Публикации Использование наставничества «ученик – ученик» в деятельности учителя истории и обществознания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование наставничества «ученик – ученик» в деятельности учителя истории и обществознания
Автор: Брыкова Елена Николаевна

Уникальность – 84%Брыкова Елена Николаевна МБОУ СОШ № 20 г. АбаканаИспользование наставничества «ученик – ученик» в деятельности учителя истории и обществознанияUsing mentoring «student – student» in the activities of a teacher of history and social studiesАннотация. В настоящей статье раскрывается сущность наставничества «ученик-ученик» в практической деятельности педагога по обучению школьников истории и обществознанию, анализируются особенности взаимодействия участников при подготовке проектов и проведении интеллектуальных игр, исследуются задачи наставника. Annotation. This article reveals the essence of mentoring "student-student" in the practical activities of a teacher teaching history and social studies to schoolchildren, analyzes the features of interaction between participants in the preparation of projects and intellectual games, examines the tasks of the mentor.Ключевые слова: взаимодействие, взаимный интерес, исследовательская работа, Keywords наставничество, правовая интеллектуальная игра, профессиональный и творческий потенциал, сотрудничество, ценностно- ориентированная мотивация.Keywords: interaction, mutual interest, research work, mentoring, legal intellectual game, professional and creative potential, cooperation, value-oriented motivation.В современной жизни вновь становится актуальной практика наставничества и шефства. Национальным проектом «Образование» наставничество оценивается как эффективный механизм улучшения качества образовательной деятельности, что позволяет решить множество разноплановых учебных и воспитательных задач.Сам термин «наставничество» можно определить, как способ передачи знаний и навыков более опытным человеком менее опытному. Если ранее наставничество встречалось в основном в отношениях «учительученик», то на сегодняшний день модель «ученикученик» набирает популярность и очень нравится детям.Обучающиеся с большим интересом воспринимают такой вид деятельности и активно делятся собственным опытом со сверстниками. Тяга к открытиям, стремление к новым знаниям и умениям, чувство ответственности становятся своеобразным показателем готовности к осуществлению наставничества и шефства [1,с.5].Данный метод содействует раскрытию профессионального и творческого потенциала нового поколения, развивает скрытые возможности детей в разных сферах деятельности. Особенность наставничества и шефства состоит в доверительных отношениях между людьми, которые строятся на принципе сотрудничества [2, с.7 ].Цель исследовательской деятельности в школе заключается в формировании соответствующих навыков исследования как универсального способа познания действительности, активизации личностной позиции ученика на основе приобретения им новых знаний, которые получены самостоятельно и являются для конкретного лица новыми и значимыми.В практике МБОУ «СОШ №20» г. Абакана на защиту проектов и исследовательских работ старшеклассников приглашаются ученики младших классов, ранее участвовавшие в подготовке исследовательских работ. Они присутствуют на обсуждении, задают вопросы, рецензируют сами проекты. В этих случаях отрабатывается опыт взаимодействия и наставничества «старший ученик – младшему ученику» через «обратную связь»; ценностно-ориентированную мотивацию и взаимный интерес.Перечисленные признаки подтверждают значимость метода наставничества в становлении личности, его действенность и образовательную ценность. Участие в исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою роль в этом процессе, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками, дает возможность принять участие в исследованиях.Личный опыт педагогической деятельности в МБОУ «СОШ №20» г. Абакана свидетельствует об огромном потенциале наставничества среди обучающихся. Форма наставничества «Ученик – ученик» предполагает тесное взаимодействие обучающихся школы, при котором одни из них, за счет глубины знаний и лидерских качеств, положительно влияют на других учеников, в соответствии с моделями ролевого взаимодействия: «успевающий неуспевающему», «лидер пассивному», «равный равному».Данные взаимодействия происходят как в ходе обучения и совместной работы над различными видами проектов, так и во внеурочные часы при подготовке к конференциям, олимпиадам, конкурсам. Наставничество среди обучающихся истории и обществознанию проявляется путем групповой проектной деятельности.Необходимость указанной деятельности мотивирована стандартом образования, следовательно, каждый ученик должен владеть соответствующими знаниями. Первоначально задается и обговаривается направление тематики «Итоговый тематический проект», «Прикладной проект», «Проект-исследование» «Творческий проект». Затем создается группа с наставниками, которую возглавляют ученики лидеры. В течение определенного времени группы работают над своими темами проектов. Можно организовать групповые обсуждения проектных затруднений ,обмен тематической информацией, ссылками на литературу и источники.Ученики вместе осваивают технологию работы над проектом. Лидеры организуют участие всей группы в деятельности, успевающие ученики вдохновляют более слабых. Такая совместная работа детей формирует благоприятную психоэмоциональную среду среди обучающихся ,интересную творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи.Непосредственно наставничество в групповой проектной деятельности улучшает результаты учебы, способствует адаптации детей в коллективе и развивает лидерские качества наставляемых детей. Наибольшую заинтересованность ученики проявляли в выполнении следующих проектов: «Пути решения глобальных проблем» (обмен буклетами среди параллелей 5-7 классов), «Безопасность и охрана труда человека глазами ребенка» (итоговый продут – плакат группы учащихся отмечен на муниципальном уровне благодарственным письмом), «Привычкавторая натура, или можно ли перебороть себя?» (групповое обсуждение), «Интервью с деятелями истории», «Проблемы современной семьи» (проект-исследование был отмечен на конференциях различных уровней), «Альбом участника Великой Отечественной войны», историческое моделирование «Взгляды современников событий..», «О чем расскажут улицы моего города?».