Публикации
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Автор: Кравцова Людмила Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Автор: Кравцова Людмила Викторовна
Согласовано: Утверждаю:заместитель директора по УВР директор МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский_________Зырянова Н.А. ____________ В.П. КлимкоРассмотренана педагогическом совете МБОУ СОШ мкр. ВынгапуровскийПротокол № 01 от «31» августа 2021г.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАМИКРОРАЙОНА ВЫНГАПУРОВСКИЙ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСКПрограмма по профилактике безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетнихна 2021-2025 уч г.г. Содержание программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Пояснительная записка Паспорт Программы Блок №1.Моя семья Блок №2. Предупреждение неуспеваемости, организация всеобуча Блок №3 Досуговая деятельность с учащимися Блок №4 Пропаганда здорового образа жизни Блок №5 Профилактика наркомании и токсикомании Блок №6 Правовое воспитание Блок №7 Роль педагога Блок №8 Работа с родительской и ученической общественностью Блок №9 Предупреждение вовлечения учащихся в антиобщественные группировки Механизм реализации программы Ожидаемые результаты реализации программы Пояснительная записка. Анализ проблемы. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение семей, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.Подростков и молодежь успешно используют в своих целях структуры, лидеры националистических движений, служители религиозных сект. Как следствие этого происходит изменение системы ценностей и критериев социальной справедливости, нарушение системы адаптации подростков и молодежи в обществе.Поэтому именно образовательные учреждения должны взять на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным поведением.Анализ ситуации в обществе выявил снижение роли нравственно-культурных ценностей, уделение должного внимания таким вопросам, как формирование у молодежи чувства патриотизма, активной гражданской позиции, законопослушного поведения. Наличие досуговых центров на территории мкр. Вынгапуровский не обеспечивает полноценного социального заказа родителей на повышение культурологической и правовой среды детей. В микрорайоне отсутствуют центры семейного досуга, клубы выходного дня, интеллект- центр, музей, юридическая консультация. Результат маркетингового анализа основных конкурентов школы на рынке социокультурных услуг в родительской и ученической среде показал, что внешкольные учреждения (ГДКиК «Русь» мкр.Вынгапуровский, МАУ СОК «Зенит им. Ю. Морозова», Центр «Факел», Библиотека №4, ДМШ№2 им. В. Коха (филиал ДМШ №3) уступают школе, как в количестве предоставляемых услуг, так и в материально-техническом оснащении своих учреждений.В связи с этим совершенствование воспитательной системы школы, направленной на формирование эстетического, гражданско-правового и нравственного воспитания учащихся является актуальной проблемой. Тем более, что удаленность микрорайона от культурных центров города составляет . Возможность участия школьников в городских культурных мероприятиях, посещение досуговых и интеллектуальных центров предоставляется нашим школьникам не систематически; отсутствие доступного и необходимого количества транспорта для выезда в город и посещения культурных, спортивных центров являются важными предпосылками для создания единой социальной культурной структуры в поселке Вынгапуровский, удовлетворяющей запросу родителей и учащихся школы. При решении проблемы занятости свободного времени школьников, профилактике правонарушений, формированию правовой культуры подростков необходимыми и обязательными факторами остаются информационно-просветительская, культурно-массовая и внеклассная воспитательная, профилактика вредных привычек, формирование основ здорового образа жизни, формирование правовой культуры родителей и обучающихся. Для решения проставленной проблемы необходимо выделить позитивные условия к этому, а именно: наличие достаточной материально- технической базы в системе дополнительного образования по направлениям художественное творчество, гражданско-патриотическое и нравственное воспитание, физкультурно-спортивное направление, техническое творчество, информационная и правовая культура; реализация плана совместных мероприятий с социоклультурными Центрами мкр. Вынгапуровский в рамках программы «Школа - образовательный социокультурный центр»; мероприятия с привлечением специалистов: ГБУЗ ЦГБ, ОЦ-СПИД, Центр «Доверие»; профилактические воспитательные и спортивные мероприятия; совместный план работы с инспектором ОПДН мкр. Вынгапуровский, КДН и ЗП отделом ОМВД, ОГИБДД, ГБУЗ ПНД и др. 2.Паспорт Программы.Блок №1. Моя семья. II. Работа с родителями.Индивидуальные и групповые консультации психологов, педагогов школы. Посещение семей социальными педагогами, классными руководителями. Составление социального паспорта класса. Организационная работа родительского комитета школы. