Публикации Формирование ключевых компетенций

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование ключевых компетенций
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич

Формирование компетенций на уроках ОБЖ,как необходимое условие, способствующее приобретению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровьяВ деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.Ведь вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема, звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».Определены следующие группы ключевых компетенций:
  • Ценностно-смысловые
  • Общекультурные
  • Учебно-познавательные
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Компетенции личностного самосовершенствования.
  • Преподавая курс ОБЖ, я пришёл к выводу, что при его изучении одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является формирование ценностно-смысловых, информационных, природоведческих и здоровьесберегающих  компетенций. Они всегда находится в зоне пристального внимания преподавателя.Ценностно-смысловые включают:
  • ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию; (раздел «ЗОЖ и его составляющие»),
  • владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; (раздел «Криминогенные ситуации»).
  • умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок (раздел «Оказание первой медицинской помощи»)
  • умение оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
  • Информационные компетенции:
  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определениями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения определённых задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
  • ориентировать в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть навыками использования информационных устройств; компьютера, телефона, мобильного телефона, факса, принтера, модема, копира;
  • применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологи: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
  • Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции дают возможность:
  • иметь опыт ориентации в природной и экологической среде (в лесу,  в поле, на водоёмах и т.д.);
  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
  • позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
  • владеть и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;
  • Так как целью обучения становится не процесс передачи знаний, а достижение обучающимися определенного результата, то содержание материала внутри предмета подбираю под планируемый результат. Акцент делаю на обучение через практику продуктивной работы учащихся в малых группах, развитие  самостоятельности  учащихся и личной ответственности за принятие решений.Для формирования ключевых компетенций применяю следующие методы:- анализ конкретной ситуации,- ролевые,  деловые  и дидактические игры,- проектную деятельность,- дискуссии,- групповую  работу,- проблемное обучение.Метод анализа конкретных ситуаций:При обучении вопросам личной безопасности информирую учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, и учу анализировать причины происшествий и несчастий.При организации ситуативного обучения обучающиеся подбирают статьи из газет, журналов и сети Интернет о различных чрезвычайных ситуациях, происшествиях.Затем оценивают случившееся, дают характеристики, определяют масштаб последствия.Анализ ситуаций (АКТ) позволяет обучающимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, который на горьком опыте других учит избегать ошибок и неверных решений в различных, в том числе и экстремальных ситуациях.Например: ЧС землетрясение:
  • Ознакомил учащихся с ситуацией;
  • Предложил несколько вариантов ответа выхода из данной ситуации;
  • провожу дискуссию о возможных способах разрешения и выбора оптимального правильного ответа с помощью вопросов:
  • Как вы оцениваете то, что произошло в предложенной мной ситуации? Насколько она типична? Приходилось, ли вам сталкиваться с подобными явлениями?
  • Какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственными участниками описываемых событий? Обоснуйте свои действия с точки зрения закона, нравственных норм, элементарной логики и здравого смысла. Определите минимум знаний, которые необходимы для оптимального поведения в данной ситуации.
  • Предложите систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций. Обоснуйте своё предложение.
  • Что полезного для себя вы извлекли из анализа ситуации?Изменились ли какие-то ваши мнения и суждения?
  • При организации данного метода обучающиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различные экстремальные ситуации.На уроках применяю деловые, ролевые и дидактические игры,  но при этом учитываю возрастную особенность обучающихся.Большое предпочтение отдаю деловой игре - игровой имитационной модели, воссоздающей условия, содержание, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Деловая игра предполагает воспроизведение реальной действительности.На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.На втором формулируются  цель и конкретные учебные задачи.    На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, ее условия (правила), используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.Например: деловая игра «Знание спасает жизнь»Группа разбивается на несколько групп, каждой выдаётся задание и указывается место занятия:Задание 1. На первом этаже в фойе школы произошел пожар, и огонь распространяется. Возможные травмы при пожаре. Ваши действия?Задание  2. В субботний день в первой половине, пришло известие «Наводнение». Возможные травмы при наводнении.  Ваши действия?Задание 3. Во время коллективного выезда автобус попал в ДТП. Возможные травмы при ДТП. Ваши действия?Задание 4. На зимних каникулах вы едете кататься с друзьями на пруд. Возможные травмы при этом.  Ваши действия?     Подводя итог игры, я не только даю общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разбираю  весь ее ход, акцентирую внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях. По окончанию занятия каждый студент получает памятку – алгоритм правильного действия.Развитию творческих способностей обучающихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствую применение на уроках метода проектной деятельности. Это метод помогает ориентировать обучающихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументировать применяемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий. Работая над проектом студенты вырабатывают определённые навыки и приобретают опыт в области моего предмета.Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.Опыт применения метода проектов даёт возможность выделить два уровня тем для проектирования:
  • Тематические – это, как правило, индивидуальные проблемные занятия, сравнительно небольшие по объёму и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
  • Игровые – это, как правило, объёмные проблемные задания для состоящих из несколько учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.
  •   Тематика проектных заданий охватывает широкий круг вопросов программы ОБЖ.  Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать: индивидуальные особенности обучающихся, учебно-материальную базу.Например, «Классификация взрывчатых веществ». Группа разбивается по командам, раздаётся задание (мощность и форма ВВ; чувствительность назначение ВВ; состав и изготовление ВВ) и определяется время выполнения.  После происходит защита проектов. Подводя итог, даю общую оценку не только каждой команде, но и всей выполненной  работе.  .  Глубоко понять проблему, повысить интерес, реализовать потребности в общении и самостоятельности, прочувствовать знания и сформировать активную внутреннюю позицию позволяет дискуссия. Кроме перечисленных возможностей дискуссия характеризуется следующим:
  • способствует анализу собственного жизненного опыта, прояснению собственной позиции и умению её защищать;
  • создать возможность для проявления инициативы;
  • выявлять многообразие подходов, точек зрения по какому – либо вопросу, что обеспечивает его всестороннее видение;
  • обучает навыкам понимания мнений и поиска определённой степени согласия с ними, привлекая знания из различных наук.
  •   Дискуссия предполагает наличие разных точек зрения, противоречий. Её использую  в тех случаях, когда студенты обладают определенной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать и доказывать свою точку зрения, т.е. учитываю возрастную особенность обучающихся.               Например, при изучении ЗОЖ: дискуссия «Наркотики: миф или реальность».В практике обучения использую также проблемный подход к организации процессов усвоения, называемый проблемным обучением. Сущность его сводится к тому, что на занятии преднамеренно создается ситуация познавательного затруднения - проблемная ситуация.  Проблемные ситуации позволяют постепенно вырабатывать у учащихся внимание к объекту обучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности. Проблемное обучение ориентировано на поисковое усвоение знаний, умений и навыков. Применяется преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной и практической деятельности, оно способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Такая целенаправленная, непрерывная, системная работа в целом воспитывает у обучающихся безопасное поведение в повседневной жизни, в неблагоприятных условиях и способствует росту интерес к предмету ОБЖ. .СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Дахин, А. Компетенции и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. – 2007г
  • Иванова Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы / Т. В. Иванова //
  • Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.
  • Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. –  М.: Минобразования, 2001. – 72 с.