Общая работа над проектами налаживает взаимную коммуникацию класса, устанавливает отношения делового сотрудничества, что может быть важно для детей с заниженной самооценкой и низким статусом в собственном классе. Ученик-наставник должен быть компетентным и обладать необходимыми качествами, которые бы обеспечили, с его стороны, весомое влияние на наставляемых. Также для более успешного создания и реализации проектов группа участников должна иметь примерно следующий состав: лидер-наставник (руководитель), творец-оформитель (художник); эксперт по созданию новых идей (креативщик); исполнители (деятели); критик.Лидер-наставник распределяет и корректирует работу в группе, участвует в обсуждении, делится знаниями, ценностями и ориентирами общения. Таким образом, при выборе определенного типа проекта, можно управлять активностью детей на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у них необходимые предметные, коммуникативные и другие компетентности.Активное участие школьников в проектах является реальным инструментом содействия одарённости и успешности. Однако, не менее актуальная задачаподдерживать тех обучающихся, которые пока еще не добились ощутимых успехов в освоении программы обучения. Здесь также эффективным методом формирования учебной мотивации школьников является применение формы наставничества «ученик ученик».При этом допустима работа в парах либо малых группах с распределением ролей «наставник – ученик». Во-первых, такой формат взаимодействия позволяет активизировать интерес к предмету. Во-вторых, обмениваясь мнениями, дети учатся друг у друга и приобретают навыки оценивания своей и работы одноклассника. В-третьих, взаимодействуя в паре, обучающиеся активнее, чем в ходе самостоятельной работы или работы, организованной преподавателем, реагируют на возникающие учебные ситуации. Такое обучение позволяет справиться с большим объемом учебного материала в сравнении с тем, что они успевают сделать при традиционной организации образовательной деятельности.На уроках ученик-наставник вместе с учащимся, который имеет трудности в обучении, исправляет его ошибки, корректирует результаты учебной работы, оказывает моральную поддержку, помогает справиться с индивидуальными заданиями.Оценка работы подопечного производится наставником, а деятельность последнего оценивает наставник – преподаватель по результатам достижений подопечного. Таким образом, все участники совместной образовательной деятельности несут обязательства друг перед другом [3, с.5].Для формирования готовности к наставничеству целесообразно использовать в образовательной и внеурочной деятельности интеллектуальные игры и конкурсы. Именно эти формы работы служат пространством для самовыражения потенциальных наставников.Совместная деятельность обучающихся в подготовке к мероприятиям способствует развитию инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, умение планировать свою деятельность и согласовывать ее с партнером по работе, учитывать чужое мнение, воспитывает коллектив единомышленников, раскрывает творческий потенциал каждого участника. Можно использовать передачу опыта старших школьников младшим через организацию интеллектуальных викторин.Правовая интеллектуальная игра является наглядным примером действующей модели организации наставничества и шефства для обучающихся. В школьной интеллектуальной игре «Имею право на права» принимали участие сборные команды в составе 8-10 человек, состоящие из обучающихся 5-8 классов. Состав команды формируется как по желанию, так и случайным образом по жребию.Ученики, которые не вошли в команду, становятся группой поддержки. Учащиеся 10-11 классов участвовали в организационных моментах игры и являлись учебными наставниками, оказывая помощь в подготовке к правовой игре.Задача педагога – объяснить суть совместной работы, сформировать желание помогать, степень ответственности каждого за ее результат, принципы оценивания деятельности каждого обучающегося. Необходимо обеспечить моральное поощрение, уважительное отношение к наставнику. Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение в образовательный процесс технологии наставничества и шефства помогает в достижении главной цели стимулирование инициативы подрастающего поколения в оказании помощи, желание делиться своим опытом, психологическая поддержка младших и слабых, а также способствует познанию детьми самих себя, своих возможностей, проявлению уважения к интересам других людей, воспитанию сочувствия и взаимоуважения, стремлению к самоуправлению.Такая форма организации деятельности позволяет наставникам получить опыт социальной активности, обеспечить преемственность, способствовать самореализации в определенном виде деятельности.Для наставляемых учеников участников способствует возможностям расширить знания, приобрести новый жизненный опыт; сформировать положительный образ старшего «ученика –лидера». Основной результат наставнической деятельности продуктивное развитие личности наставляемого, его интенсивное образование, активная социализация, позитивная социальная адаптация через передачу опыта наставника наставляемому.Воплощая идеи наставничества, можно достаточно быстро и эффективно решать задачи взросления подрастающего поколения.Литература1. Данилова, В. В. Формирование партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности. Текст.: автореф. канд. пед. наук / В. В. Данилова. – Челябинск, 2015. – 27 с.2. Красило, Д. А. Ориентирующий образ наставника в процессе реального самоопределения: период вхождения во взрослость. Текст: автореф. канд. психол. наук / Д. А. Красило. – М., 2005. – 27 с.3. Чарина, Е. В. Отношения в системе «наставник – молодой специалист» в процессе профессионализации. Текст.: автореф. канд. психол. наук / Е. В. Чарина. – М., 2004. – 24 с.