Публикации
Патриотическое воспитание в старшей группе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание в старшей группе
Автор: Кузнецова Анастасия Андреевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание в старшей группе
Автор: Кузнецова Анастасия Андреевна
Патриотическое воспитание в старшей группеПодготовили инструктора МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка» город Качканар. Кузнецова А.А., Спиридонова Г.В.Есть общеизвестное высказывание Сэмюеля Джонсона: «Патриотизм – это последнее прибежище негодяя». Есть мнение, что автор имел ввиду то, что патриотизм ширма для политиканов и прохвостов. Но для русского человека здесь слышится другое значение: «не все пропало даже для самого отъявленного негодяя, если в нем еще теплится чувство патриотизма». И, правда, трудно поверить, что Иван Сусанин не показавший полякам дорогу к юному царю Михаилу Романову был негодяем, или Александр Невский разбивший Тевтонских захватчиками был таковым. Ну, тогда и нас в эту компанию запишите, с такими-то героями! Во все времена были и патриоты и предатели, те, кому безразлична судьба страны, и те, кто отдавал жизнь за ее защиту. С содроганием слышу от людей, что лучше бы Советский Союз проиграл в Великой Отечественной войне и, дескать, жили бы мы лучше и богаче. Ну, простите кто же здесь негодяй? Работая инструктором по плаванию в детском саду с окончанием плавательного сезона меняю род деятельности и примеряю на себя роль воспитателя. А воспитатель профессия многогранная – это не узкий специалист, здесь нужно быть докой во всех направлениях и в вопросах патриотизма в том числе. Обсуждая с ребятами вопросы экологии и безопасности я обдумывала, как же с детьми старшей группы поговорить о патриотизме. Хотелось провести беседу и такое развлечение, чтобы затронуть живые струны детской души, чтобы это было не простое сотрясание воздуха. Размышляла, какие вопросы можно поднимать в столь нежном возрасте. И тут я слышу, что мои дошколята обсуждают военную операцию в Украине. Они знают кто против кого и то, что главные злодеи это националисты и те, кто им потворствует. Конечно, все это дошкольники знают от своих родителей. Дети ловят все, что летает в атмосфере. И особенно им интересно то, что интересно значимым для них людям. А кто у дошкольников на первом месте по значимости – родители. Я всегда подчеркивала, что главное воспитание несет семья и воспитание патриотизма особенно. В детском саду идет только закрепление «пройденного материала». Патриотизм надо воспитывать не от праздника к празднику, а каждый день комплексно, ненавязчиво, с другими темами обращать внимание детей какой у нас красивый город, какая у нас замечательная разнообразная страна, какие разные непохожие друг на друга жители населяют нашу самую большую в мире страну. Рассказывать нужно с любовью к родине и детям. Говорить нужно об истории страны, о том, что наши предки всегда отстаивали многочисленных завоевателей желающих покорить нашу страну. Нужно говорить, о том, что только все вместе, всей страной, всем многонациональным народом нашей державы мы могли отбивать врагов, что так и нужно держаться. Тогда и национализма не возникнет и появится гордость за своё отечество. Воспитывая детей на положительных исторических примерах, а где-то даже и приводя отрицательные примеры - про междоусобные воины, которые привели к безнаказному вторжению в наше отечество монгольских кочевников. И у нас получилась вот такая «формулу» воспитания патриотизма:Семейные ценности плюс знание истории отечества с подкреплением положительными, а иногда и отрицательными примерами; плюс воспитание любви к малой родине и своей семье; плюс воспитание уважения к старшим и желание защитить младших. И все это нужно умножить на личный пример, а затем все возвести в степень ежедневных пронизывающих каждую область знаний и каждую рутину ненавязчивых вкраплений и напоминаний о том, как хороша наша Россия и все кто ее населяют, когда помогают процветанию родины.Патриотическое познавательно спортивное развлечение для старших дошкольниковИван Сусанин герой РоссииПодготовили инструктора по ФК: Спиридонова Г.В, Кузнецова А.А.Цель: Пропаганда здорового образа жизни, воспитание патриотизма у старших дошкольников. Задачи: Создать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении. Укреплять физическое здоровье детей; доставить детям чувство радости. Учить гордиться историей и героями нашей родины. Познакомить с подвигом Ивана Сусанина знаменитого патриота земли Русской!