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации образовательно-воспитательного процесса (помощь в организации деятельности общественных родительских формирований: родительских комитет, попечительский совет). III. Работа с педагогическим коллективом.Анализ семейных обязанностей обучающихся и их взаимоотношений с родителями. Работа классных руководителей по выявлению детей, не приступивших к занятиям в школе. Блок №2. Предупреждение неуспеваемости, организация всеобуча обучающихсяДополнительные мероприятия: усилить ежедневный контроль за успеваемостью учащихся, находящихся под динамическим наблюдением классных руководителей, учителей-предметников, службой СПС; педагогам-предметникам организовать дополнительные занятия и индивидуальные консультации для ликвидации пробелов в знаниях с учащимися, имеющие «неудовлетворительные» оценки по предметам. Блок №3. Досуговая деятельность с учащимися.Основной целью раздела является вовлечение в досуговую деятельность и дополнительное образование учащихся в возрасте от 6,5 до 18 лет, выбор ими направлений, создание единого управляемого процесса творческого развития, культурного досуга и воспитания несовершеннолетних.Задачи: расширение сферы занятости учащихся в свободное от учебных занятий время; пропаганда здорового образа жизни; развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Направленности общеразвивающих программ дополнительного образования:Художественно-эстетическаяОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: детский образцовый коллектив «Диалог»: вокально-инструментальный ансамбль и радиостудия. ОБУЧЕНИЕ ВОКАЛУ: детское объединение «Улыбка»: вокал. БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ: детское объединение «Вдохновение», декоративно-прикладное творчество Техническое МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ: детское объединение «Вдохновение», техническое творчество; РОБОТОТЕХНИКА Туристско-краеведческое МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО: детское объединение: «Возрождение»: музей. ЯМАЛ - МОЯ РОДИНА: детское объединение «Ямал – моя родина»: туризм. Физкультурно- спортивноеМИНИ-ФУТБОЛ: школьный спортивный клуб «Олимп». ЕстественнонаучноеДЕКОРАТИВНОЕ ЦВЕТОВОДСТВО: детское объединение «Флорариум». Блок №4. Пропаганда здорового образа жизни.Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.В пропаганде здорового образа жизни используются такие мероприятия:беседа медработника (педиатра, нарколога, школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета учащегося; проблемная беседа или дискуссия (диспут, мозговая атака), подготовленная при поддержке классного руководителя самими учениками; «классный видео час», с обсуждением видеофильма или фрагментов кинолент, записи, телепередачи, сделанных самим педагогом по возникающим потребностям в ЗОЖ; В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: болезни наркоманов, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, эпидемии, обратить внимание на такие проблемы, как:преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков; милосердие, доброта и здоровье; природа и здоровье; любовь и здоровье; здоровье и успешная карьера; мода и здоровье; музыка и здоровье; модная фигура и здоровье; искусство и здоровье; спорт и здоровье; компьютерные игры и здоровье. Педагогу при работе с подростками необходимо учитывать возможность пагубного воздействия электронных способов и печатных изданий СМИ и использовать материалы из журналов, газет, а также тщательно подбирать рубрики в местной периодике, привлекая к этой работе школьных библиотекарей.При этом роль классного руководителя должна заключаться в режиссуре, направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. С учетом возрастных характеристик и, исходя из интересов и возможностей детей, целесообразно организовать микро-группы в защиту здоровья, например:«Мы выбираем здоровье» (участники 3-5 классы); «Природа и здоровье» (4-11 классы); «Курить или не курить?» (5-11 классы); «Мода и здоровье» (6-11 классы); «Алкоголь, наркотики и здоровье». Занятия в микро-группах разовьют детскую активность, помогут сформировать жизненные позиции, повысить социальную активность, научат самостоятельно проводить такие мероприятия как утреннюю зарядку, подвижные игры для малышей, озеленение школьного двора, разведение цветов, организация походов, и т.п. Учащиеся старших классов могут проводить концерты, игры, сценки, высмеивающие вредные привычки, ратующие за приобщение к физкультуре и спорту; конкурсы «Класс без вредных привычек», «Школа безопасности», «Класс Здоровья», «Школа спортивных рекордов» и т. д.Блок №5. Профилактика наркомании и токсикомании*В целях ранней профилактики всех видов химической зависимости у детей и подростков разработаны и используются на базе учебных заведений учебные программы по формированию здорового образа жизни учащихся. Цель такой работы - создание в среде учеников ситуации, препятствующие злоупотреблению наркотиками и распространению ВИЧ-инфекции.