Публикации
Формирование здорового образа жизни
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование здорового образа жизни
Автор: Гаджиева Фрида Шамсутдиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование здорового образа жизни
Автор: Гаджиева Фрида Шамсутдиновна
МКОУ « Дубровская СШ №21» Доклад на тему: «Методика подготовки к итоговой аттестации учащихся по биологии и химии с использованием современных педагогических технологий и методов обучения». Подготовила : учитель химии и биологии Гаджиева Ф. Ш. Мордовка 2022годЯ работаю учителем биологии и химии 20лет. Школа у нас небольшая, но ежегодно в государственной итоговой аттестации по химии и биологии участвуют учащиеся 9,11 классов, где наблюдается положительная динамика результатов.За годы работы мною перепробовано много методик, приемов, изучено много материала. Но главной целью моей профессиональной деятельности, связанной с образованием учащихся, является развитие положительной мотивации к учению, формирование умений самостоятельно приобретать новые знания для осмысления и решения современных проблем, формирование основы здорового образа жизни. Также свою миссию как учителя вижу в том, чтобы учащиеся достигали высоких предметных и метапредметных результатов в освоении образовательной программы и, как следствие этого, высоких результатов на ОГЭ и ЕГЭ. Как подготовить ученика к успешной сдаче экзамена? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на экзамен? С чего начинать и как организовать подготовку ? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации ? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах. Подготовка к итоговой аттестации очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся. Поэтому, в настоящее время проблема подготовки очень актуальна. В большом количестве информации, описании методик, способов и приемов подготовки я стараюсь подбирать наиболее рациональные и на их основе строить собственную систему. Каждый учитель в зависимости от конкретных условий использует свои методики, способы и приёмы. ЕГЭ и ОГЭ по биологии и химии предусматривает участие выпускников, выбравших биологию в качестве профильного предмета. В моей методике подготовки к экзамену основной акцент делается на освоение понятий биологии и способности применять знания для объяснения биологических процессов и явлений, решать цитологические и генетические задачи, работать с биологической информацией в виде таблиц, текстов, рисунков, схем, диаграмм. По химии больше уделяю внимание решению нестандартных задач и проведению эксперимента. Современный выпускник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию .Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого смысла преподаваемого предмета. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения.Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ предусматривает наряду с традиционными технологиями, использование современных технологий, таких как:1. Тестовые технологии2. Групповые технологии3. Информационно-коммуникационные технологии4. Технология дифференциации5. Здоровьесберегающие технологии.6.Технология системного подхода1.Системный подход.Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать активность учащихся при решении практических и теоретических задач по генетике. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала. Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий , что ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении.2. Информационно-коммуникационные технологии.Я активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке, как к урокам, так и к экзамену. Подготовка учащихся к экзаменам с помощью ИКТ может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через дистанционное обучение, используя готовые электронные продукты, создавая мультимедийные презентации, применяя ресурсы сети Интернет. Для более успешной подготовки в 9 классах ведётся элективный курс.Применение новых ИКТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.Для самоподготовки я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты ГИА-9, ФИПИ, «Решу ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ».На этапе объяснения нового материала можно использовать следующие виды учебной деятельности:1. Цветные рисунки и фото. Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала.2. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.3.Видеофрагменты с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на уроке.4. Анимации, виртуальные лаборатории по химии, видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, по химии различные способы получения веществ.5. Интерактивные модели и рисунки, схемы. Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы, фрагменты коротких анимации.6. Мультимедийные презентации.Создание уроков-презентаций требует умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке, использовать ряд индивидуальных (групповых) заданий и задач разного типа.На этапе закрепления материала можно использовать следующие виды учебной деятельности.1.Работа с заданиями с выбором ответа.2. Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов.3. Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.Решению химических задач также уделяю большое внимание, начиная с 8 класса, так как считаю это умение важнейшим критерием эффективности усвоения химических знаний.В 9 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также разнообразные задания по теме «Теория электролитической диссоциации» и «Окислительно-восстановительные реакции».Уже с 8 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ГИА в 9 классе.Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. Тестовый контроль меня привлекает тем, что – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. Но перегружать урок тестами не следует.В учебном процессе при подготовке к экзаменам целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос.Особое внимание обращаю на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. В старших классах при подготовке к ЕГЭ я практикую зачёты по биологии и химии где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания).Среди огромного количества пособий по подготовке к ЕГЭ по химии предпочтение отдаю подборке учебно-тренировочных материалов под авторством В.Н. Доронькина, А. Г. Бережной, Т.В. Сажневой, В.А. Февралевой; А.А. Кавериной, а по биологии В.С.Рохлова; А.А.Кириленко, С.И. Колесников. Эти пособия предоставляют достоверную информацию о содержании единого государственного экзамена, так как к их составлению были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений. К экзамену можно готовиться и по другим пособиям.Таким образом, результативность сдачи ОГЭ и ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.«Дорогу осилит идущий».