Публикации Воспитание творчеством

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание творчеством
Автор: Попова Дарья Андреевна

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ Из трудового и жизненного опыта Как и у каждого начинающего педагога, мой трудовой опыт невелик, но в моей жизни присутствует аналитический момент трудовой деятельности учительской династии старших семейных поколений. Я представляю пятое поколение в нелёгкой, но благородной учительской профессии. Мой прапрадед Андрей Иванович родился в городе на Неве, воспитывался в детском доме, а далее работал учителем русского языка и литературы в одной из школ Тверской области. В каждом последующем поколении в нашей семье были и учителя, и воспитатели в детском садике. Все они располагали творческим потенциалом, это качество помогало и в учебном процессе, и в воспитательном. Считаю, что именно в начальной школе это наиболее актуально и необходимо. Дети младшего школьного возраста обладают значительными резервами развития. Выявить их и эффективно использовать – главная задача педагога. С началом учебного процесса у ребёнка начинается перестройка всех его познавательных процессов, с первых же дней обучения необходимо научить начинающего школьника усидчивости, правильному восприятию информации, научить учиться и адаптироваться к учебной деятельности. Многие дети при этом быстро утомляются. И здесь педагогу могут помочь игровые моменты, вовлечение детей в творчество.Детская игра в процессе воспитания должна быть приобрести более совершенную форму, доминирующую наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.Опытный учитель-воспитатель тактично и умело, с собственной выдумкой должен руководить игровым и познавательным процессом, вовлекая детей в творческое мышление, фантазию. Очень часто детское творчество начинается с подражания, поэтому очень важно для учителя научить ребёнка его собственному воображению, собственному творчеству. Например: научить разговаривать от имени окружающих предметов: мебели, цветов, школьных принадлежностей, задавая определённую тему. В начальной школе складываются основные черты характера учащегося. Можно организовать включение детей в совместную сюжетно-ролевую игру, в таком случае ученику необходимо будет приспосабливаться к действиям товарищей и их особенностям. Это поможет воспитанию межличностного общения. Форм воспитательного процесса много, они интересны и разнообразны. Можно предложить детям экскурсии, викторины, экологические познавательные мини-экспедиции, различные праздники, выставки. Жто может помочь педагогу в формировании правильного отношения к природе Родины. В приобщении к гигиенической культуре могут помочь беседы, конкурсы, например, «Моё свободное время» или «Мой режим дня», «Мой друг-носовой платок». У детей младшего школьного возраста необходимо воспитывать культуру поведения. Донести до школьника, что культура поведения- это не только красота, но и права, и обязанности. Ребёнок должен усвоить, что право-это то, что он может использовать, чтобы стать лучше, а обязанности- это то, что необходимо сделать, чтобы не стать хуже, что существуют правила жизни культурного человека и правила поведения волевого человека. Педагог должен привить учащемуся умение управлять собой. Здесь можно организовать сюжетные ролевые игры, перекличку «Вежливые слова», упражнения: обратиться к человеку с вопросом, принести извинения за оплошность движений, пользование столовыми приборами во время еды, съесть конфету и найти место для обёртки, и многое другое. Воспитание творчеством предусматривает развитие творчества самого учащегося. Все ранее перечисленные моменты, конечно, помогут развить творческие задатки детей. Хорошо развивают мышление и выдумку сочинения: «Правила, по которым я живу», «Творческий человек: какой он?». Для развития творческих способностей очень важно участие детей в кружках, объединениях, соревнованиях. Для этого очень важно учителю обратить внимание на способности ученика и направить их в нужное русло. И очень важно понимать каждого ребёнка. Заходя в класс, видишь десятки доверчивых детских глаз, которые излучают доверие, внимание или рассеянность, правдивость или хитринку. И если учитель не потеряет эту доверчивость, но детские сердечки устремятся навстречу, это поможет увидеть творческие искорки в характере ученика, его способности, определить склонности, задатки, оценить эффективность совместной творческой деятельности, её роль в продвижении детей вперёд в их учебном и воспитательном развитии. Творческий потенциал можно использовать для практического определения личностного развития, достигнутого ребёнком.