Профилактическая работа включает в себя определенные виды деятельности по следующим направлениям:распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления наркотических средств; формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, о ВИЧ-инфекции и умения принимать правильные решения; взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Школа обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением; свободный доступ к семье ребенка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике. Профилактические мероприятия*согласно плану работы специалистов Центра «Доверие», медпедшколы, ОЦ-СПИД г. НоябрьскБлок №6. Правовое воспитаниеПравовая активность одна из главных характеристик современной личности, правового воспитания в школе. Задачи правового воспитания:воспитание высоконравственной личности, способной в правовом пространстве, даже при минимуме конкретных правовых знаний, не нарушать законы; выработка внутренней потребности человека в правомерном поведении, позволяющим руководить своими действиями в рамках закона; обучение школьников грамотно ориентироваться в правовом пространстве; осознание ценности права и осуществление выбора варианта правомерного поведения; формирование у учащихся уважения к закону, как средству предотвращения беспорядков и конфликтов; формирование навыков законопослушного поведения в школе и в социуме. Блок №7 Работа с педагогамиЗадачей в этом направлении является о всесторонней помощи педагогам в организации работы по профилактике правонарушений, а именно:реализация плана по повышению компетенции педагога «План мероприятий по повышению правовой компетентности участников образовательных отношений, выполнению ст.14 Закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2021-2022 уч. год ( Приложение 1) проведение психолого – педагогических семинаров по вопросам: профилактика суицидального поведения в подростковой среде, профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними, технология раннего выявления и работы со случаями нарушения прав и законных интересов детей, безнадзорность, ответственность за злоупотребление ПАВ, толерантное общение. Блок №8 Работа с родительской и ученической общественностьюЗадачей в этом направлении является оказание всесторонней помощи родителям в организации работы по профилактике правонарушений, а именно:привлечение актива родительского комитета в Совет по профилактике; привлечение к участию в проведении операции «Подросток»; привлечение родителей к организации досуговой деятельности учащихся; выступление волонтеров-старшеклассников на классных часах; проведение Советом физкультуры лекций и бесед по основам ЗОЖ, подвижных перемен для учащихся младших классов. Блок №9 Предупреждение вовлечения учащихся в антиобщественные группировки.В школе необходимо проводить систематическую профилактическую работу по предупреждению вовлечения учащихся в антиобщественные группировки. В этом направлении классным руководителям и службе СПС необходимо проводятся классные часы, беседы, мероприятия с привлечением ученического самоуправления и родительской общественности. В сотрудничестве со школой работает мусульманская община под председательством Абдулазиз-Хазрат. Необходимо акцентировать внимание на формирование у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу. В школе организована работа консультативных пунктов для учащихся, родителей с привлечением школьных психологов, социальных педагогов, инспектора ОПДН.Механизм реализации Программы Механизм реализации программы по формированию правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних основывается на совершенствовании методов совместной работы педагогического коллектива и родителей обучающихся, в целях повышения качественного уровня воспитательной работы с учащимися по гражданско-правовому и нравственному воспитанию, патриотическому сознанию, пропаганды семейных ценностей, координации всех систем педагогического взаимодействия (ребенок- школа- семья) и взаимодействия внешкольных организаций микрорайона. Организационное сопровождение программы осуществляет педагогический коллектив, который реализует программные мероприятия посредством урочной и внеурочной деятельности, системы дополнительного образования, школьной социально-психологической службы, деятельности школьных детских общественных организаций, взаимодействием с внешкольными организациями и социокультурными центрами микрорайона. Контроль за реализацией программы осуществляет творческая группа педагогов, в состав которой входят: заместитель директора по воспитательной работе, руководитель методического объединения социально-психологической службы, руководитель детской организации «Возрождение», руководители МО классных руководителей, школьная социально-психологическая служба, координатор школьной программы «Здоровье», представитель Управляющего Совета школы и общешкольного родительского комитета.