Публикации
Использование компьютерных технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование компьютерных технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения
Автор: Фарафонтов Валерий Анатольевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование компьютерных технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения
Автор: Фарафонтов Валерий Анатольевич
«Использование компьютерных технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения»подготовили: Фарафонтов Валерий Анатольевич, преподаватель высшей квалификационной категории Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф. М. Апраксина - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образованият «Волжский государственный университет водного транспорта»; Балакирева И.А., преподаватель высшей квалификационной категории Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф. М. Апраксина - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образованият «Волжский государственный университет водного транспорта». Данная статья раскрывает возможности использования компьютерных тенологий, преимущества автоматизированного контроля. В статье также рассмотрены виды тестовых заданий и перечислены требования к современным программным комплексам для проведения тестирования.В условиях динамично меняющегося мира, усложнения технологий и непрерывного совершенствования приобретает большое значение информатизация сферы образования. Современный этап развития общества ставит перед системой образования ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества образования и его доступности, создание оптимальных образовательных систем и усиление связи между различными уровнями образования. Появление компьютерных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования. Компьютерные технологии относятся к классу инновационных технологий, которые обеспечивают быстрое революционное развитие образовательного процесса и накопление интеллектуального потенциала, гарантирующих устойчивое развитие общества.Целесообразность применения компьютерных технологий в образовательном процессе определяется тем, что с их помощью эффективно реализуется такие дидактические принципы как доступность, наглядность, сознательность, активность и т.д.Компьютерные технологии предоставляют следующие возможности для образовательного процесса:рационально организовывать познавательную деятельность в образовательном процессе; вовлечь в процесс активного обучения категории обучающихся, которые отличаются способностями и стилем обучения; сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающихся; обретения и закрепления профессиональных навыков; повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; обеспечить обучающегося большим количеством знаний; развить интеллектуальные, творческие способности; работать с различными источниками информации; реализовать мировые тенденции в образовании; получить доступ в единое мировое информационное пространство. В рамках использования компьютерных технологий в образовательном процессе существуют две тенденции — персонализация процесса обучения и его технологизация.Персонализация предполагает обратную связь, с использованием техники контакта обучающегося с преподавателем.Технологизация — это значительное расширение аудитории обучающихся за счет создания и использования электронных образовательных ресурсов. Если в контексте персонализации обучения обучающийся выступает активным участником информационного обмена, то при включении в масштабные электронные образовательные проекты его роль ограничена потреблением и усвоением информации. Для реализации первого подхода используются:программы компьютерного тестирования, например MyTest X – активно применяется нами на учебных занятиях при проведении обучающего тестирования, при контроле и проверке результатов обучения большой группы обучающихся; системы интерактивного опроса и голосования, например Hitachi VERDICT PLUS – рекомендуется к приобретению и применению для автоматизированного проведения интерактивного опроса и тестирования в аудиториях, оснащенных компьютером, проектором и экраном (интерактивной доской). MyTest - программа для подготовки, проведения и анализа компьютерного тестирования учащихся. Эта программа распространяется абсолютно бесплатно. Программа обладает дружественным интерфейсом и не требует специальной подготовки преподавателя для создания тестов и проведения тестирования на уроке. Программа легка и удобна в использовании. Она поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках и показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый отвечает на вопросы в любой последовательности, переходит (возвращается) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.При создании тестов в этой программе нами использовались следующие типы заданий: одиночный выбор — выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных (как правило, из трех-четырех); множественный выбор — выбор нескольких правильных вариантов из предложенных; ввод с клавиатуры (открытый вопрос) — ввод числа или текста в качестве ответа; соответствие — сопоставление элементов из двух столбцов. Вопрос с сопоставлением применяется, когда требуется сгруппировать элементы по определенным признакам; указание области на рисунке. Для ответа на вопрос такого типа тестируемый должен указать точку на изображении. Ответ засчитывается за правильный, если эта точка попадает в координаты области, указанной как правильный ответ; сортировка. Тестируемый должен отсортировать варианты ответа по предложенному критерию (возрастанию, убыванию и т. д.); упорядоченный список (последовательность) — восстановление правильного порядка следования элементов (параметров); перестановка букв — восстановление правильного порядка букв в слове (анаграммы); Созданная нами база тестов содержит тесты, в которых количество заданий и набор типов заданий изменяются в зависимости от целей и задач предполагаемого тестирования.