Публикации Конспект занятия по экологии в подготовительной к группе «Жалобная книга природы».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по экологии в подготовительной к группе «Жалобная книга природы».
Автор: Шумилова Людмила Григорьевна

Конспект открытого занятия в подготовительной к группе «Жалобная книга природы».Автор: Шумилова Людмила Григорьевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ № 22, Краснодарского края, Курганинского района, поселок Степной. Цель: Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Задачи: 1. Закреплять и углублять знания детей об особенностях жизни рыб, птиц, деревьев зимой; упражнять в различении и назывании рыб, птиц и деревьев родного края; учить правильному поведению в природной среде. 2. Развивать внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, учить согласовывать движения с текстом. 3. Воспитывать экологическую культуру; гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; патриотизм; эстетическое отношение к окружающей действительности.4. Расширять и активизировать словарь детей.Материалы: иллюстрации «Картины природы», «Дары леса», «Зимняя рыбалка», «Рыбы», «Зимующие птицы», «Деревья», листья деревьев, изображение Старичка-лесовичка; раздаточный материал; аудиозапись «Наедине с природой» (звуки леса). Подготовительная работа: наблюдения в природе, изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц, чтение книги Шорыгиной Т.А. «Птицы. Какие они?», чтение и рассматривание детских книг и журналов о природе. Ход занятия.1. Организационный момент. Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости: поздоровайтесь.2. Подготовительная работа. - А кто к нам еще пришел, догадайтесь:По лесу хожу, За порядком слежу.Деревьям помогаю.Ягодами угощаю.Дети: Старичок-Лесовичок.(показ) - Дети, Старичок- Лесовичок передал для нас письма. От кого – узнаете, когда мы их прочитаем.- Интересно, от кого они? 3. Беседа о рыбах. Читаю первое письмо:Жалоба рыб. В воде, где мы, рыбы, живём, совсем мало кислорода стало, того и гляди задохнёмся. Почему? Да все водоёмы зимой покрыты толстым слоем льда! Одна надежда осталась на рыболовов. Только они могут нас спасти от гибели! Показываю иллюстрацию зимней рыбалки.Дети называют рыб.- А этот инструмент называется ледобур. Им рыболов делает лунку во льду. И ловит рыбу. - Давайте покажем, как рыболовы делают лунки.Дети имитируют движения рыболова.4. Беседа о зимующих птицах.- Почитаем второе письмо.- От кого? (от синиц и снегирей).Читаю: Жалоба синиц и снегирей. С одной стороны нам, синицам и снегирям, грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню их очень однообразное: замёрзшая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам достаётся: то ветром его сдует, то снегом занесёт, а то и вовсе положить его забудут. - Да, что-то письма все невеселые. Как же быть? (ответы детей)- Кормушки по-другому зимняя столовая.Дети: Надо сделать кормушки, не забывать класть в них корм, надо знать, чем питаются птицы, что им необходимо, чтобы пережить зиму.- Верно, иначе птицы погибнут.- Назовите зимующих птиц. (Воробей, снегирь, синица, дятел, щегол, ворона, клест, свиристель.)5. Пальчиковая гимнастика.Вот на ветке, посмотри,В красных майках снегири. Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят,Улететь хотят.Кыш! Кыш! Улетели!За метелью! За метелью!- Молодцы!- Где питаются зимующие птицы? (На свалках, помойках, во дворах, кормушках.)- А какую пользу птицы приносят людям? (Спасают от вредителей поля, деревья, огороды; радуют песнями, украшают природу.)- Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить.)6. Дидактическая игра «Чей любимый корм?»- Что особенно любят зимующие птицы? Сейчас возьмите себе по картинке с зимующей птицей и положите рядом с тем кормом, который она любит.На столе образцы корма: пшено, рябина, сало, еловая шишка.Дети выполняют: 1. Снегири любят рябину.2. Клесты любят лущить еловые шишки.3. Синицы с удовольствием клюют несоленое сало.4. А воробьи клюют пшено и крошки.- Молодцы! Вы правильно разложили угощение птицам. Птицы довольны.7. Беседа о лесе. - Пришло время третьего письма. Читаю: Жалоба ёлки.Грустно и одиноко мне в лесу. Совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли десять ёлочек-красавиц. Но однажды появились в лесу люди с топорами, вырубили под самый корешок и увезлиИ нет теперь этих стройных ёлочек… А какие славные были!.. Как жаль! Как же быть? - Дети, какое письмо? (Грустное, жалобное.)- Что мы можем сделать? (Не рубить деревья, а сажать их; елки на Новый год покупать искусственные, чтобы не пришлось живые выбрасывать после праздника; беречь деревья.) - Если постоянно вырубать деревья – погибнет лес. А потом погибнет и вся наша планета Земля. Ведь вся наша жизнь тесно связана с природой. Дышим мы…(воздухом), утоляем жажду…(водой).- Природа дает нам пищу, одежду, жилище.(показ иллюстраций)- На полях выращиваем урожай.- Что дарит лес? (Грибы, ягоды, из дерева делают спички, бумагу, строят жилье.) - В лесу собирают лекарственные травы, в нем живут животные, насекомые, растут цветы.- Лесовичок хочет узнать, какие вы деревья знаете? (…) Лесовичок предлагает игру.8. Дидактическая игра «С какого дерева листок?».- Сейчас поиграем. Называется игра « С какого дерева листок?».Дети выбирают по желанию лист бумаги, на котором надо фломастером дорисовать лист дуба, березы или клена. После кладут листья к соответствующим деревьям.Дети рассказывают стихотворение «Дуб» И.Токмаковой:Дуб дождя и ветра Вовсе не боится.Кто сказал, что дубуСтрашно простудиться?Ведь до поздней осениОн стоит зеленыйЗначит дуб выносливый, Значит, закаленный.9. Беседа об охране природы.- Лесовичок видит, что вы много знаете о природе, а вот как вы к ней относитесь и знаете ли, как нужно вести себя в лесу? (…)Дети отвечают. Показываю схемы.1.Не мусорить! 2.Не шуметь!3. Не рвать растения!4. Не топтать их!5. Не ловить птиц и насекомых!6. Не разорять жилища животных!)- Народ сложил пословицы о лесе.1. Лес – защитник человека.2. Лес – родной дом растениям и животным.3. Лес – богатство и красота.4. Береги свои леса!5. Враг природе тот, кто леса не бережет.- Мы прочитали письма, много говорили о природе. А зачем? (…)- Все письма можно сложить вместе и получится целая жалобная книга природы, если собрать сюда и остальные жалобы – насекомых, животных, грибов, озер, рек. (Люди не берегут природу.)- Как красивы леса, луга, поля в любое время года! Природа богата, но ее богатства не бесконечны! (Надо беречь.)Сопровождаю показом иллюстраций.- Природу рисуют художники, композиторы, поэты и писатели пишут о ней. А мы? (Любуемся.)- Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием слушаем пение птиц (звучит аудиозапись), журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек или величественными громадами гор!- Хороша наша русская природа! Впечатления детей.10. Подведение итога. – Необходимо ценить и любить природу … (беречь), правильно использовать ее богатства, заботиться, чтобы природа нашей Родины – России не истощалась и еще долго служила людям и украшала их жизнь. - Очень важно беречь лес, его жителей.Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.Д. Родович.- Лесовичку пора возвращаться в лес. Что он может передать в ответ лесным жителям? Ответы детей.- Молодцы!- Попрощайтесь!