Обновление содержания образования в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование»Цель: создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания Ожидаемые результаты: Удовлетворение потребности родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания учащихся, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью;Повышение активности родителей, как участников образовательных отношений в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский.Информационно-просветительская поддержка родителей (законных представителей) обучающихся с помощью:- сайта школы, где будут размещены актуальные информационные и методические материалы, описание лучших практик по различным тематикам психологической, методической и консультативной помощи родителям, в том числе воспитывающих детей с особыми потребностями;- открытых группах в школы социальных «В Контакте», «Инстаграмм», «Одноклассники»;«Дорожная карта» процессного управления развитием МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский по обеспечению достижения основных целевыхпоказателей Программы до 2025 года Обновление содержания МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский по обеспечению достижения основных целевых показателей Программы в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование»Цель: создание условий для развития инициативности и гражданской активности, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей у детей, вовлечение их в творческую деятельность; формирование культуры и позитивных межнациональных отношений.Ожидаемые результаты: Повышение активности учащихся сфере добровольчества (волонтерства);Повышение активности учащихся в самоуправлении школой и общественных объединениях;Повышение уровня позитивных межнациональных отношений;Реализация сетевых социальных проектов (программ) с социальными партнерами.Информационно-просветительское сопровождение:- на сайте школы, открытых группах в школы социальных «В Контакте», «Инстаграмм», «Одноклассники»;- описание лучших практик по развитию добровольческих инициатив, социальной активности школы;«Дорожная карта» процессного управления развитием Программы по обеспечению достижения основных целевых показателей Критерии и показатели оценки реализации Программы Ожидаемые результаты реализации ПрограммыУдовлетворенность потребности родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания учащихся, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью. Повышение активности родителей, как участников образовательных отношений в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский. Повышение активности учащихся сфере добровольчества (волонтерства), в самоуправлении школой и общественных объединениях, участия в творческих мероприятиях (проектах). Повышение уровня позитивных межнациональных отношений и правового сознания учащихся и родителей. Реализация сетевых социальных проектов (программ) с социальными партнерами и межведомственными структурами. Формирование позитивного имиджа МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский среди образовательных организаций округа, родительской общественности. Оценка результатов реализации ПрограммыДля оценки результатов реализации программы используются различные виды мониторингов:Анкетирование педагогов по выявлению профессиональных затруднений в воспитании учащихся Анкетирование учащихся на определение уровня сформированности толерантного и законопослушного поведения и мышления. Мониторинг занятости учащихся во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Портфолио ученика с показателями его достижений в различных учебных областях дополнительного образования: мониторинг участников и призеров олимпиад, проектов, конкурсов; мониторинг личностных результатов обучающихся. Мониторинг здоровья и физической подготовленности обучающихся: сдача нормативов ГТО и активное участие в физкультурно-массовой и спортивной работе. Мониторинг кадрового потенциала. Снижение показателей учащихся, состоящих на разных видах учета. Мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся уровнем предоставляемых образовательных услуг. Повышение уровня воспитанности школьников (анкетирование, диагностика); Повышение уровня правовых знаний учащихся 1-11 классов (анкетирование, диагностика); Развитие активных действенных форм самоуправленческой деятельности учащихся 1-11 классов в школе (опрос, анкета, анализ); Анализ качества проведения воспитательной работы с родителями и учащимися по данному направлению (годовой анализ работы школы); Анализ психологической комфортности учащихся и педагогов школы; Выявление социально адаптированных детей к новым условиям обучения (занятия с психологами школы, диагностика, анализ); Трудоустройство выпускников школы (банк данных). Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста по всем вышеперечисленным направлениям, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания школьников, повышение гражданской идентичности, снижение показателей учащихся, состоящих на разных видах учета, повышение уровня толерантного и законопослушного поведения и мышления, статуса выпускника школы.