения. Интерактивная доска даёт возможность использования следующих интерактивных элементов:
  • различные переходы (со слайда на слайд, с графического объекта на видеофрагмент, включение звукового файла, использование гиперссылок);
  • движение и перемещение объектов по виртуальному «полю» с помощью прикосновения, запуск анимаций;
  • специально созданные интерактивные элементы коллекции (мини-сценарии каких-либо действий), чаще всего, в игровой форме;
  • затемнение экрана, скрытность объекта, его появление;
  • перо и ластик (возможность выполнять запись и удалять);
  • повороты развороты, обращения, симметрия объектов и т.д.;
  • видеопроектор и функция захвата;
  • вложение файлов (скрепка);
  • средства записи происходящего на экране;
  • собственные интерактивные элементы и т.д.
  • Интерактивная доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. При этом преподаватель не привязывается к своему компьютеру и не теряет визуального контакта с обучающимися. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. На сегодняшний день, нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна цифровизация образования. Очевидно, что в ближайшем будущем, умение преподавателя пользоваться цифровыми инструментами в учебном процессе станет обязательным элементом его профессиональной компетенции. Применение компьютера и информационных технологий на занятиях уже не инновация, а необходимость, т. к. общество развивается с огромной скоростью. Поэтому преподаватели и студенты должны идти в ногу со временем, а ежедневное взаимодействие с компьютерными технологиями позволяет с легкостью ориентироваться в информационном пространстве.Таким образом, использование информационных технологий на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд преподавателя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность преподавания учебной дисциплины. Список литературы:
  • – Сайт, посвященный информатике и ИКТ в образовании;
  • – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание информатики;
  • – Академия АЙТИ. Учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе;
  • – журнал «Мир ПК». Компьютерная пресса.