Публикации Формирование ключевых компетенций на уроках ОБЖ по пожарной безопасности, условие, способствующее приобретению у обучающихся навыка сохранения жизни.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование ключевых компетенций на уроках ОБЖ по пожарной безопасности, условие, способствующее приобретению у обучающихся навыка сохранения жизни.
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич

Формирование компетенций на уроках ОБЖ по пожарной безопасности,условие, способствующее приобретению у обучающихся навыка сохранения жизни.Вопрос о ключевых компетенциях стал актуален во всем мире. Особенно актуальна эта проблема, звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».Работая в школе, я пришёл к выводу, что при изучении предмета ОБЖ одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является формирование ценностно-смысловых, информационных компетенций.Наиболее актуальной и востребованной темой по формированию ключевых компетенций является пожарная безопасность.Для формирования ключевых компетенций применяю следующие методы:- анализ ситуации, которая получила общественный резонанс- ролевые,  деловые  и дидактические игры,- проектную деятельность,- дискуссии,- групповую  работу,- проблемное обучение.В связи с недостаточным количеством часов приходится варьировать предложенными методами.Метод анализа конкретных ситуаций:При обучении вопросам личной безопасности при пожаре информирую школьников о потенциальных опасностях пожара, обращаю внимание на анализ причин происшествий.При организации обучения обучающиеся подбирают материал из различных источников о различных крупных пожарах, получивших большой общественный резонанс.Затем происходит оценка случившееся, даются различного рода характеристики, определяется масштаб последствия.Анализ ситуаций позволяет обучающимся не только приобретать знания, но и формировать личностную систему безопастности, которая может понадобиться при возникновении подобной ситуации в будущем. Например: Лесные и торфяные пожары 2010 года, произошедшие в городе Воронеже и Воронежской области:
  • Ознакомил школьников со сложившейся ситуацией в городе и области;
  • Какие нормы, правила, законы нарушены? Какими нормативными актами должны руководствоваться участники данной ситуации?
  • Какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственными участниками описываемых событий? Обоснуйте свои действия с точки зрения закона, нравственных норм, элементарной логики и здравого смысла. Определите минимум знаний, которые необходимы для оптимального поведения в данной ситуации.
  • Предложите систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций. Обоснуйте своё предложение.
  • Что полезного для себя вы извлекли из анализа ситуации?Изменились ли какие-то ваши мнения и суждения?
  • При организации данного метода обучающиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различные экстремальные ситуации.На уроках применяю деловые, ролевые и дидактические игры,  но при этом необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся профиль класса.Большое предпочтение отдаю  игре, как игровой имитационной модели, воссоздающей условия, содержание, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Игра предполагает воспроизведение реальной действительности.На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.На втором формулируются  цель и конкретные учебные задачи.    На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, ее условия (правила), используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.Например: деловая игра «Знание ОБЖ спасает жизнь»Группа разбивается на несколько групп, каждой выдаётся задание:Задание 1. На первом этаже в фойе школы произошел пожар, и огонь распространяется. Возможные травмы при пожаре. Ваши действия?Задание  2. В субботний день в первой половине, пришло известие «О лесных пожарах. Возможные травмы при лесных пожарах.  Ваши действия?Задание 3. Во время коллективного выезда автобус загорелся. Возможные травмы при ДТП. Ваши действия?     Подводя итог игры, я не только даю общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно пошагово разбираю  весь ее ход, акцентирую внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях. По окончанию занятия каждый школьник получает памятку – алгоритм правильного действия или самостоятельно может разработать памятку с учётом разбора игры.Развитию творческих способностей обучающихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствую применение на уроках метода проектной деятельности. Это метод помогает ориентировать обучающихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументировать применяемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий. Работая над проектом, школьники вырабатывают определённые навыки и приобретают опыт в области моего предмета.Опыт применения метода проектов даёт возможность выделить два уровня тем для проектирования:
  • Тематические – это, как правило, индивидуальные проблемные занятия, сравнительно небольшие по объёму и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
  • Игровые – это, как правило, объёмные проблемные задания для состоящих из несколько учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.
  •   Тематика проектных заданий охватывает широкий круг вопросов пожарной безопасности.  Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать: индивидуальные особенности обучающихся, учебно-материальную базу ,наполняемость класса, количество учеников в классе.Например, «Классификация взрывов при пожаре». Группа разбивается по микрогруппам, раздаётся задание (мощность и форма ВВ; чувствительность назначение ВВ; состав и изготовление ВВ) и определяется время выполнения.  Затем происходит защита проектов. Подводя итог, даю общую оценку не только каждой микрогруппе, но и всей выполненной  работе.  Основные определения конспектируем в тетрадь,  по окончанию микрогруппам  выдаются дипломы или грамоты.  Систематическая работа по формированию ключевых компетенций даёт: - позитивную динамику уровня обученности школьников;- рост мотивации к изучению предмета;- активизация самостоятельной деятельности обучающихся в  образовательном процессе;- развитие творческих способностей обучающихся;- активное участие студентов в конкурсах и соревнованиях.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003. – 42 с.
  • Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004 г. – 104 с.
  • Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. –  М.: Минобразования, 2001. – 72 с.