Публикации Формирование профессиональных компетенций педагогов (учителей и преподавателей ОБЖ)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование профессиональных компетенций педагогов (учителей и преподавателей ОБЖ)
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич

Формирование профессиональных компетенций педагогов (учителей и преподавателей ОБЖ)Современные реалии педагогической деятельности, которые обусловлены введением ФГОС в учебном заведении нацелены на создание профессиограммы или наличием предъявляемых компетенций к каждой педагогической должности. И это является, безусловно, верным фактором, так как при преподавании каждого предмета имеется свои специфические особенности. Имеются эти особенности и при преподавании предмета ОБЖ. Условно учителей преподающих ОБЖ можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся учителя преподающие физкультуру, биологии, технологию, а часы ОБЖ даются им как бы в нагрузку.Ко второй категории учителей принадлежат бывшие военнослужащие, пенсионеры силовых структур, волею судьбы, попавшие в образовательную среду.К третьей категории относятся выпускники ВУЗов, имеющие базовое образование по ОБЖ.Если с третьей и первой группой всё более или менее ясно, то формирование профессиональных компетенций педагогов ОБЖ, входящих во вторую группу имеет свои особенности.Рассматривая проблему становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ, относящийся ко второй группе, можно предположить, что это человек с устоявшимися жизненными взглядами, определённым жизненным опытом, семейным опытом, ранее имевший определённый социальный статус, имеющий определённые деформации характера, обусловленные характером предыдущей профессиональной деятельности.К преимуществам бывших военнослужащих можно отнести следующее:- полученная в армии профессиональной подготовки;- личностные качества, сформированные в армии;- физическая выносливость;- мобильность и умение рационально использовать время;- требовательность к себе;- высокая работоспособность;- дисциплинированность и исполнительность;К недостаткам относятся:- недостаточное знание гражданской жизни;- привычка к жесткой организации не только профессиональной, но и повседневной деятельности;- возникает наложение психологических, материальных и бытовых проблем, происходит радикальное обновление всех сфер жизнедеятельности; - информационная и методическая неподготовленность к переориентации на педагогическую деятельность;- изменения в системе взаимоотношений с людьми в новых гражданских условиях: не всегда хватает гибкости, мягкости, не выработан конструктивный подход, проявляется прямота, жесткость суждений. Трудности профессиональной переориентации обусловлены, в первую очередь, историческими корнями, поскольку большинство людей, пробующих свои силы на стезе преподавания ОБЖ родились, выросли, получили образование в советское время.Переход в зрелом возрасте от одной деятельности к другой имеет ряд особенностей:- у взрослого человека, подготовленного в своей области специалиста, уже есть сформировавшиеся в предыдущей деятельности знания, опыт, определенные личностные качества и профессиональные деформации;- снижение с возрастом объективных возможностей развития индивидуальных качеств, формирования новых знаний и навыков;- возникают сложнейшие переживания, стрессовые и кризисные состояния;- увеличивается продолжительность овладения новой профессией.Кроме того, при несформированной установке человека на выбор профессии он будет выбирать не самую желанную, а лучшую профессию из числа имеющихся, в том числе и непривлекательных. Это может произойти с категорией бывших военнослужащих, которые привыкли к тому, что их по службе распределяют, назначают, выдвигают. У них отсутствует психологическая готовность к смене профессий.В случае переориентации бывших военнослужащих, имеющих право преподавания курса ОБЖ, этот процесс имеет определенную специфику. Практика показывает, что между многими военными специальностями и профессиями гражданского профиля зачастую отсутствует прямое соответствие. Даже в тех случаях, когда можно сопоставить между собой два типа специальностей, профессиографические требования к специалистам военного и гражданского профиля существенно различаются. На начальном этапе становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ у специалиста с военным образованием могут возникнуть определенные трудности.Первые 1-1,5 месяца происходит общее знакомство с деятельностью, адаптация. В это время представление о профессии педагога еще довольно расплывчато, нет четких знаний всего диапазона ее требований к личности специалиста, тем более что они не проверены собственным опытом. Успех в начале освоения профессии чаще всего определяется уровнем развития общепрофессиональных качеств — интеллекта, ответственности, трудолюбия и т. д.Позже, с переходом к освоению конкретных профессиональных навыков и умений, на передний план выходят другие группы индивидуальных качеств, определяющие успех именно в данной деятельности, то есть профессионально важные для нее качества. Они могут не соответствовать уже имеющимся установкам и опыту, которые личность неизбежно будет стремиться использовать и в новой работе. Обостряется основное противоречие данного процесса: между требованиями новой деятельности и опытом личности, уже сформированных особенностей ее психики и закрепленных в предыдущей деятельности. Существующий лимит времени на освоение новой профессии создает дополнительную напряженность процессу переориентации. Здесь же могут проявляться противоречия, связанные с несовпадением оценок профессии непосредственно в деятельности и образами ее, сформированными ранее по рассказам других лиц, а также между пониманием необходимости освоения профессии и переживанием своей неспособности к этому. 1В случае если указанные противоречия оказываются для личности неразрешимыми, падает эффективность деятельности и удовлетворенность ею, снижается оценка собственных возможностей, осознается ошибочность сделанного выбора. Неудовлетворенность профессией сказывается на результатах труда любого работника, но особенно она чревата последствиями в деятельности учителя ОБЖ, где «педагогический брак» оборачивается изъянами в области безопасности жизнедеятельности детей. Учитывая специфику педагогической деятельности, подобные «ошибки» недопустимы. Существующая практика обучающего характера для учителей ОБЖ подразумевает собой проведение районных и городских методических объединений учителей, повышение квалификации в ВОИПКРО, все эти мероприятия имеют своей целью повышение профессионального уровня учителя ОБЖ, но не развитие его компетенций, связанных с его профессиональной и личностной деятельностью. Естественно у думающего учителя может возникнуть вопрос, каким образом можно развить свои компетенции, необходимые для профессиональной деятельности? Современный рынок консалтинговых услуг достаточно велик, предлагается «всёго и много» и непосвященному человеку нелегко сделать выбор в пользу того или иного предложения. А сделав неправильный выбор несколько раз инициативный учитель, может задать сам себе вопрос «Правильным ли путём я иду?». Чтобы не делать подобного рода ошибок и не экспериментировать над собой необходимо Министерству образования и науки РФ совершенствовать компетенции, необходимые для учителя, преподающего предмет ОБЖ. Перед назначением на должность учителя ОБЖ проверять соответствует ли он предъявляемым компетенциям или нет. Если соответствует, то это хорошо, а если нет? Тогда целесообразно было бы рекомендовать, какие компетенции необходимо развивать и с помощью, каких методов (тренингов, самообразования, дистанционных курсов и т.д.).Проводимую оценку можно было бы проводить с помощью психологических тестов, ролевых или деловых игр, ситуационных задач и т.д.Подобного рода работа позволила кандидатам на должность учителя ОБЖ проверить соответствие предъявляемых требований по отношению к себе и в случае совпадения данных требований получить реалистичную и научно обоснованную программу по развитию своих компетенций. Литература1.Гафнер В.В. Основы безопасности жизни. – 2004. – № 11. – С. 47–49.Профессиональная переориентация бывших военнослужащих и проблема становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ.