Публикации Поселок железнодорожников : события и люди

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Поселок железнодорожников : события и люди
Автор: Банжура Мария Анатольевна

ПОСЕЛОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ: СОБЫТИЯ И ЛЮДИВ 50-х годах XX века на железной дороге, и на Красноярской в частности, увеличивается рост перевозок, в связи с чем увеличивается и штат сотрудников железной дороги. Причем достаточно большое количество среди работников приходится на молодежь, появляются новые семьи, рождаются дети. И остро стает вопрос обеспечения жильем. По воспоминаниям Винокуровой Г.Н., дочери машиниста Винокурова Н.А., жили молодые семьи в теплушках, прямо у железной дороги, где не было нормальных бытовых условий, дети играли и гуляли вблизи железнодорожного полотна, папам - работникам локомотивных бригад не было возможности выспаться в тишине. Таких теплушек в локомотивном Красноярском депо было около 600. Поэтому жилищный вопрос назрел и требовал решений.Крупное жилстроительство для Красноярской дороги было не по силам, и тогда родилась инициатива: взять у г. Красноярска свободную земельную площадь и построить хозяйственным способом 8 и 10-квартирные дома, а водопровод и отопление провести силами отделения дороги. В качестве рабочей силы решено было привлечь нуждающихся в жилье. В 1957 году городской совет депутатов и крупные хозяйства железной дороги поддержали идею железнодорожников о купле земли для постройки домов, был выделен участок в районе станции юннатов. Каждая специальность железнодорожников: локомотивщики, движенцы, сцбисты, вагонники, путейцы и т.д, самостоятельно строили по 10 домов. Дома строились из бруса, внутри оббивались дранкой (это тоненькая реечка, которая прибивается на брус крест накрест), потом стены штукатурились. По воспоминаниям Ахромейко М.И., старожила поселка, чтобы заселиться в дом, необходимо было отработать 270 часов на стройке. в свои 20 лет. За 4 года было построено 50 домов по улицам Пирогова, С. Ковалевской, Ленинградской и 1-ой Ленинградской. Одновременно со строительством домов строился магазин, котельная, позднее был построен детский сад. В поселке было почтовое отделение, сберкасса, НГЧ. Первые дома заселялись с подселением: в каждой комнате жила семья, то есть для понимания: в 3-х комнатной квартире жили 3 семьи, в 2-х комнатной - две. Сначала бытовые условия оставляли желать лучшего: туалеты были на улице, батареи в домах были (поселок отапливался котельной), но и печи присутствовали. Рядом с домами находились стайки, в них хранились дрова и уголь. Архивные данные свидетельствуют, что в первый год после сдачи 11 домов не был решен вопрос с водоснабжением: колонки были сделаны, а вот вода к ним не была подведена, и жильцам приходилось ходить за водой аж на ул. Бограда. Не был решен и транспортный вопрос (городского транспорта в районе еще не было, не было и обещаного служебного).Постепенно условия улучшались. По мере сдачи новых домов семьи расселялись в отдельные квартиры. Появилось холодное водоснабжение в квартирах. С домашними телефонами в советское время всегда была проблема, но на железной дороге был и есть свой узел связи, и в тех домах, где жили машинисты, был проведен телефон (один номер на все квартиры). Спустя 10 лет в домах сделали канализацию, туалеты стали в квартирах. Были убраны печи, пищу стали готовить на газовых плитках (газ был и остается привозным в баллонах).У железной дороги была своя торговая сеть «ОРС» (Отдел рабочего снабжения), магазин в поселке, соответственно, принадлежал данной организации. По воспоминаниям, снабжение магазина было неплохим, железнодорожникам выдавали талоны, например, на муку, мыло, которые они отоваривали в специальном отделе магазина. Также в поселке было почтовое отделение (по адресу: ул. 1-ая Ленинградская, 10) и отделение Сбербанка (по ул. С. Ковалевской).В 60-х годах построили железнодорожный детский садик в поселке, он до сих пор продолжает свою работу. Школьники ходили в городскую школу, которая находилась и находится недалеко от их местожительства, по адресу: ул. Киренского, 19.У каждого дома был свой палисадник, который был благоустроен тополями и акациями. Местные посёлка со смехом рассказывают о том, что они вырубили березы и вместо них посадили тополя, не зная о их уникальности.Обстановка в посёлке была дружелюбная, как рассказывали старожилы посёлка Ахромейко Мария Ивановна и Галина Николаевна Баздарева: «Мы все дружили, были как единая семья. Дети резвились на детских площадках, мы собирались на лавочках у дома, там общались и играли в настольные игры…». Зимой все соседи собирались на лестничных площадках, там накрывали на стол и отмечали праздники. А летом они собирались в знакомой им березовой роще. Особой любовью пользовался День железнодорожника, который отмечался на Николаевкой сопке. Со всего города туда собирались железнодорожники, а уж жители поселка приходили практически в полном составе. Паркаль Н., будучи ребенком, постоянно ходила с родителями на День железнодорожников. По ее воспоминаниям, праздник отличался душевностью, искренностью. Было много песен, взрослые играли в спортивные игры, для детей организовывали конкурсы. Но спустя года, коренные жители посёлка начали переезжать из него. В настоящее время в данном посёлке проживают не только люди, работающие на железной дороге, но и люди других сфер деятельности. Каждый из них знает, каким тяжким трудом досталась железнодорожникам крыша над головой. И всеми силами пытаются сохранить культуру и традиции этого посёлка.Литература.1. Новоселье близко!//Красноярский железнодорожник. - 1957. - 16 июля2. Тетерский, Г.И. Как это было//Стальное звено Трансиба: 100 лет Красноярской железной дороге. 1899-1999/сост. В.В. Чагин, В.Г. Саклаков. - Красноярск: кн. изд-во, 1998.3. Чего не достает в новом поселке//Красноярский железнодорожник. - 1957. - 26 октябряФото из архива Ацепаевой М.Б., Паркаль Н., Винокуровой Г.Н.