Оборудование: Презентация про великую смуту и подвиг Ивана Сусанина, длинные гимнастические палки 2 шт., модули (кочки) 20 – 30 шт., гимнастическая скамейка, 2 подушки,Предварительная подготовка: показать презентацию и прочитать книгу детям о великой смуте и подвиге Ивана СусанинаРазвлечение проводится в два этапаХод развлеченияПервый этап В группе воспитатель спрашивает у детей, слышали ли они когда-нибудь про подвиг Ивана Сусанина? Отвечают дети.Воспитатель. Сегодня мы поговорим с вами о любви к Родине и о защитнике государства Российского - простом русском крестьянине Иване Сусанине. Давай внимательно посмотрим презентацию.Просмотр презентации. Воспитатель. Что значит слово «Патриот»? Зачем поляки пришли к Сусанину и приказали помочь им? Куда Иван Сусанин привел польских завоевателей? Кого защищал Сусанин? Вы заметили, какое оружие было у польских воинов? Почему произошло так, что Польша смогла завоевать Россию и назначить своего царя? Кто вспомнит, как называлось время, когда Россия не смогла собрать войско и отразить польских захватчиков? Воспитатель. Мы с вами еще поговорим на эту тему, а сейчас я предлагаю отправиться на улицу и представить себя россиянами, которые готовятся встать на защиту от польских захватчиков.Второй этап Дети выходят на площадку, строятся в шеренгу.Инструктор. Ребята, представьте себе, что вы живете в древней Руси. Представили? Нам будет нужно выбрать двух командиров. Чур, себя не предлагать! Наши командиры наберут себе отряды. Командиры выходят из строя и по очереди отбирают себе новобранцев.Инструктор. Ребята! Иван Сусанин завёл поляков в болото, потому, что знал как трудно ходить по болоту. Попробуйте и вы перейти трясину. Помните, что вам будет, нужно перескакивая с кочки на кочку переправиться через болото, а в помощь каждому будет дана палочка – выручалочка, на которую можно опираться. Слушайте внимательно: перебираясь с кочки на кочку каждый должен помнить, что за ним пойдёт следующий член вашего отряда поэтому, переступая, следите за тем, чтобы кочки не отскакивали в сторону. Эстафета «На болоте»На земле хаотично разложены 10-15 модулей «кочек». Отряды стоят встречными колоннами с двух противоположных сторон от болота. Первой ребенок берет в руки палку и по сигналу шагает по «кочкам» до противоположного берега опираясь на палку, передаёт палку встречающему его члену отряда и встает к знаку «+» - если он успешно справился с заданием или к «-» - если не смог удержаться и «провалился в болото». Второй ребенок идет противоходом, отдает палку и также встаёт к знаку «+» или к «-». И так далее. Побеждает команда, у которой больше участников смогут преодолеть болото. Отряд победитель получит конфету, если весь отряд переправится, и никто не упадет в болото, отряд получит дополнительную конфету. Проигравший отряд не получит поощрение. Инструктор. Болотную топь прошли, а сей проведем «Богатырский поединок». Выбирайте от ваших отрядов по одному самому ловкому и сильному богатырю. Дети выбирают «богатырей»Инструктор. Наши богатыри сразятся в честном бою.«Поединок» На площадке, на гимнастической скамейке лицом друг к другу на расстоянии примерно 1 метра стоят два человека. В руках у каждого из них подушка. По сигналу оба ребенка старается подушкой сбить соперника со скамейки. Проигравшим считается тот участник поединка, кто первым не устоял на скамейке и наступил на землю хотя бы одной ногой. Отряду победителя в копилку добавляется одна конфета, проигравший отряд не получает ничего.Инструктор. Ребята, а сейчас самое сложное задание, слушайте внимательно! Игра «Тайник»Каждому члену отряда дается в руки фишка. Оба отряда прячут каждый на своей территории свои фишки (закапывать и присыпать землей запрещается), а потом отряды идут искать фишки соперников. За каждую найденную фишку отряду в общую копилку будет добавлена конфета.Воспитатель. Поединок между отрядами закончен. Давайте посчитаем, сколько же конфет завоевали отряды. Дети, сосчитав конфеты должны разделить их между участниками отряда. Если дети смоги разделить все честно, то можно будет поощрить команды дополнительными сладкими призами. Воспитатель. Ребята, это последнее задание и было самым трудным, но вы справились с ним достойно, разделили завоеванные конфеты честно. Россияне никогда и ничего не жалели для своих родных и друзей. Будем же и мы достойными носить это гордое имя – Россиян.