Публикации Специфика работы педагога-психолога в детском саду

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика работы педагога-психолога в детском саду
Автор: Катасонова Анна Александровна

Разработано педагогом-психологом МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №182» Катасоновой А.А «Специфика работы педагога-психолога в детском саду».Основная задача  работы педагога-психолога  - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики,  индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности  детей.Плановая диагностика по возрасту проводится  для того, чтобы  определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь  ему, если  есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее.  Ведь дети бывают разные, есть агрессивные, есть импульсивные, есть тревожные. Чтобы помочь  детям  психолог проводит игровые  коррекционно-развивающие занятия.Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину.  Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.Психолог в детском садуОсновная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям. Практика показывает, что непонимание  родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним. Хочется сразу разъяснить ситуацию:психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.Психиатр - врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикоментозное лечение, дать направление в специализированный сад.Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда. Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии(творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а  сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики.Родителям, оформляющим ребенка в детский сад,  рекомендую пройти индивидуальную консультацию с педагогом-психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомиться  с особенностями распорядка в детском саду.Беседа, наблюдение, анкетирование  - методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.Прежде всего, психолог имеет возможность наблюдать детей не один год, в разных видах деятельности,- игре,- общение со сверстниками, взрослыми;- получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада.Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.Основными обязанностями психолога является:1. психологическое просвещение.2. психологическая профилактика (своевременное предупреждение возможных нарушений психического здоровья детей)3. психокоррекция (деятельность направленная на исправление особенностей психологического развития)4. психодиагностика (подбор методического материала для индивидуально- психологических особенностей каждого ребенка)5. психолого-педагогический консилиум (психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка).Основной целью психолога является:Обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.Перед детским психологом стоят несколько задач:1.  Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;         2. Развивать индивидуальные особенности ребенка;3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду; 4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.Психологическую помощь педагог- психолог оказывает: родителя, педагог, и главное – детям.Направление в работе психолога с педагогами:1. Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды.2. Консультирование и просвещение педагогов.3. Участие в педсоветах.Направление в работе психолога с детьми:1. Наблюдение и анализ адаптационных возможностей;2. проведение диагностики нервно–психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста;3. диагностика возрастных и индивидуальных особенностей по запросам родителей и воспитателей;4. организация коррекционно-развивающей работы;5. проведение развивающих занятий.6. проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению;И, конечно же, работа с Вами, родители:1. Участие в тематических встречах.2. Оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии.3. Консультирование.4. Изучение стиля семейного воспитания.5. Участие в родительских собраниях.