Публикации МастерМастер-класс «Метеостанция в детском саду» «Формы и методы работы с детьми на метеостанции»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МастерМастер-класс «Метеостанция в детском саду» «Формы и методы работы с детьми на метеостанции»
Автор: Костюченко Юлия Сергеевна

Мастер-класс«Метеостанция в детском саду» «Формы и методы работы с детьми на метеостанции»(теоретическая часть)Актуальность поднимаемой проблемы состоит в том, что экологическое образование и воспитание детей – это очень важный вопрос в настоящее время: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих индивидов могут вывести человечество и планету из того катастрофического состояния, в котором они пребывают в настоящее время.Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития детей – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством педагогов, которые обладают экологической культурой, оно оказывает сильное влияние на их чувства, ум, волю.Основу содержания деятельности воспитанников детского сада составляют те умения и знания, которые формируются у детей в ходе знакомства с окружающим миром, в частности с природой. Ознакомление с природой – это одно из важных средств  всестороннего развития детей дошкольного возраста. Оно происходит в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы.Чтобы уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить дошкольников в мир новых открытий педагогам необходимо использовать такой объект как метеостанция. С ее помощью у воспитанников детского сада развиваются умения делать выводы, обобщать, наблюдать – все это необходимо для общего развития детей.Цель: формирование у педагогов умений осуществлять интегративный подход в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию в процессе работы на метеостанции. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
  • подбор эффективных методов и приемов работы с детьми по повышению экологического образования;
  • совершенствование воспитательно-образовательного процесса на основе использования в практике работы с детьми интегративного подхода к работе с детьми дошкольного возраста на метеостанции.
  • В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой во всех возрастных группах предлагает скромный набор знаний о природе, который представлен в разделах, посвященных развитию речи, расширению ориентировки детей в окружающем пространстве и трудовому воспитанию. Цель этой программы — познакомить детей (главным образом посредством наблюдений) с конкретными природными явлениями неживой природы, изменением состояния растений, животных участка детского сада в разное время года. В отдельных случаях ставятся задачи учить детей видеть красоту природных явлений, устанавливать простейшие причинно-следственные связи (например: шел дождь — на земле лужи, светит солнце — лужи высыхают).Можно сделать общее заключение: желающим заниматься экологическим воспитанием дошкольников, следует дополнительно использовать одну из парциальных экологических программ в рабочую программу:
  • Программа «Наш дом - природа» (Разработана Н. А. Рыжовой).
  • Программа «Юный эколог» (С.Н. Николаева).
  • Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» программы «Детство» (Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцовой).
  • Программа А. Вересова «Мы земляне».
  • Одним из инновационным средством работы по экологическому воспитанию является метеостанция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов во время прогулок и погрузить детей в мир исследований и открытий, научить их восхищенно смотреть на окружающую природу.Хотим познакомить вас с содержанием «Метеостанции жу-жу».Флюгер  - прибор для определения направления и силы ветра.Ветряной рукав – служит для определения направления и силы ветра.Метеобудка. В ней хранятся такие приборы, как:Термометр - для изменения температуры воздуха.Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.Компас – служит для ориентирования на местности.Солнечные часы – служат для определения времени.Ловец облаков – служит для определения вида облаков.Осадкомер – служит для измерения количества осадков в данной местности. Осадкомер позволяет измерять уровень как жидких осадков (дождь), так и твердых (град и снег).Мерзлометр и гололедный станок служат для измерения отложений гололеда, изморози и мокрого снега на проводах, крышах и деревьях.Визуализатор погоды - служит для фиксирования погоды.Стенд «Чистая планета» – служит для распределения мусор по бакам, в соответствии с материалом из которого он сделан.Кормушка для птиц – помогает воспитателям прививать любовь к братьям меньшим.Как работать с данным оборудованием спросите вы, в данном случае мы предлагаем вам познакомиться с формами и методами работы на метеостанции:Формы работы на метеостанции:
  • Непосредственная образовательная деятельность. (Расширять знания детей о профессиях, связанных с исследованием погоды и т.д.)
  • Беседы. (Здесь вы можете использовать загадки, наводящие вопросы и т.д.)
  • Наблюдения в природе. (За погодой, за почвой, за растениями и т.д.)
  • Книга народных примет. (Детей можно познакомить с приметами (по солнцу, ветру, дождю и снегу), поговорки, народные игры).
  • Опыты-эксперименты.
  • Чтение художественной литературы. (Стихотворения о временах года, так и об отдельных явлениях природы).
  • Дидактические игры. («Сортируем мусор»)
  • Сюжетно-ролевые игры. («Прогноз погоды», «Исследователи облаков», «Метеорологи» и т.д.)
  • Методы работы на метеостанции:
  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический.
  • Одной из эффективной форм работы на метеостанции со среднего возраста является календарь наблюдений. В данном случае мы предлагаем использовать условные обозначения, например, ясно, пасмурно, пасмурно, облачно, дождь, сильный ветер, снег и т.д.Со старшего дошкольного возраста обозначения расширяются ясно, пасмурно, переменная облачность, дождь, снег, иней, туман, град, роса, ветер, метель, гроза.Для того чтобы педагогам было удобно планировать свою работу с детьми на метеостанции, нами было разработано перспективное планирование с детьми дошкольного возраста.Данный перспективный план был разработан на учебный год: с сентября по август. Перспективное планирование предполагает использование самых различных форм организации детей: это и экскурсии, и ручной труд, и наблюдения, а также игровые упражнения, дидактические игры, беседы и т.д. Данный материал поможет педагогам организовать образовательный процесс в форме увлекательной, совместной партнерской деятельности с детьми, которая будет способствовать их разностороннему развитию.Данная работа позволяет осуществить реализацию принципа экологизации образовательного процесса по пяти образовательным областям:Вывод:
  • У воспитанников сформированы элементарные экологические знания и представления через прогнозирование.
  • Развито экологическое мышление, понимание взаимосвязи мира растений от природных факторов.
  • Воспитанники умеют пользоваться приборами-помощниками, могут использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования.
  • 4.Повышение интереса детей к посещению объекта «Метеостанция жу-жу».Используемая литература:1. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.2. Зюзгина Л.А. Приобщаем ребенка к природе // Управление ДОУ. – 2005. - № 8. – С. 63-65.3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 56 с.4. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. 5. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.:Детство-пресс,2010.6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.– М.: Мозаика-Синтез, 2011. 7. Николаева С.Н. Роль педагогических технологий в формировании экологической культуры детей и взрослых // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 6. С.