Одним из плюсов программы является возможность установки времени для выполнения каждого задания и всего теста в целом, что позволяет нам оптимизировать процесс проведения на занятии тестирования. Функция регулировки уровня оценки в виде «зачет/незачет» позволяет использовать тестирование на этапе отработки первичных знаний и умений. Эта же функция используется нами для проверки и контроля знаний и умений студентов, имеющих низкую подготовку, а полученный зачет при правильной подборке минимального количества заданий, позволяет судить об освоении минимального уровня требований по теме.При наличии компьютерной сети, мы используем модуль журнала MyTest, который позволяет:Организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются преподавателю. Преподаватель оценивает или анализирует их в любое удобное для него время. Организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов. Непосредственно следить за процессом тестирования. Создание теста является разовой затратой времени преподавателя, при этом значительно экономя время на занятии. Одним из плюсов программы в том, что готовый тест представляет собой отдельный файл, который удобно хранить и устанавливать на домашние компьютеры для отработки материала. При включении в программе обучающего режима тестируемый получает информацию о своих ошибках и верных ответах. Таким образом, программа имеет не только контролирующий, но и большой обучающий потенциал.Использование нами этой программы в преподавании дает следующие положительные моменты:проверка большого количества обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей; значительная экономия времени при проведении контроля и проверки результатов большой группы обучающихся и учителя; каждый ученик определяет для себя свой темп работы; программа позволяет ввести ограничения по времени выполнения или проследить процесс выполнения теста учеником в течение всего выполнения тестирования, что позволяет учитывать психомоторные особенности тестируемого; повышение мотивации к изучаемому предмету; возможность самоконтроля и самооценки обучающихся; проведение обучающего тестирования; возможность оперативной коррекции тестовых заданий в зависимости от класса и уровня оценки знаний; отсутствует необходимость в распечатке тестов, экономятся средства и повышается секретность материалов. Hitachi VERDICT PLUS — это автоматизированная система проведения интерактивного опроса и тестирования, результаты которых обрабатываются автоматически, и сразу же по завершении тестирования преподаватель может посмотреть результаты – краткий отчет, в котором отображаются только набранные каждым учащимся баллы или подробные детализированные отчеты.Система интерактивного опроса и голосования Hitachi Verdict состоит из комплекта ученических пультов, управляющего пульта преподавателя и приемника ИК-сигнала. Программное обеспечение Hitachi Verdict устанавливается на любое количество компьютеров без всяких ограничений. Это обеспечивает мобильность системы – ее легко переносить из класса в класс в небольшом чемоданчике, также входящем в комплект системы опроса. Достаточно, чтобы в классе, где планируется работать с системой интерактивного опроса и голосования, был компьютер и большой экран, на котором все участники тестирования могли бы видеть вопросы (как правило, для этого используют проектор и экран или проектор и интерактивную доску).Каждый из пультов учащихся, входящих в систему, имеет уникальный номер, что позволяет получить индивидуальный результат. Вся статистика, полученная при проведении опросов, сохраняется в памяти компьютера, позволяя отслеживать изменение успеваемости каждого учащегося или в целом по классу или группе. Данные сортируются по классам, где контрольные проводились и по предметам.Однако сколько бы пользы не приносили инновации, нельзя забывать об их минусах:внедрение компьютерных технологий возможно только при соответствующем технологическом оснащении; излишняя автоматизация обезличивает образовательный процесс, отчуждая друг от друга его участников, использование компьютерных технологий приводит к свертыванию социального взаимодействия и общения; образовательный процесс на базе компьютерных технологий не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку; развивается психологическая зависимость от работы на компьютере. Определенные сложности и негативные моменты возникают в результате применения современных поисково-навигационных систем. Нелинейная архитектура найденной информации подвергает обучающегося следовать по предлагаемым ссылкам, что может очень отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Ещё одна причина – излишек информации, так называемый «информационный мусор», который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет.Наконец, нельзя также забывать о том, что чрезмерное использование компьютерных технологий негативно отражается на здоровье человека.Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:средства компьютерных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения; компьютерные технологии требуют развитой материально-технической базы, создания условий для реализации данного подхода в образовании с помощью организации АРМ преподавателя (ПК с подключением к локальной сети и выходом в Интернет, проектор с потолочным креплением, интерактивная доска или экран, МФУ) во всех учебных кабинетах и лабораториях и своевременного обновления оборудования; процесс обучения не может строиться исключительно на информационно-коммуникационных технологиях; применение информационно-коммуникационных технологий может иметь негативные последствия. Таким образом, на современном этапе развития общества, в эпоху глобальной информатизации, игнорировать компьютерные технологии, намеренно преуменьшать их значение в системе образования невозможно. Главное помнить, что компьютерные технологии - это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого педагога. Ведь только мастерство преподавателя способно найти золотую середину в использовании компьютерных технологий на занятии, чтобы плюсы не превратились в минусы.Литература1. Панюкова СВ. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010.2. Подласый И.П. Тестирование в учебном процессе: его история и возможности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: testirovanie_v_uchebnom_processe_ego_istorija_i_vozmozhnosti.html Dergacheva Yu.Yu.